Даже если не хранить крупные суммы на банковских картах, это еще не гарантирует 100%-ной защиты от т. н. «телефонных» мошенников, количество которых за последние годы заметно выросло.
Как показывает судебная практика, они способны похитить деньги даже при их полном отсутствии на счете — дистанционно взяв в банке кредит от имени гражданина.
Заявка на кредит подтверждается секретным кодом, который выведывают у клиента банка посредством всевозможных уловок, а как только деньги поступают на счет гражданина, их тут же переводят на другие счета.
В итоге ничего не подозревающий гражданин остается по-прежнему без денег на счете, но уже с долгом банку на крупную сумму.
Центробанк признает существование этой проблемы и недавно опубликовал объемную программу, где в т.ч. предлагается комплекс мер защиты от подобных махинаций со счетами граждан («Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на 2023–2025 годы»).
Судя по этой программе, в ближайшее время ожидается:
1) Совершенствование механизма возврата похищенных денежных средств — в т.ч. путем точного выявления реквизитов счетов, которые используются в преступных схемах вывода денег.
2) Обеспечение возможности дистанционно обратиться в правоохранительные органы по факту мошенничества с банковским счетом: посредством портала «Госуслуги» и системы дистанционного банковского обслуживания. Это позволит сократить временной интервал для более оперативного расследования преступления.
3) Усиление процедур идентификации при предоставлении услуг микрофинансовыми организациями (МФО).
С 24 апреля этого года к МФО уже стали предъявлять повышенные требования по идентификации получателей займов: если раньше достаточно было копии паспорта и номера телефона, сейчас перед выдачей займа организация должна проверить подлинность паспорта гражданина, фотографии в нем, запросить кредитную историю клиента, а также убедиться в том, что заявленный номер телефона и банковский счет для получения займа принадлежит именно этому гражданину (Базовый стандарт, утв. Банком России, Протокол от 19.01.2023 N КФНП-2).
4) Предоставление операторами связи бесплатных услуг по информированию граждан о мошенническом ресурсе и наличии признаков операции, которая проводится без согласия клиента.
5) Ввод механизма, который бы позволял гражданину устанавливать запрет на дистанционное заключение с ним договора потребительского кредита (займа) в своей кредитной истории — чтобы каждая финансовая организация была априори уведомлена об этом, запросив кредитную историю перед выдачей кредита.
Однако соответствующий законопроект пока только находится на рассмотрении Госдумы и не прошел еще даже первое чтение (проект федерального закона № 341256-8).
Поэтому на данный момент гражданам доступна лишь возможность установить подобный запрет в тех банках, клиентами которых они являются (это предусмотрено новой редакцией Положения Банка России № 683-П, действующей с 1 октября 2022 г.).
Если же выяснится, что мошенники все-таки оформили на вас кредит дистанционно, нужно обращаться в суд с требованием признать кредитный договор незаключенным (инструкция о том, как это сделать, доступна подписчикам моего канала на платформе Boosty).