Найти тему
Известия Мордовии

Легендарный офтальмолог Владимир Филатов всегда тепло отзывался о своей малой родине

Накануне Дня медицинского работника на фасаде Республиканской офтальмологической больницы торжественно открыли мемориальную доску в память о выдающемся учёном, академике Владимире Филатове, чьи изобретения и открытия ещё век назад получили широкое признание в мире. Большая часть его жизни прошла в Одессе. Но Владимир Петрович всегда очень тепло отзывался о месте своего рождения и при любой возможности старался навестить «милый сердцу уголок».

«Колыбель моей жизни»

В фондах Мордовского республиканского краеведческого музея хранятся его рукописные воспоминания:

«Место моего рождения определяется восемью словами: село Михайловка Протасовской волости Саранского уезда Пензенской губернии…Усадьба моего отца, владевшего имением в 1000 десятин, явилась колыбелью моей жизни в детстве и юности.

Немного было в округе таких усадеб, как наша. Как досадно, что нет возможности выразить в едином слове всё то богатство переживаний, которые связаны с воспоминаниями о Михайловке! Это слово прозвучало бы, как нежная музыкальная мелодия, от которой затрепетало бы и моё старое сердце…

Наш Михайловский дом представлял из себя деревянное длинное-предлинное одноэтажное здание, серого цвета с железной зелёной крышей; один фасад его выходил на широкий, широкий двор, по краям которого располагались служебные здания; другим фасадом он был обращён в сторону сада; широкий двор был покрыт травой…»

Михайловка – фамильное имение дворян Филатовых — досталось отцу Владимира Петровича по наследству. Петр Федорович считался небогатым помещиком. Хотя в хозяйстве имелось стадо коров и табун лошадей, доход приносила продажа зерна. При этом Петр Федорович на собственные деньги построил в Михайловке школу и лечебницу, где сам же принимал и оперировал сельчан. Судя по всему, пример отца и братьев, достигших профессиональных высот на врачебном поприще, оказал немалое влияние и на Владимира.

К слову, Петра Федоровича в 1882 году пригласили возглавить хирургическое отделение в губернской больнице. И Филатовы переселилась в Симбирск. Но на лето семейство наведывалось в родовое Михайловское имение.

По окончании Симбирской гимназии Филатов-младший поступил в Москве на медицинский факультет. А во время каникул он помогал отцу оперировать пациентов. Ещё в студенческую пору он занялся изучением причин помутнения роговой оболочки глаза. И спустя годы свою докторскую диссертацию «Учение о клеточных ядах в офтальмологии» Владимира Петрович посвятил отцу.

Филатов и Сталин

После защиты дипломной работы перспективного молодого учёного оставляли ординатором в столичной глазной клинике. Однако по причине некоторых обстоятельств в 1903 году Владимир Филатов согласился на предложение профессора Новороссийского университета Сергея Головина, перебрался в Одессу, а вскоре возглавил там кафедру глазных болезней.

Позже Владимир Петрович создал в черноморском городе уникальную глазную клинику и Институт экспериментальной офтальмологии, где полвека оперировал больных, занимался новыми научными исследованиями и преподал основы лечения глазных болезней студентам и практикующим врачам.

В середине 1930-х лидер государства Иосиф Сталин только Филатову доверил свои глаза. После удачно проведенной операции, вождь поинтересовался у доктора, чем его наградить? Владимир Петрович без раздумий заявил: необходимо построить в Одессе новое здание для глазного института, поскольку старое просто не способно удовлетворить запросы больных.

Народный доктор

В годы Великой Отечественной войны Владимир Петрович с учениками спасал раненых фронтовиков сначала в эвакогоспитале Пятигорска, затем — в Ташкенте. Нередко ранения глаз сочетались с тяжелыми травмами лица. Для восстановления искалеченных губ, щёк, носов очень даже пригодился метод пластики, предложенный Филатовым ещё в довоенный период.

И после победы больные, раненые бесконечным потоком стремились попасть к чудо-профессору уже в Одессу. Для консультаций с пациентами доктор выделял несколько часов три раза в неделю. А ночами лично отвечал на письма больных, также просивших совета, рекомендаций. По словам коллег, Филатов никогда не говорил «Нет», утверждая, что отбирать веру у больного – большой грех.

Сельчане встречали хлебом-солью

Летом 1952 года академика Филатова встречали на железнодорожном вокзале Саранска. Но он приехал не просто погостить. Владимир Петрович несколько дней принимал больных в местной клинике, делился профессиональным опытом с саранскими коллегами. Лишь на полдня ему удалось вырваться из деловой круговерти, чтобы навестить любимую Михайловку. Сельчане встречали земляка хлебом-солью. Построенные помещиком Филатовым школа и лечебница продолжали служить местным жителям. А вот деревянный барский дом уничтожил пожар.

Филатов оперировал почти до самого последнего дня, в свои 80 лет поражая окружающих необычайной работоспособностью.

«Воталиф»

Ещё в юности Филатов увлекался живописью, музыкой, охотно упражнялся в стихосложении. Кстати, спустя многие десятилетия, при всей своей занятости серьезными научными исследованиями и хирургической практикой Владимир Петрович выкраивал время на рисование и с удовольствием сочинял чаще шуточные стихи. А результаты свои творческих опытов подписывал псевдонимом «Воталиф», то есть, Филатов, если прочесть с конца.

«Ваза Филатова»

Большинство инструментов для работы Филатов или модернизировал или изобретал сам. Правда ничего из своих изобретений он не патентовал, считая это признаком меркантильности и гордыни.

За разработку методов пересадки роговицы в 1941 году Филатова удостоили Сталинской премии. А он просил часть денег распределить по детским домам, а другую отдать в пользу одесского Свято-Димитриевского храма.

Ученый никогда, даже в пору воинственного атеизма, не скрывал, своей воцерковленности, наряду с медицинской и художественной читал религиозную литературу. Каждое воскресенье академик посещал церковную службу, перед каждой операцией брал благословение епископа, а после заказывал благодарственный молебен.

При заступничестве Филатова удалось спасти от разрушения храм на одесском кладбище. Спасо-Преображенский собор уберечь от сноса не получилось. Но когда на месте храма большевистские власти разбили городской парк, а там, где находился алтарь, решили устроить общественную уборную, Филатов приложил все старания, чтобы не допустить кощунства. В итоге, на выделенные хирургом средства на намоленном месте установили фонтан с большой мраморной чашей в виде цветка, который горожане окрестили «вазой Филатова».