Многократно и многообразно говорил Господь через пророков Своих об участи язычников... но, если честно, кроме спекуляций и суеверий мало что заполняет это важное пространство нашего сознания. Позвольте мне пойти вне всяких проторенных дорог, и показать простую и прекрасную истину, явленную Богом относительно язычников - то есть вечной участи тех людей, которые не верили в Бога, не уповали на Иисуса Христа. Буду говорить предельно кратко, почти тезисно, потому что тема такая большая и прекрасная, что в свое время книги будут написаны об этом. Пока же - вот, только одна эта статья. Но только она все расставит на место в вашей пестрой религиозной мозаике, потому что она не от измышлений человеческих, худых или добрых, а от Слова Божия.
Итак, что же случится с язычниками - с нехристианами - с людьми, которых за историю человечества по некоторым подсчетам - до 99 процентов из всех живших людей? Конечно, как христианин я прекрасно осведомлено, что "нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" Деяния 4:12. Естественно, язычников тоже спасает Христос и Его жертва. И я расскажу, как Он их спасает, и что об этом говорит Слово Божие.
Я хочу начать еще с Ветхого Завета, в котором этапы большого Божьего плана относительно иудеев, христиан и язычников уже очень четко, хотя и символически представлен в трех годовых праздниках:
"Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков... Наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лицо Владыки, Господа." Исх 23:14-17.
Праздники весенние: Первое пришествие, воскресение ветхозаветних праведников
Эти три праздника, три жатвы, символически представляли три жатвы людей. На праздник Пасхи иудеи должны были приносить начатки от урожая зерна - ячменя - который вызревал к тому времени. Этот праздник исполнился с Пасхой Христовой, и с воскресением ветхозаветных праведников, которое произошло в ту пору:
"Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим" Матфея 27:50-53.
В пророчествах Завет Ветхий сравнивается с ячменем, в то время как Завет Новый - с пшеницей. Иоанн Богослов пишет о Писаниях Ветхого и Нового Завета как о соответствующем объеме зерновых - более дешевого ячменя и дорогой пшеницы: "И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай" Откровение 6:6.
Урожай "ячменя" - ветхозаветних праведников - был собран с Первым пришествием Иисуса Христа, с Его смертью и воскресением.
Праздники летние: Второе пришествие, воскресение христиан
На праздник Пятидесятницы (праздновался на пятидесятый день после Пасхи) Богу должно было принести начатки от урожая пшеницы. Пятидесятница, с ее излитием Духа Святого, знаменовала начало новой, христианской эры, начало Церкви. Соответственно, в конце этого периода, со Вторым Пришествием Иисуса Христа, собирается урожай пшеницы - христиан:
"И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата." Откровение 14:14-16.
Это - то самое событие, та самая жатва, о которой говорит и апостол Павел:
"Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде." 1 Фессалоникийцам 4:15-16.
Обратите внимание, кто воскрешается со Вторым пришествием Иисуса Христа: "мертвые во Христе". Это - сбор пшеницы. Ячмень и пшеница - это зерновая культура, символизирующая Слово Божие (Ветхий и Новый Завет), Завет. Это - люди, которые в Завете с Богом (то есть вступили с Ним в определенный договор, определенные отношения, очерченные Законом Божиим, Заветом). Обратите внимание, как описывает воскресение мертвых при Втором пришествии Иоанн Богослов:
"И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет." Откровение 20:4-6.
Иоанн делает акцент на воскресении мучеников - потому что им суждено выступать в роли судей во время этого ведикого Тысячелетнего Суда. Но и прочие христиане, и иудеи (люди, которые были в Завете) - те из них, кто оказался в числе спасенных - воскрешаются в это самое время, как учили апостолы и Сам Иисус Христос.
Кстати, если вы не знали, верующие во Христа на Суд не приходят - суд состоится без них, за них. Христос, Первосвященник Нового Завета, после воскресения из мертвых служит в Небесном Храме, ходатайствуя перед Отцом за Своих детей, грешных и неразумных, взывающих к Нему, просящих о прощении. Иисус сказал: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" Иоанна 5:24.
Когда христиане воскрешаются (а происходит это со Вторым пришествием), то им не надо представать на Суд. Они уже давно оправданы - они еще при жизни были оправданы, когда исповедовали свои грехи и веру в Спасителя. И на Суд они приходят уже не в качестве подсудимого, но в качестве (1) судей (в случае мучеников), или (2) присяжных поверенных, свидетелей. Апостол Павел напоминает, что верующие будут даже судить падших ангелов, не то что людей: "Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?" 1 Коринфянам 6:3.
Праздники осенние: Третье пришествие, воскресение язычников
Да, мне приходится напоминать об этом, потому что большинство христиан постоянно забывают (или никогда не знали), что есть еще и Третье пришествие Христа - по окончании Тысячелетнего Царства. Именно тогда сходит на Землю Небесный Иерусалим, и Земля становится центром управления Вселенной.
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их." Откровение 21:1-3
Но прежде состоится великое воскресение - самое великое множество людей воскреснет в это время, по окончании Тысячелетнего Суда. Это те, дела которых рассматривались Трибуналом тысячу лет! В их числе, как вы уже наверное поняли, будут: (1) не воскресшие в свое время люди Завета (иудеи и христиане) и (2) язычники. И если среди первой категории людей, бывших в Завете с Богом, но предавших Бога или угнетавших ближнего, вряд ли найдутся достойные оправдательного приговора, то из среды язычников оправдано и спасено будет великое множество. Каким образом?
Я уже и прежде говорил о том, что Бог дал скрижали Десятисловного Закона на двух скрижалях (камнях) для того, чтобы судить язычников по Второй скрижали, по их отношению к ближним. Язычники судятся по тому Закону, который записан и на Второй скрижали, и в каждом сердце, как напоминает апостол Павел, то, что мы зовем совестью. Бог не будет судить их по тем заповедям, которые они на себя не принимали - или которые Он на них не возлагал - первые Четыре заповеди (Первой скрижали) - об отношениях с Богом.
Бог не спросит их (и нам не велит!) - верили они в Единого Бога, или во множество богов, или вообще не верили. Это может быть индус с его миллиардом богов, или атеист, или... не важно кто. С них спрашивается - Богом и нами - то, что дано им было: как они относились к своему ближнему!
В Евангелии от Матфея гл. 25 Иисус Христос рассказал нам о Суде - и мы ничего не поняли из Его рассказа, потому что мы не услышали и не поняли - над кем этот Суд? А Суд этот, как сказано, "над народами", или буквально "язычниками". Понимаете? Это не тот Суд, на который предстает каждый христианин - потому что христианин, как сказано, на Суд не предстает, если он спасенный, конечно. Потому что мы верили во Христа как Искупителя, как Священника, Адвоката - и Он спас нас без нашего появления на Суд.
Здесь же идет речь о Великом Суде, которое происходит в Третье Пришествие Иисуса Христа. Напоминаю, что в Первое Свое пришествие Иисус пришел как страдающий Спаситель, во Второе Он является как грозный Воин, поражающий злодеев. И только в Третье пришествие, по окончании Тысячи лет, Иисус приходит во всей славе Своей, как великий Судья и царь:
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» 40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» 45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». 46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную. Матфея 25:31-46
Здесь перед нами - великое множество народа, которое знать не знало о Господе! Им еще предстоит узнать - Чьей кровью они спаслись. С них не спрашивается за их веру или неверие в Бога - только за их отношения с ближними. А осужденным дано видеть всю правду о себе, о ближнем, и о Боге.
Вот, никто, кажется, не понимает, что этот Суд - это Суд над народами, то есть над язычниками - и уподобившимся им "христианам". Это оглашение приговоров, над которыми мы, христиане, трудились тысячу лет. Вот когда Иисус приходит во всей славе Своей, как великий Судья и царь:
7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской. 8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. 9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Откровение 20:7-15
На сегодняшний день, к сожалению, я не знаю ни одной христианской деноминации, ни одного богослова, которые знали бы и понимали то, что теперь, надеюсь, знаете и понимаете вы. Слово Божие учит этим простым и важным вещам. Вглядитесь в Слово, полюбите его - и оно откроется вам. Время просто пришло.
Кто-то скажет: ну вот! Нет разницы тогда, получается? Христианин ты или нет? У всех одинаковые шансы? Разница есть. Повторюсь, если вы пропустили:
"Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет." Откровение 20:6.
Это не значит, как мы уже видели, что во Второе воскресение воскрешаются одни лишь мерзавцы - на сожжение. Так я сам верил когда-то, так верят и многие мои друзья. Это воскресение сопровождается Великим Судом над народами из Матфея 25, и результатом этого Суда, как и Суда тысячелетнего, являются две группы людей: спасенные (из числа язычников) и осужденные.
Выводы
Какое великое счастье, блаженство быть во время этого Тысячелетнего царства не в земле, не под следствием, но свидетелем этого великого Суда, охватывающего всю историю Земли, всех людей, все планы и премудрости Божии, все войны и расцветы, все драмы и трагедии, все человеческие секреты! Мы будем решать судьбу Сократа и Аристотеля, Александра Великого и Юлия Цезаря. Нам предстоит рассказать им, когда придет срок, что сделал для нас - и для них - Иисус Христос, когда умер за всех грешников на кресте. Нам придется наставлять мудрейших историков, литераторов, политиков прошлого в истинной истории, литературе, пророчестве...
И еще блаженство - не приходить на Суд, как язычники. Не трепетать в ожидании приговора - налево или направо? А вы говорите - есть ли разница между христианином и язычником? Еще какая!
Но я не собираюсь никого ни в чем переубеждать, и вообще не считаю этот вопрос - вопросом спасения, вопросом, требующим непременно какого-то всеобщего единообразного приятия. Мало кто христиан, которых я знаю, знают и понимают это, но это никак не делает их чем-то меньшим, чем великое звание - христианин. Я представил простое библейское учение, своего рода поправочки для разных учений и конфессий, включая мою, которая считает иначе. Я не настаиваю на том, чтобы все непременно приняли - это не так и важно. Я лишь делюсь своими исследованиями как богослов и пастор. И уважаю то, во что верите вы, друзья.
Понимаю, что статья и так длинная, и то, что я еще тут скажу к ней ничего не добавит, но мне приятно будет это написать. Тридцать три года назад я сделался студентом Заокской Духовной семинарии, и меня буквально повергал в дрожь, в трепет уже один лишь запах книг, имеющих дело с пророчествами. Это были книги старые и новые, на русском, и на английском, и я точно знал, что они ждут меня.
И они меня дождались, как и многие другие книги по пророчествам, и сегодня, спустя столько лет, моя вера в пророчества и мое знание их - далеки от совершенства, но не потеряли ни капли первоначальной любви, трепета перед пророческим Словом. Поэтому, наверное, оно мне и стало открываться, и полюбило меня - потому что я его полюбил.
И я не хочу хвастать, но скажу вам, что я бы очень дорого в свое время отдал, чтобы иметь такой ресурс, как Открытая Семинария, чтобы знать то, что открыто здесь вам, дорогие читатели. Но в каком-то смысле и я немного пророк - я много лет жил и лелеял тот материал, в который сегодня все это вылилось. Что-то из того, чем я делюсь, я обнаружил для себя давным-давно, в книгах - и жил этим, развивал. А чему-то учусь буквально ежедневно. Рад, что вы учитесь со мной, друзья, чты мы учимся с вами вместе. Простите за то, что мои "лекции" иногда бросают вызов вашим представлениям. В свое время я принял этот вызов, брошенный Словом Божиим всем моим человеческим представлениям, традициям и учениям. И передаю его вам, друзья! Дерзайте! С Богом!