Найти тему

Узнаем, где затонул фрегат "Лютин" с грузом золота

Все-таки рискованное это было дело - мореплавание. Даже в конце XVIII - начале XIX века. Понятно, что деревянные корабли представляли собой весьма слабую защиту от морской стихии. Однако именно корабли в то время были единственным доступным видом транспорта, который мог перевозить тонны груза. Железных дорог, не говоря уже о самолетах, просто не было.

Вообще-то, изначально "Ла Лютин" был французским фрегатом. Его спустили на воду в Тулоне в 1779 году. Тулон - это весьма крупный портовый город на Лазурном берегу Франции. Он в стороне от основных туристических маршрутов по этой части Франции, хотя сюда нередко заходят и огромные круизные суда.

Тулон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тулон. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

От Ниццы, с которой у большинства россиян и ассоциируется Лазурный берег, до Тулона около 150 км.

Ницца - Тулон. Яндекс.Карты
Ницца - Тулон. Яндекс.Карты

В ходе Великой французской революции команда "Лютина" поддержала роялистов. В результате, когда стало очевидно, что республиканцы одерживают верх, судно передали англичанам (по принципу - лишь бы оно не досталось республиканцам).

Англичане немного подлатали фрегат. Он успел до осени 1799 года поучаствовать в военных действиях (в основном против голландцев). И вот 9 октября с грузом золота фрегат вышел из порта Ярмут. Груз имел просто баснословную оценку. По тем временам 1,2 миллиона фунтов. По состоянию на 2023 год это примерно 125 миллионов фунтов.

С Ярмутом все оказалось не так просто. Есть один Ярмут недалеко от Саутгемптона на острове Уайд. Но нас интересует другой город - так называемый Грейт-Ярмут, расположенный на восточном побережье Великобритании примерно в 30 км к востоку от более крупного Норвича. Вот расположение этого порта на карте:

Грейт-Ярмут, Яндекс.Карты
Грейт-Ярмут, Яндекс.Карты

Место это далеко не самое живописное. Вот так оно выглядит на фотографии:

Грейт-Ярмут. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Грейт-Ярмут. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Направлялся фрегат в немецкий Куксхафен в устье Эльбы. Ну или если указывать более крупный ориентир, то это Гамбург:

Расположение порта Куксхафен. Яндекс.Карты
Расположение порта Куксхафен. Яндекс.Карты

По прямой от Гамбурга это около 90 км. По немецким меркам - это вполне себе пляжный курорт.

Куксхафен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Куксхафен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Зачем перевозилась такая большая сумма денег - тут специалисты до сих пор спорят. Чать утверждает, что деньги необходимы были, чтобы избежать краха на Гамбургской бирже, Вторая часть специалистов указывает на то, что этими деньгами просто финансировались английские войска. Так или иначе, но пройти судно должно было около 500 км, а прошло лишь половину указанного маршрута. Его путь остановился между островами Терсхеллинг и Влиланд в Северном море. На карте это место отмечено промежуточной точкой:

Остров Терсхеллинг. Яндекс.Карты
Остров Терсхеллинг. Яндекс.Карты

А вот место трагедии в увеличенном формате:

Острова в увеличенном масштабе. Яндекс.Карты
Острова в увеличенном масштабе. Яндекс.Карты

Главную опасность для судоходства здесь представляют сильные течения и песчаные отмели. Вот во время шторма судно выбросило на одну из таких отмелей, следующим порывом просто перевернуло, в результате чего судно и затонуло. На очень небольшой глубине. А Северное море славится своими приливами / отливами. Во время последних корпус судна показывался над водой. Естественно, что голландцы, которые в это время находились в состоянии войны с Англией, тут же объявляют судно своей собственностью, и выдают местным жителям разрешение на подъем ценностей с него.

Маяк острова Терсхеллинг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Маяк острова Терсхеллинг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Восемнадцать месяцев голландцы доставали с судна все, что могли. Причем, правительство разрешило им оставлять у себя только треть. Однако судно стало быстро засасывать в мягкий грунт. Да еще и наполеоновские войны были в самом разгаре. В общем, о фрегате и золоте забыли на 20 лет. Лишь в 1821 году голландское правительство снова инициировало операцию по подъему ценностей. Причем нашедший мог оставлять себе уже половину.

Но вся проблема голландцев оказалась в том, что они уже не были в состоянии войны с англичанами. В результате, права на подъем были подарены английском королю, который передал их знаменитому страховому обществу Ллойд. Вот те еще спустя 30 лет и организовали масштабные работы. В итоге, кроме золота и серебра нашли еще множество предметов, который стали символами компании. Один из них колокол. По традиции, если весть дурная, то в него ударяют один раз. Если наоборот хорошая, то дважды. Но вроде как сейчас это просто символ. По назначению не используется уже более 30 лет.

Колокол с фрегата "Лютин".Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Колокол с фрегата "Лютин".Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Однако сильные течения способствовали тому, что корпус судна быстро заносило песком. Что только не придумывали англичане. Они даже попытались сделать что-то типа защитной стены вокруг корпуса корабля. Но в общем, после 60-х гг. XIX века особенных успехов достигнуто не было.

Вот такая история произошла у голландских берегов в самом конце XVIII века. Ну а у нас на очереди история по корабль, ставший основой для очень известной картины. Догадались, о чем идет речь? Если да, то пишите в комментариях ) Спасибо, что читаете!