Почему я так назвала пост? Потому что в 1984 году "Бал" Этторе Сколы был выдвинут на Оскар как лучший фильм на иностранном языке. Ирония ситуации заключается в том, что в фильме не произносится ни слова. Однако и немым его назвать нельзя. Звук там есть, только это музыка и песни.
Перед зрителями проходит история Франции XX века, показанная языком танца. Как видно, академики этот язык не поняли и приз присудили ленте "Фанни и Александр". Безусловно, картина Бергмана великолепна, но и "Бал" Сколы весьма хорош. Действие его происходит в одном танцевальном зале. Вот приходят дамы. Охорашиваются перед большим зеркалом и занимают места за столиками. Потом появляются кавалеры и выбирают партнерш для танцев.
А затем мы переносимся на почти полвека назад, когда в этом же зале звучала совсем иная музыка. И вот те же актеры играют других персонажей, причем разброс амплуа тут крайне велик. Марк Берман, к примеру, появился в ролях пройдохи, нувориша, тыловой крысы, коллаборациониста и битника. Жан-Франсуа Перрье сыграл и стеснительного донельзя кавалера, и надутого немецкого офицера, причем из брюнета стал блондином.
24 исполнителя смогли показать десятки разных характеров, не произнося ни слова. И если Азиз Арбиа более-менее узнаваем (араб здесь все-таки один, спутать не с кем), то Этьен Гишар, сыгравший и профессора, и солдата меняется совершенно.
Пожалуй, только хозяин этого заведения, дама при туалетных комнатах да близорукая девица с журналом о кино появляются в каждой новелле.
Даты событий, который показаны в фильме, выбраны не случайно. Это 1936 год (побед Народного Фронта), 1940 (оккупация Парижа), 1944 (его освобождение), 1946 (послевоенные годы). 1956 (разгар войны в Алжире) и 1968 (студенческие волнения, приведшие к свержению де Голля).
Фильмы про танцы и с танцами появлялись и до, и после "Бала". Это и "Вестсайдская история", и "Девушки из Рошфора", и "Чикаго", и "Шоугелз". Но в них шла речь о профессиональных танцах. В "Бале" же мы видим как танцуют обычные люди. Точнее, как танцуют актеры, изображающие обычных людей, потому что тут каждое движение не случайно.
Есть ли у фильма минус? На мой взгляд, - да. Я впервые смотрела его на рубеже 1980-1990-х (я тогда и самого Сколу видела, он приезжал в Москву) и уже тогда никак не могла понять, почему практически все персонажи такие немолодые. Ну, сложно представить, что на танцевальный вечер (в ритме диско, отметим) приходят исключительно персонажи 40+. Ибо в фильме даже 30-летние - редкость, а уж молодежи нет вовсе. Поэтому некоторые сцены из-за этого смотрятся дико, к примеру, когда в эпизоде 1956 года солдат прощается с "девушкой". Проблема в том, что она как минимум ему в матери годится, хотя одета в молодежном стиле. Кстати, эта же актриса (Лилиан Дельваль) сыграла интеллигентную седую даму в эпизоде 1983 года, и здесь она отлично вписалась, ибо выглядела на свои 50 (она родилась в 1933, я перерыла пол-интернета и все-таки нашла дату).
И только в этом году, озадачившись проблемой, я наконец поняла в чем дело. Скола перенес на экран уже существующий и пользующийся популярностью спектакль, причем пригласив всех актеров, в нем участвующих. Но то, что на сцене можно было скрыть, ибо зритель редко видит актеров вблизи, на экране предательски вылезло на первый план: и морщины, и дряблые руки, и поплывшая талия, и изменившийся овал лица. Кроме того, модные наряды времен 80-х годов и на молодых-то смотрелись не очень. А на дамах 40+ - это и вовсе ад кромешный.
Поэтому фильм, безусловно, хорош, а идея была и вовсе гениальной, режиссура прекрасна (Скола вообще велик), актеры - профессионалы (танго немецкого офицера и коллаборациониста - это что-то!). Но возраст участников несколько портит впечатление, ибо 40-и 50-летние тетки в роли юных девушек - это так себе идея.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.