Когда грех выдается за сладкую сказку. Что случилось с современной западной культурой?

49K прочитали

У меня есть знакомый математик (кандидат наук, светлая голова), который лет 15 назад уехал в Англию. Когда уезжал по специальному приглашению, был на седьмом небе от счастья, считал, что ему в жизни необыкновенно повезло. Но пожив на Туманном Альбионе, восторги свои подрастерял.

Дело в том, что он так и не сумел принять поведение англичан как норму жизни. Его раздражает, что коллеги с удивлением смотрят, когда он в теплое время года приходит на работу в колледж и сквозь одежду виден его нательный крест.

Но ладно крест, больше всего волнует его душевное здоровье младшего сына. Тот учится в школе, парню 15 лет, педагоги долго мучили юношу вопросом о том, какой пол он готов себе выбрать. Да-да, выбрать надо было из 16 или 20 вариантов. И традиционный вариант его наставников не устраивал.

Но это еще полбеды. Одноклассник предложил ему определенные отношения! И когда сын математика в его просьбе отказал, то отца вызвали в школу и указали, что он своим тлетворным влиянием не дает ему жить в любви. Когда несчастный математик заметил, что его мальчик сам этого не хочет, то педагоги пригрозили ему ребенка из семьи изъять.

И так далее в том же духе.

Когда я слушала рассказы этого математика (а мы с ним встречались здесь, в России, на одном из научных мероприятий), то пыталась представить себе эту ситуацию в нашей действительности, но у меня ничего не получалось.

У нас, случись такое среди подростков, того самого «розового» засмеяли бы или побили.

И не потому что наши подростки такие не толерантные. Просто они пусть на бессознательном уровне понимают, что это грех.

Ну нельзя грех делать нормой жизни. Если такое происходит – общество обречено на гибель!

А ведь на западе это началось давно. Не только с Зигмунда Фрейда, который провозгласил, что миром правит Эрос и Танатос (страх смерти). Фрейд расчеловечил человека, отказал ему в бессмертии души, свел его личность к игре страстей, которые нужно удовлетворять для того, чтобы человек не сошел с ума.

Вся его психология строится на отказе от моральных норм. Он и личность видел как соединение трёх начал: океана бессознательного, утлого суденышка личностного «Я» и грозного «Сверх-Я» - моральных запретов и религиозных традиций, который довлеют над человеком.

По его мнению, чтобы обрести душевное равновесие, нужно нырнуть в этот океан бессознательного.

Его книги и лекции произвели в Европе начала прошлого века настоящий фурор! Ему внимали как новому богу, цитировали, восхищались. Боготворил Фрейда Лев Троцкий, который считал, что именно так и нужно выстраивать отношения между мужчинами и женщинами в новой советской стране. Поэтому и родилась в работах Александры Коллонтай идея «стакана воды». Идея об удовлетворении всех своих потребностей.

На западе тогда вышел в свет роман Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Автор как раз ратовал за необходимость отказа от моральных норм и возвращения к естественности.

У меня есть знакомый математик (кандидат наук, светлая голова), который лет 15 назад уехал в Англию.

Сюжет романа пересказывать нет смысла. Он хорошо известен. Если кратко, то юная жена баронета Клиффорда Чаттерлея Констанция после свадьбы ждет мужа с войны, но тот возвращается инвалидом, прикованным к коляске.

Отношения между супругами теперь могут быть только платоническими. Муж это понимает и разрешает жене иметь любовников, обещая признать ее детей.

Но Констанция влюбляется в грубого и нелюдимого егеря. Он – человек из народа, леди ему не пара. Но именно с ним Констанция начинает особые отношения, которые приводят к беременности. Именно с ним она потом убегает.

Важна еще подача этого материала. Любовные сцены особым образом смакуются, поступки леди автором не просто оправдываются, они возвеличиваются. Особо подчеркивается, что жена аристократа обрела счастье с простолюдином, который был необыкновенно хорош в том самом смысле.

Такая вот "Анна Каренина" наоборот.

Этот роман экранизировали 12 раз! Для сравнения «Война и мир» экранизировалась также 12 раз, «Тихий Дон» - 4 раза.

И если фильмы сохраняют какой-то оттенок благопристойности, то книгу читать очень тяжело из-за того самого фрейдовского контекста.

А что если у нас написали бы подобную книгу?

Пытались и не раз. Самый яркий пример – это переписанный сценарий «Москвы, которая слезам не верит». Отдельной книгой в 1990-годы ее издал сценарист фильма Валентин Черных. И как раз он и поставил эту фрейдовскую тему во главе угла.

И как изменились знакомые герои!

Все три девушки превратились в одержимых желанием не просто найти жениха, а испытать те самые ощущения. Главной положительной героиней стала Людмила, которая ловко устроила свою карьеру и личную жизнь, испробовав все и пройдя через сотни любовников. Даже тихая Тоня и то вздыхала по отношениям с знакомым сантехником.

У меня есть знакомый математик (кандидат наук, светлая голова), который лет 15 назад уехал в Англию.-2

Если Владимир Меньшов снял кино по ТАКОМУ сценарию, то вряд ли этот фильм полюбился бы зрителям.

Потому что нельзя прославлять грех. И не стоит подменять понятия, называя черное белом. Это кончается плохо.

А что есть современный запад в его идеологическом смысле?

Это общество победившего фрейдизма. А ведь Фрейд много лет работал в психиатрическом отделении местной больницы, а потом перенес выводы, сделанные им там, на всех людей.

И результаты оказались печальными.

Спасибо!
А это подробный разбор того самой книги «Москва слезам не верит» 1992 года.