«Транслюмина Тринити II» – это фигурная картина, написанная акрилом на древесноволокнистой плите (ДВП). Три вертикальных параллельных прямоугольника – оранжевый, более длинный синий прямо посередине и розовый по левую сторону творения – слегка отстоят друг от друга и служат основой для утка фиолетового прямоугольника, проходящего через всю середину из стороны в сторону.
Каждый из разноцветных прямоугольников рифлёный тонкими линиями, которые темнеют у более длинных краёв, тем самым создавая оптическую иллюзию изогнутой поверхности, сильно похожей на закруглённую колонну, как уже было в серии Ричарда Анушкевича (годы жизни 1930-2020) под общим названием «Храм». В этом же творении художник устанавливает напряжение между живописью и скульптурой, вызывая иллюзию твёрдых трёхмерных перекрывающихся форм.
Картины серии «Транслюмина», начатой в середине 1980-ых годов, по-своему пленительны и уникальны. Перемещаясь из двух измерений в трёхмерный мир, серия также включает в себя текстурированные и выступающие геометрические мотивы, в том числе кресты, треугольники, радуги и звёзды, выполненные с низким рельефом на деревянных панелях.
Анушкевич также играет с двусмысленностью пространственных отношений, удерживая зрителей в неуверенности в подразумеваемой физической и визуальной форме того, что они наблюдают, используя в своих интересах склонность ума зрителя завершать форму в своей собственной голове. В картинах используется яркий контраст тёплых и холодных цветов, создающий качество внутреннего свечения, хотя используемые цветовые комбинации, по сравнению с некоторыми предыдущими работами Анушкевича, ограничены.
Считается, что серия «Транслюмина» свидетельствует о продолжающейся эволюции творчества Анушкевича в конце его феноменальной карьеры. Художественный критик Барри Швабски (родился в 1957 году) в статье «Искусство в Америке» отмечает, что картины данной серии «более смелые и с точки зрения цвета куда проще, чем работы художника из начала 1960-ых годов».
Тем временем историк искусства Джон-Томас Спайк (родился в 1951 году) утверждает, что серия «Транслюмина» превратилась из озабоченности трёхмерностью в пробуждение дематериализованного или же так называемого «плёночного цвета» более ранних трудов Анушкевича:
«По мере развития серии «Транслюмина» стало очевидно, что все эти работы тесно связаны с иллюзиями прозрачности, а не с передачей цвета. Примерно в 1989 году агрессивная телесность рельефных картин уступила место замечательному участию в той дематериализации, которая присутствует в произведениях из начала 1970-ых».
Об этой художественной эволюции сам Анушкевич однажды сказал следующее:
«Когда вы рассматриваете, с чего я начинал, вся данная работа как бы продвигается и неторопливо меняется. И вы переходите из одной области в другую. Это более драматично, когда вы можете перескочить, скажем, из 1958-1968 годов, дабы увидеть по одной конкретной картине из каждого периода. Но если бы вы увидели их всех вместе, это было бы вполне себе естественным прогрессом».
- Художник – Ричард Анушкевич
- Название – «Транслюмина Тринити II»
- Год создания – 1986
- Размеры – 213,4 х 243,8 сантиметра
- Материал – Акрил на древесноволокнистой плите
- Место нахождения – коллекция Аукциона Филлипс через частную коллекцию (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)