"Дамское счастье" Эмиля Золя можно разбирать бесконечно. И сегодня я предлагаю погрузиться в нескромно-соблазнительное описание отдела женского белья огромного универсального магазина! О, тут есть от чего закружиться голове...
Нам с вами уже сложно представить те эмоции, которые испытывали читатели XIX века, когда скользили глазами по таким строчкам: "Белый водопад белья снова нес мириады юбок, трепетных и таинственных; шуршащая, только что вышедшая из-под пальцев белошвейки сорочка, панталоны, такие прохладные и еще сохраняющие складки, образовавшиеся от лежания в картонках; всем этим предметам из перкаля и батиста, мёртвым, разметанным по прилавкам, разбросанным или сложенным в кипы, предстояло приобщиться к жизни тела, стать благоухающими и тёплыми, напоёнными ароматом любви; то была сокровенно-белая дымка, осеняющая землю по ночам; она уносилась вверх, обнажала розоватый блеск колена, ослепительного на фоне матовой белизны и сводящего мужчин с ума".
Это и сейчас звучит завораживающе, а уж тогда... Вот только-только в модных журналах начали появляться не только платья и аксессуары, но и бельё. Ещё в первой половине XIX века это было немыслимо! Теперь же журналы хотя бы коротко, но уже сообщали, какой материал можно использовать, какую отделку, рядом было соответствующее изображение. Достаточно, чтобы женщина решила, нужно ли ей что-то подобное. Но разве сравнить это с тем, что пишет Золя? Ну а мужчина той эпохи, который не имел дела с дамскими журналами вообще, быть может, первый раз в жизни понимал, что кто-то озвучил его мысли - те, что возникали у него в спальне супруги или возлюбленной. Когда он видел те самые предметы из перкаля и батиста. Вот как на этой картине (подробнее о ней - здесь):
А в романе - и в магазинах, подобных тому, что там описан - "всё женское белье, все предметы, которые обыкновенно скрывают от взоров, были здесь выставлены в длинной анфиладе залов и распределены по различным отделам". Не дом моды, не мастерская портнихи, не маленькая лавочка - а огромное пространство, заполненное сотнями и сотнями людей. Вы не соприкасались с интимным миром белья наедине или в присутствии узкого круга, как это бывало раньше - вы оказывались на огромной выставке.
Конечно, это будоражило воображение, как мужчин, так и женщин! "Смотри, какие сорочки со сборками, - сказал Жан, с восхищением созерцавший все эти тайны женского туалета, это нескромное зрелище тряпок". У светского джентльмена, повторюсь, есть возможность полюбоваться красивым женским бельём. Хоть иногда. Но если речь о мальчишке из низов?.. У которого очень мало шансов побывать в гримуборной актрисы, и вообще нет шансов очутиться в дамской туалетной комнате?
Ну а у женщин в отделе белья голова кружилась от возможностей.
"Выставка в отделе приданого далеко не отличалась скромностью. Здесь женщину поворачивали во все стороны и рассматривали без платья - и не только мещаночку в полотняном белье, но и богатую даму, утопающую в кружевах. Этот открытый для публичного обозрения альков со всей его сокровенной роскошью, с плиссе, отделкой, кружевами становился олицетворением утонченного разврата, когда эти дорогие прихоти переходили всякую меру".
Заметим, "разврат" даже не в том, что бельё выставлено напоказ, а в том, что оно может быть слишком роскошным! Ох, недаром только как раз во времена Золя и приходят постепенно к идее о том, что бельё может быть нарядным. Да и несколько десятилетий спустя всё ещё будут считать, что у скромной и порядочной женщины должно быть скромное бельё. Именно потому, что стремление к красоте в этой области автоматически означало и стремление показать, что скрывается под платьем. Неприлично!..
И теперь бы самое время разобраться с тем, что же именно можно было приобрести в магазине господина Муре... Но это дамское счастье мы с вами оставим на завтра. :)
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!