Книга «Грозовой перевал» Эмили Бронте вызвала ревность и гнев ее старшей сестры Шарлотты. «Как ты могла написать такое? Мерзкая низкопробная книга!», — в сердцах швыряет одно обвинение за другим старшая сестра младшей.
«Взяла перо и написала», — дерзко отвечает смертельно больная Эмили. Всех ее сил хватает лишь на эту дерзость — больше их не остается ни на что.
Это какой-то уникальный в истории литературы случай, когда сразу три дочери и сын в семье скромного пастора в одной из деревень Йоркшира в викторианской Англии реализуют себя в творчестве, а две из них становятся классиками английской и мировой литературы.
Причем все три — молодые девушки, сестры, субтильные девицы со слабым здоровьем. Эмили из-за болезни ушла из жизни в 30 лет, Энн — в 29, Шарлотта — не дожив до 40.
Их брат Бренуэлл тоже увлекался писательством, но больше был известен, как талантливый художник. И тоже ушел рано — раньше сестер, сжег себя во имя искусства.
Неудивительно, что эта семейная история привлекает внимание кинематографистов. О ней и фильм «Эмили». Постановщиком выступила австралийско-британская актриса Френсис ОКоннор, это ее дебют в режиссуре.
Эмили (Эмма Маки) — мечтательница, ей нравится, лежа в травах между кустами вереска, сочинять диалоги или вместе с Энн придумывать какие-нибудь невероятные истории.
Эмили — затворница, ее считают странной, она не любит новых людей, опасается их.
Эмили — бунтарка, она не хочет жить по канонам, которые диктуют церковь, семья и общество. Она ищет согласия только с собой.
Шарлотта, как бы сейчас сказали, — «достигатор», она упорно учится, в отличие от Эмили, то и дело бросающей учебу в пансионе и сбегающей домой. Шарлотта становится учительницей, и ей важно, что отец гордится ей.
Девушки соперничают за похвалу отца, Эмили превозмогает себя и тоже едет учиться и учить вместе с Шарлоттой — чтобы дать повод отцу любить ее так же сильно. Но опять не выдерживает и возвращается в деревню.
И попадает «меж двух огней». У отца в церкви появляется молодой помощник - курат Уильям (Оливер Джексон-Коэн), к тому же домой возвращается брат Эмили — Бренуэлл (Финн Уайтхэд), молодой повеса, который намерен стать писателем или художником, словом, реализовать себя в творчестве. Даже несмотря на то, что отец лишает его содержания.
Религиозный Уильям помогает Эмили подтянуть французский язык, чтобы она продолжила учебу и пытается призвать ее к большей духовности. Получается плохо — у них завязывается тайный роман. Недаром французский называют языком любви.
Авантюрист Бренуэлл, напротив, как натура творческая, призывает Эмили мыслить свободно, и приобщает ее к опытам расширения сознания и одновременно — расширения зрачков.
Фильм очень красивый, костюмный, драматичный и выдержан в стилистике произведений сестер Бронте. Штрихами, мазками кисти, проблесками сознания и вспышками памяти рассказана эта история.
Музыка в фильме невероятная – звучат скрипки, виолончели, фортепиано. Музыка очень хорошо ложится на «картинку». Если бы я раздавала Оскаров или другие кинонаграды, этому фильму точно дала бы победу в номинации за музыку (ее создал польский композитор Абель Коженёвский).
О чем фильм? В целом о природе творчества, бурлящего в душе и ищущего выход, ждущего триггера. Только потеряв всех, кого любила, Эмили садится и пишет «Грозовой перевал». Только потеряв Эмили, Шарлотта садится и пишет «Джейн Эйр» и затем другие книги.
Красиво, волнующе и немного грустно. Отличный фильм, рекомендую!
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
О британских костюмных драмах можно почитать здесь:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»