– Ах, Виталик, Виталик! – вздохнула учительница Мариванна, выставляя в журнал «тройку». – Что же ты никак природоведение не учишь толком? Витаешь где-то в облаках... Хоть стихи про тебя сочиняй:
Вечно наш Виталик
В облаках витает!
В классе засмеялись. А Виталик поднял руку и спросил:
– Мариванна, а «витает» – это значит «летает»?
– Многие так думают, – сказала учительница, – но это неправильно. Слово «витати» – очень древнее и означает оно «жить», «обитать». Были даже слова «виталище» – то есть «гостиница», «постоялый двор» и слово «витальница» – то есть «жилая комната», «горница». «Витать в облаках» – значит «жить в облаках». Только сейчас у нас урок природоведения, а не русского языка.
– Тогда, если я витаю в облаках, – спросил мальчик, – то в каких облаках? Они же разные бывают, правда?
– Облака бывают белые, а бывают серые. Только которые серые облака они называются тучи! – важно сказала Вероника с соседней парты.
– Слово «туча» в метеорологии, то есть науке о погоде, обычно не используется – объяснила учительница. – И белые, и серые – всё это разные облака, облачность. Вот на уроке рисования вы часто любите рисовать белые облака в синем небе, будто белые барашки пасутся на лугу, «кучкуются». И называются такие облака «кучевыми», точнее – «высококучевыми». На научном языке, на латинском – «кумулус».
Другие облака напоминают тонкие нити, будто огромные перья – видели такие, да? Вот потому они и называются «перистые», а по-другому «циррусы». А бывают облака, больше похожие на густой туман – всё небо закрыто плотным слоем, даже Солнце не просвечивает. Эти облака называются «слоистыми», или «стратусами». Если облако дождевое, тогда его называют «нимбус». Такие облака обычно серые или даже тёмно-серые, «грозовые».
– А в сказке про Гарри Поттера метла называется «Нимбус-2000»! – вдруг кто-то радостно вскинул руку.
– Да, верно! – похвалила учительница. – Теперь вы знаете, что это слово означает: дождевое или грозовое облако. Огромное, плотное. Сверху такие облака всегда кажутся белыми – но стоит такому «нимбусу» накрыть небо над нами – и становится темно, как вечером. Поднимается холодный ветер, начинается гроза, никто гулять не выходит!
– А зачем людям такая особенная наука – про облака? – спросил один из ребят.
– Эта наука очень важная. Подумайте только: очень сильный ветер может натворить много бед, погубить урожай на полях, он опасен и для лётчиков, и для моряков – да для всех нас! А с другой стороны если вдруг совсем дождей? Начинается засуха, тоже растения гибнут. Так что наука про погоду и облака – штука необходимая.
Очень опасная вещь – когда из мощного кучево-дождевого облака вытягивается вниз облачный быстро вращающийся «хобот» – «смерч», или «торнадо». Поднимается ураганный ветер. Кто из вас уже читал сказку «Волшебник изумрудного города»? Помните – такой смерч унёс в Волшебную страну домик вместе с девочкой Элли? Вы думаете такое бывает только в сказке? И ошибаетесь – например, был случай, когда такой ураган поднял в воздух деревянную церковь вместе с людьми внутри!
В тот раз люди остались живы, но на самом деле такой ураган может быть смертельно опасным. Больше ста лет назад, в 1904 году, через Москву прошли два смерча, которые натворили много бед. Вот как описывал это писатель Гиляровский:
...Я видел его начало и конец: пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще жёлтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась чёрная туча — она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг всё закрутилось … среди зигзагов молний вспыхивали жёлтые огни, и багрово-жёлтый огненный столб крутился посередине. Через минуту этот ужас оглушающе промчался, руша все на своем пути. Неслись крыши, доски, звонили колокола; срывало кресты и купола, вырывало с корнем деревья; огромная Анненгофская роща была сбрита; столетние деревья или расщеплены, или выворочены с корнем. Было разрушено огромное здание Кадетского корпуса и Фельдшерской школы. По улицам — горы сорванных железных крыш, свёрнутых в трубочку, как бумага...
– А почему он называется «смерч». От слова «смерть», да? А отчего случаются такие жуткие смерчи? – дети засыпали Мариванну вопросами.
– Он называется «смерч» от слов «мрак», «сумрак». Потому что небо сильно темнеет. А вот отчего такие смерчи иногда случаются – учёные пока точно не знают, эта загадка природы ещё не раскрыта. В Америке – на Великих Равнинах, как раз в том самом Канзасе, из которого была девочка Элли в сказке! – и других штатах есть даже специальные передвижные станции для «охотников за торнадо».
– А почему говорят то «смерч», то «торнадо», то «ураган»?
– Потому что слово «смерч» русское, слово «торнадо» – испанское, а слово «ураган» пришло к нам из языка Карибских индейцев. «Хуракан» – так индейцы называли своего коварного бога зла, разрушения и пожара. У индейцев это слово заимствовали испанцы, а из испанского языка оно попало в остальные языки мира, включая и русский.
– Какая оказывается интересная штука эти самые облака... – заключил Виталик. – Только витать в них мне почему-то уже совсем не хочется! А то ещё вдруг прилетит какой-нибудь Хуракан и унесёт в какой-нибудь Канзас...
И все дружно засмеялись. И раздался звонок.
Подписка на журнал "Лучик" через Почту России. "Лучик" на Wildberries