Найти тему
История моды с Марьяной С.

Туалет Нана

Белокурая Нана, актриса и куртизанка, героиня Эмиля Золя... Его нередко упрекали в излишнем натурализме. Но то, как он описывал детали, и давало возможность не просто читать, а обонять запах, видать цвета, и даже как будто ощущать предметы кончиками пальцем. И гримуборная Нана описана так, что ты буквально переносишься туда! Вот давайте вместе и перенесёмся.

"Нана", Эдуард Мане, 1877. (с) Из коллекции Художественного музея в Гамбурге
"Нана", Эдуард Мане, 1877. (с) Из коллекции Художественного музея в Гамбурге

"Высокое трюмо стояло напротив белого мраморного умывальника, беспорядочно уставленного флаконами и хрустальными
баночками
с притираниями, духами и пудрой. Граф подошел к трюмо и увидел, что очень красен; мелкие капельки пота покрывали его лоб. Он опустил глаза, отвернулся к умывальнику и, казалось, погрузился в созерцание умывальной чашки, наполненной мыльною водой, мелких вещичек из слоновой кости, влажных губок". Словом, всё, что любезнице надо. А атмосфера "насыщена женщиной" до такой степени, что присутствующие там мужчины, по меньшей мере, некоторые из них, едва не теряют сознание.

У светских дам тоже были подобные туалетные комнаты (вот здесь можно прочитать о разнице между будуаром и подобной уборной). Но они-то в этих комнатах были одни, только со своими горничными. А в уборной актрисы - целая толпа мужчин. Дама за туалетным столиком и поклонники - картинка типичная для XVIII века. Но к XIX традиции изменились, и мужчины просто-напросто отвыкли наблюдать за тем, как женщина наряжается, причёсывается, пользуется декоративной косметикой... Жёны их в святая святых не допускают. Так что уборная актрисы - едва ли не единственное место, где можно понаблюдать за процессом приведения себя в порядок.

И если вы не завсегдатай театра и у вас нет красотки-актрисы на содержании... Вы будете потрясены. Как это происходит с графом. "Человек, никогда не видевший, как его жена надевает подвязки, оказался свидетелем интимнейших тайн женского туалета; он очутился в комнате, где царил хаос от разбросанных баночек и умывальных чашек, где носился сильный и в то же время сладкий запах". И для него Нана в тот момент просто дьявольское наваждение, воплощённый соблазн. Которому очень, очень сложно противостоять!

"Пудрящаяся девушка", Берта Моризо, 1877. (с) Из коллекции Музея Орсе
"Пудрящаяся девушка", Берта Моризо, 1877. (с) Из коллекции Музея Орсе

Нана в одних панталонах и сорочке. по меркам той эпохи - всё равно, что полностью раздета. "Уборная походила на альков или на тесную ванную комнату благодаря испарениям, подымавшимся из умывальной чашки и от мокрых губок, сильному аромату духов, смешанному с опьяняющим, пряным запахом шампанского". Мокрыми губками обтирали тело, освежаясь, а дальше уже можно было переходить к гриму.

"Размазав пальцами кольд-крем по лицу и рукам, она стала
накладывать кончиком полотенца жирные белила
". Такой крем в ту эпоху - универсальная вещь, им и очищают кожу, и питают, и даже создают базу под макияж, вот как здесь!

А дальше нужно набелиться и напудриться. "Принц милостиво слушал маркиза де Шуар. Взяв с умывальника заячью лапку, тот объяснял, как накладывают жирные белила". Так Нана и делает. "Она взяла заячью лапку и слегка водила ею по лицу; она делала это очень внимательно и так согнулась над туалетом, что белая выпуклость панталон с торчащим кончиком сорочки далеко выступила вперед". Учитывая её пышные формы - феерическое, должно быть, зрелище...

"...Молодая женщина, словно не замечая присутствия костюмерши, пудрила лицо, стараясь, чтобы пудра не попала на скулы. <...> Нана любезно улыбнулась и на миг обернулась, утопая в облаке пудры; левая щека ее была очень бела. Затем она стала очень серьезной - надо было наложить румяна. Приблизив снова лицо к зеркалу, она стала накладывать пальцем под глаза румяна, осторожно размазывая их до висков. Мужчины почтительно молчали".

И эти мужчины - принц, маркиз и граф. И да, они молчат, потому что допущены к спектаклю, которого остальной публике не увидеть. И эта самая публика уже беснуется и даже ломает скамейки, в ожидании выхода Нана, но она спокойно продолжает наносить декоративную косметику.

"Она обмакнула кисточку в банку с гримом для глаз; потом осторожно
провела кисточкой между ресницами
" - смотрите, прокрашивание межресничного пространства! Остались губы: "Она наложила пальцем две широкие полосы кармина на губы". И - всё. Граф, лишённый в своём сухом стеснительном браке любого намёка на телесность, на радости плоти, понял, что он пропал...

Портрет Жанны Самари, Пьер Огюст Ренуар, 1877. (с) Из коллекции ГМИИ
Портрет Жанны Самари, Пьер Огюст Ренуар, 1877. (с) Из коллекции ГМИИ

"...Его привлекала извращенность, которую таили в себе пудра и все эти притирания; эта размалеванная молодость, эти чересчур красные губы на чересчур бледном лице, удлиненные пламенные глаза, окруженные синевой, словно истомленные любовью".

Ах, граф... Нет в пудре самой по себе ничего такого. Важно, что её накладывают для таких, как вы, и таким образом, что это и сводит с ума таких, как вы...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!