Ничто так не способствует усвоению и фиксации полученных навыков, как практика.
Увы, применить теорию непосредственно после обучения получается не сразу, поэтому, чтобы не растерять навыки, необходимо иметь в запасе альтернативные способы их закрепления.
Виды навыков.
Полученные теоретические знания – ещё не навык. Можно механически писать лекции, посещать практические занятия и даже получить аттестат, но так и не разобраться в предмете обучения. Навык предполагает осознание и осмысление полученных знаний, а также умение применять их на практике. Для усвоения информации в процессе обучения студентам предлагают тестирование, экзамены, практические занятия на производстве, решение задач и другие методы. Это широко известные способы закрепления механических навыков, которые станут опорой для будущих профессионалов.
Не менее важными для личностного развития являются гибкие навыки, которые помогают человеку адаптироваться в современном обществе, быть конкурентоспособным и успешным. Любой из навыков требует закрепления на практике, однако практиковаться тоже нужно правильно.
Избыточное научение.
Одним из эффективных способов закрепить полученный навык является избыточное научение. Суть метода заключается в повторении привычных действий уже после того, как человек освоил навык на практике достаточно хорошо.
Таким образом, механическая работа доводится до автоматизма, а также появляется понимание нюансов, возможностей применения полученных знаний и улучшения процессов.
Избыточное научение позволяет не только хорошо закрепить навык, но и развить его. Применяя этот метод, человек начинает не только решать типовые задачи, но и находить нестандартные решения. А эти качества высоко ценятся работодателями и дают специалистам возможность достигать вершин своего профессионализма.
Закрепляем навык эффективно: инструкция.
Если освоение навыка даётся нелегко, избыточное научение помогает поэтапно освоить практику в короткое время. Принцип заключается в следующем:
1. Необходимо разделить задачу на несколько простых подзадач (например, если в практике применяются несколько разных навыков).
2. На решение каждой подзадачи нужно выделить время – например, 20 минут.
3. По истечении 20 минут, когда вам кажется, что навык усвоен хорошо, необходимо продолжить практику, не меняя уровня сложности, ещё на 20 минут. Соответственно, один урок у вас займёт 40 минут (20 мин. – доведение до автоматизма, ещё 20 мин. – повторение действий).
4. Таким образом, последовательно решается каждая подзадача (освоение одного из навыков). Процесс можно разделить по времени – например, каждый день осваивать одно действие. Качество запоминания при этом не пострадает.
Избыточное научение даёт мозгу некоторую передышку между новыми подзадачами. Нейронные связи при этом становятся крепче, а полученные знания полностью укладываются на нужные полочки памяти.
Другими словами, изучая новые навыки, не нужно «скакать галопом по Европам». Необходимо лишь увеличить время на практику и не осваивать навыки вразброс, а делать это последовательно – от одного к другому по очереди.
Удачи вам в работе над собой!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru