О чем мы забыли - так это об обетованном нам Самим Иисусом Христом Евангелии Царства - той счастливой вести, которая единственная сегодня способна вывести человека из ступора, по-настоящему успокоить, порадовать, зажечь, вдохновить, развеселить.
Я много лет провожу один и тот же нехитрый эксперимент: спрашиваю моих коллег-богословов, служителей разных церквей, просто людей верующих - что является главным пророческим условием, которое должно сбыться накануне Второго пришествия Иисуса Христа? В один голос мои друзья дают мне один и тот же, в общем правильный (но неполный, а потому обессиленный ответ): и проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец - повторяют они мне слова Иисуса Христа, без особого энтузиазма и без веры в то, что это сбудется.
Проблема в том, что практически все, с кем я говорил, кого спрашивал, забывали сказать (или вообще забывали) то ключевое слово, которым Сам Иисус Христос определяет это Евангелие, которое должно достигнуть (и достигнет!) каждого уха, каждого глаза, каждого живущего на Земле - Царство! Евангелие Царства! Вот что сказал Иисус Христос на самом деле:
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец." Евангелие от Матфея 24:14
Как я уже заметил, это словосочетание "Евангелие Царства" (греч. εὐαγγέλιον τῆς βασιλείας) можно также перевести как "Евангелие Царством". Люди как-то удивительно дружно теряют это слово, да и само понятие "Царства" - хотя именно оно и определяет в этом пророчестве практически все, связывая слова Иисуса Христа с десятками ветхозаветных пророчеств и обетований о том особенном времени (которое Священное Писание называет Днем Господним), в которое Бог обещал установить Царство народа святых:
"И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно." Даниил 2:44
"Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков". Даниил 7:18
В одной из предыдущих публикаций, История Царства Небесного, мы говорили уже о тех четырех "сезонах" Царства Небесного: о весеннем, когда Царство есть внутрь человека (кульминацией которого является спасение), о летнем расцвете на уровне общества (кульминацией которого является царство народа святых), об осеннем, Тысячелетнем (кульминацией которого является величайший сбор урожая), и о зимнем, кульминацией которого является снисхождение на Землю Нового Иерусалима и установление на Земле Вечного Царства Божия.
Это и есть Евангелие Царства - то, что задевает, преобразует человека и общество в разные периоды времени. Различные сезоны этого Царства высвечивают поочередно приоритеты Царства Небесного: (1) от Царства внутри, то есть личного спасения обратившегося к Богу человека (еще несовершенного, но просветленного), (2) до возникновения общины и царства, исповедующих Бога (также несовершенных), (3) до Тысячелетнего царства, наступающего со Вторым пришествием, и (4) вплоть до наступления полноты Царствия, когда не будет уже ни горя, ни слез, ни болезней, ни смерти.
Ни один из этих сезонов невозможно перепрыгнуть, пропустить - как нельзя без лета войти из весны в осень и зиму. Всему своя череда, и с самого начала служения Иисуса Христа именно благая весть о Царстве составляла фокус Его служения, Его благовестия:
"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях...
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное." Евангелие от Матфея 4
Давайте внимательно посмотрим на ответ Иисуса Христа ученикам о том времени, когда Он вернется на Землю. В Евангелии от Матфея 24 главе Иисус дает много деталей относительно этого времени. Но кульминацией всего является Евангелие Царства - или, дословно - Евангелие Царством.
Слово "евангелие" в переводе (с греческого) означает "радостное сообщение", "добрую новость", "счастливое известие". Это то, что утешает, веселит и окрыляет - делает человека счастливым, радостным. Иисус Христос принес миру много счастливых известий - о победе над смертью, о любви Отца нашего Небесного к нам и, конечно, о Царстве. Каждая из этих вестей, если принимается человеком, способна радикальным образом изменить этого человека, вывести из темноты на свет, из неверия в веру, из озлобленности в радость, из смерти в жизнь. В Евангелии есть великая сила Божия.
В разные периоды истории человечества, или даже жизни любого конкретного человека, разные стороны этого Вечного и Бесконечного Евангелия выходят на передний план и особенным образом задевают, волнуют человека. Царству Небесному, посеянному в человеке Иисусом Христом, и которое и "внутрь вас есть", надлежит однажды, именно в наши дни, наконец вырасти и проявить себя и в обществе, совместно с другими людьми, в которых растет Царствие.
К сожалению, в понятии большинства христиан вера остается чем-то исключительно глубоко внутренним, потаенным от всех глаз, сокрытым. Но это не позволяет вере вырасти и расцвести и соединиться с верой других людей, которая ведет их к преобразовательным действиям, к преобразованию мира, человечества - в подобие Царства Небесного, в общество, в Царство, которое отражало бы (хотя бы смутно, как через мутное стекло, говоря словами апостола Павла) Царство Небесное.
Кто-то скажет мне, что такого рода попытки часто выливались в церковный тоталитаризм с террором инквизиции и коррупцией верхних и средних эшелонов церковной власти. Все верно, и я буду первым, кто скажет об этом. Но это не отменяет ни Божие стремление, ни Его обетование - достичь-таки этого доброго сообщества, этого Царства народа святых на Земле. Пусть не на всей еще Земле (для этого есть следующий этап - Тысячелетнее Царство), пусть не в совершенстве (Иисус предупредил, что сорняки будут расти наряду с добрыми до самого конца), но все-таки обетованное в Писании Царство народа святых Бог не отменил, и не перескакивает к следующему сезону без этого Царства. Ведь Царство это, Царство народа святых, согласно всех пророчеств - это удел самого последнего времени, времени Дня Господня.
Так что неудавшиеся прежние эксперименты с установлением Царства Божия на Земле не являются помехой, не отменяют обетования, но учат нас не повторять ошибок прошлого, учиться из них, и помнить, что провал прежних попыток был пророчески предрешен - как предрешен и успех Царства народа святых в наши дни.
Конечно, никто не отменял, и не может перепрыгнуть через весну Царствия - через семя веры, которое западает в душу и растет Царствие Божие внутри нас, как росточек под землей. Но если это все, что есть, если это Царствие не вырастает выше, не колосится вместе с великим полем колосьев, то оно не выполняет своей полной задачи. Апостол Павел так говорил о людях верующих, разделяя их (1) на тех, чья вера стремятся к преобразованию мира вокруг них - совместно с другими верующими, и на тех (2) чья вера всегда остается внутренней, не приносит плода:
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня. 1-е послание Коринфянам 3:14-15.
Сегодня, когда мы живем накануне преобразования Руси в Святую Русь, в Царство народа святых, именно весть, известие об этом Царстве, о Святой Руси - есть единственное лекарство от уныния и безнадеги, есть единственное средство, которое по-настоящему задевает, неудержимо тянет за собой, вперед, восстанавливает, радует и веселит наше сердце. Я пишу это все из личного опыта и из опыта тех людей, которые тоже прошли этим путем. Ко мне часто приезжают люди хмурые, угрюмые, разочарованные, обиженные, не имеющие видения будущего, планов, надежд... И когда они наполняются Евангелием Царства, когда понимают, что Бог не отменил Своих планов, но неизменно следует им, они загораются новой жизнью, жизнью Царства, и становятся счастливыми, сияющими внутренней и внешней красотой людьми, которые больше не бродят во тьме, но которым Слово Божие стало, как и должно, светильником.
В эти дни и месяцы в России происходят и будут далее, до конца, до исполнения происходить события, которые исполнят пророчества Апокалипсиса и обетования Иисуса Христа о падении Вавилона и о грядущем Царстве царей от Востока. Об этом обетованном Царстве говорится, что оно дано нам для того, чтобы мир наполнился ведением, знанием о Боге, чтобы это Царство народа святых, о котором писали пророки и о котором говорил Иисус Христос, отразило грядущее вслед за ним Царство Божие, и приготовило людей, и позволило каждому сделать свой выбор - в Бога и Царство, или...
Во все времена Господь говорил и напоминал нам о том, что весть о Царствии Божием является главной. И когда мы читаем о Евангелии Царства, или о Евангелии Царством, то это воскрешает в нашей памяти все те увещевания и обетования Божии, которые Он давал народу на протяжении многих столетий. Идеалом Божьим было не только торжество Царства Божия внутри отдельно взятых людей, но и выражение, отражение Царства Божия через посредство Царства народа святых. И эту Свою мечту о нас Бог взялся осуществлять до конца прямо теперь.
Почему понадобилось в конце времен провозглашение Евангелия Царством? Целым Царством народа святых? Да потому что никто из живущих на Земле не в состоянии так отразить ни славу Божию, ни славу грядущего Вечного Царства Божия - как сообщество людей, объединенных (1) в церковь, и (2) в царство.
Вот тут-то и зарыта собака. Мы пришли сегодня к ложному, небиблейскому выводу (который был навязан нам), что церковь является той единственной видимой организацией, которая способна отразить Бога и Его Царство. Но в Священном Писании идеалом Божиим, призванным отражать Его характер и Его Царство, являлось... царство. Царство Его народа. А когда Его народ падал, отворачивался от Бога, то Бог всегда спасал народ через другой царство, через царство того же помазанника Кира, царя от восхода солнечного.
Двое последних помазанников, последних свидетелей - Белый царь и Белый пророк из 11-ой главы книги Откровения - выражают собой вечный идеал Бога о человечестве, о наполнении Земли счастьем и ведением Бога. И эти свидетели - не самостоятельные фигуры, но отражают собой те два громадных "тела" свидетелей, которых Бог видит (1) в царстве, (2) в церкви. Царь стоит за царством, пророк стоит за церковью. И Евангелие не будет полным, не будет донесенным до людей без одного из этих свидетелей.
Интересно, что на протяжении христианских веков церковь пыталась представить себя в роли главного, если не единственного свидетеля перед Богом. Оттого происходила постоянная борьба за первенство, в котором церковь стремилась подчинить себе государство, царство. В свою очередь государство, встревоженное амбициями церкви, старалось не дать церкви пальму первенства в правлении. Отсюда - неизбежные конфликты, которые не могли позволить Царству Божию отразиться в христианском обществе - ни в церкви, ни в царстве.
Однако в последние времена эта гармония (или "симфония", как принято говорить в церковных кругах) будет восстановлена. Но на этот раз первенство будет дано не церкви (которой это первенство давалось уже на протяжении многих столетий), а царству. Именно царство царей от Восхода солнечного некогда освободило народ Божий от Вавилонского плена, укрепило, вдохновило и позволило выполнять свою миссию. Так будет и в наши дни, когда грядущее Царство Божие отразится, как море в капли воды, в Царстве Святой Руси.
Выводы ОС
Идеалом Божиим во все времена было видеть Свой народ в первую очередь как Царство. Царство Небесное - это Царство, не Церковь. Где же тогда, в чем же тогда роль второго свидетеля - церкви, или пророка? Церковь - это островки веры среди царств, среди государств неверия. Когда христианство начало развиваться, оно развивалось в римской империи, богоборческой и богопротивной. Поэтому церкви возникали как островки спасительной веры, как примеры сообществ людей, объединенных в мини-царства на территории в целом враждебных Богу государств.
Такова и будет роль второго свидетеля - Белого пророка - и тех людей, которые последуют за ним. Белый царь - для Руси, для царей от Востока. Белый пророк - в первую очередь для Запада, для того общества, которое находится за пределами постоянно расширяющейся Святой Руси. Островками веры в этом обществе будут оставаться христианские церкви, слушающие Слово Божие и внимающие пророку. Не ругайте христиан Запада - они живут, и будут жить, как и мы теперь, на островках веры среди океана безверия, и кое-как, по своему справляться с этим, как мы сегодня. Но именно Руси суждено сделаться, по обетованию, Царством веры, в котором церковь, как таковая, утратит свою сегодняшнюю актуальность "островка веры" - на фоне Царства народа святых.
Церковь является главной добродетелью, главной достопримечательностью враждебного Богу государства. Поэтому церковь, как и ее пророк - станет главным благословением, достоянием Запада. А у нас будет нечто большее. Но и церковь на Западе, но и Белый пророк, но и люди веры, живущие за пределами Святой Руси, все они будут смотреть, как на идеал, на Царство народа святых, все будут стремиться на Русь, как на исполненившую собой пророчество о провозглашении Евангелия Царства - Евангелием Царства, примером Царства Святой Руси.