Найти в Дзене

С каждым годом грамотность населения всё ниже: почему новые методы обучения не работают

Уровень грамотности населения в России составляет 99,7% от общего числа взрослого населения страны (люди старше 15 лет). Но здесь речь идёт об общих показателях – умении читать и писать. Этот уровень в стране приближается к 100%, что не может не радовать. Но если бы среди этой части населения провести проверку реальной грамотности (кстати, Тотальный диктант в какой-то мере претендует на это), то вряд ли бы этот процент был столь высоким.

Источник: Яндекс. Картинки
Источник: Яндекс. Картинки

Министерство просвещения даром свой хлеб не жуёт, поэтому почти ежегодно презентует новые подходы, регламенты, нормы, без которых (как ему кажется!) качественно урок не провести и выпускные экзамены не сдать.

Я не буду сейчас расписывать все трудности учительского труда, начиная от требований к моральному облику и профессиональной подготовке учителя и заканчивая его заработной платой (на просторах Интернета можно найти не один подобный "крик души" как бывалых, так и начинающих педагогов). Однако факт остаётся фактом: реальная грамотность выпускников оставляет желать лучшего (не сравнивайте с результатами ЕГЭ, это разные вещи).

Моя коллега, математик, с которой мы не один год проработали в школе, всем ученикам доносила только одну мысль: математика – царица наук. Что там история, биология, литература! Конечно, доля истины в её словах есть: математика – основа многих других наук. Но, сталкиваясь с людьми в обычной жизни, читая сообщения в мессенджерах, и первое, и второе, и третье впечатление о человеке формирует его речь, и устная, и письменная. Все эти ЗВО̀НИТ, КРАСИВЀЕ, ВЗЯ̀ЛА как ножом режут, хотя в крупных городах такое встретишь реже.

И всё это лежит на плечах учителя-словесника: и учи, и воспитывай, и внедряй новые образовательные стандарты, и всё это на базе современных цифровых технологий.

Сегодня многие школьные кабинеты напоминают кабины космического корабля: и компьютеры, и планшеты, и интерактивные доски, и электронные учебники (про мобильные телефоны вообще молчу). Даже банальное общение учителя с учеником или родителями сведено к переписке в мессенджерах: чат школы, чат класса, личный чат. Это реалии сегодняшнего дня.

Теперь вопрос: стал ли современный выпускник грамотнее своих сверстников, которые выпускались лет 20-30 назад? Какой реальный эффект даёт нам интерактивная доска или компьютер на уроке, когда тоже правило сформулировано в учебнике?

Только прошу: не забрасывайте меня сразу тухлыми помидорами. Я прекрасно понимаю, что мир развивается, что компьютер – это часть нашей жизни, он даёт нам возможность обучаться, развиваться из любой точки планеты и т.д. и т.п.

Но я, в отличие от многих из вас, знаю школьную кухню изнутри. Процесс изготовления презентаций мне хорошо известен – переложить теорию из учебника на красивые картинки (администрация ведь требует). Читать текст с экрана компьютера – не значит внедрять цифровые технологии в учебный процесс.

Я не говорю про всех учителей. Но не нужно питать иллюзий относительного того, что любой учитель – это человек, который выбрал профессию по призванию. Для многих это обычная работа, не хуже и не лучше других. Поэтому формализма в школе, как и везде, хватает. Вот и получается, что красивыми картинками часто подменяется суть обучения.

А ведь для вдумчивого освоения материала, его понимания нужны иногда самые простые вещи: лист бумаги и карандаш. И, конечно, человек, который сможет терпеливо, просто и понятно объяснить правило. Подчёркиваю – объяснить, а не учебник пересказать. Всё предельно просто! Ни одна презентация без грамотного учительского комментария нужную информацию ученику не донесёт.

Поэтому главное в любом обучении – это учитель, который выполняет свою главную работу – обучает. И, к сожалению, не всегда такого учителя мы можем встретить в стенах школы. А принимая во внимание новые идеи от министра образования (о том, что учителю среднего звена высшее образование в тягость), скоро в школе учить будет некому.

Иногда поражаюсь: сколько всего за 11 лет делали на уроках, а основной цели обучения так и не достигли. Как в том анекдоте: "Я освоил новейшую методику быстрого чтения и прочитал «Войну и мир» за 25 минут. Там что-то про Россию".

Скажу ещё раз: я не говорю о том, что информационные технологии – это вред. Многие предметы: физику, химию, биологию – на пальцах не объяснишь. Но язык, на мой взгляд, несколько иное.

Вдумчивое изучение слова, его значения, употребления, написания, осознанная продолжительная практика (ведь именно закрепления на практике и не хватает) – всё это поможет не только сдать ЕГЭ, но и сохранить эти знания на всю жизнь.

Может, кому-то этот путь покажется очень длинным. Но на самом деле это не так. Любую теорию можно изложить просто, компактно, а главное, понятно и даже без лишних технических хлопот.

Кстати, вот вам ещё одна тенденция современного образования. История из моего личного опыта. Сейчас очень популярны многочисленные онлайн-школы, которые предлагают полный спектр образовательных услуг. Многие педагоги с ними сотрудничают. У меня тоже есть опыт такого преподавания. Интересный факт: методист школы (лет так под 30, я буду чуть постарше:)) наставлял меня, что во время урока должны постоянно меняться картинки, как вспышки: одно, второе, третье и всё быстро, быстро, быстро. Это показатель хорошего урока. Интересно, а кто обучал этого методиста? Если подходить к обучению как к бизнесу, то развлекательный контент всегда в приоритете. Но иногда быстрее к финишу приходит черепаха, а не заяц (помните?).

И ещё. Результаты ежегодного Тотального диктанта показывают, что ошибки допускаются из года в год в самых простых словах, правила написания которых в школе повторяют из года в год: Ъ и Ь знаки, безударные гласные, ЖИ-ШИ, слитное и раздельное написание слов, причастные и деепричастные обороты, однородные члены. Число отличников – не более 5% от всех писавших. О чем это говорит?

О том, что повальная цифровизация грамотности школьникам в целом не добавляет, а потому некоторые процессы лучше упростить, чем усложнять. Ведь русский язык и так довольно сложен не только для иностранцев, но и для носителей языка.

Вывод простой: не нужно усложнять изначально сложное, нужно попытаться найти простой путь решения сложной задачи, а грамотный специалист, учитель или репетитор, поможет найти золотую середину между гаджетами и наукой.

А вы принимали участие в тотальном диктанте? Поделитесь своими результатами. Как вы относитесь к усиливающейся цифровизации обучения? Чего здесь больше: плюсов или минусов?