Найти тему
Барабанщиков Кирилл

Квоты есть, а новых рабочих мест для инвалидов нет

Сегодня поговорим о проблемах, которые связаны с выполнением квот для трудоустройства людей с инвалидностью. Сразу хочу вас попросить, если мои доводы вам покажутся верными, поделитесь моей публикацией со своими друзьями и знакомыми.

К сожалению, в Удмуртской республике сложилась, как мне кажется, порочная практика «закрытия» квот тем организациям, которые не хотят или по объективным причинам не могут создать у себя рабочее место для приема на работу человека с инвалидностью.

Если кратко, то взамен соглашения о трудоустройстве инвалидов у нас заключают договор аренды рабочих мест. При этом размер арендной платы определяется по принципу, кто меньше предложил, с тем и будет заключен договор, а не исходя из тех затрат, которые работодатель должен понести, чтобы создать и содержать рабочее место для трудоустройства людей с инвалидностью.

В результате всего этого новые рабочие места для людей с инвалидностью не создаются, а сами инвалиды как были без работы, так и остаются без нее. Одни организации за недорого «закрыли» свою квоту, а другие, которые «сдали» своих инвалидов в аренду, даже немного и подзаработали. А государство совсем не спешит вмешиваться в сложившуюся ситуацию.

На всякий случай повторюсь, что это - исключительно мое субъективное мнение.

Текст на белом фоне: Квоты - есть, работы нет!
Текст на белом фоне: Квоты - есть, работы нет!

Пару слов о механизме квотирования

В соответствии с действующим законодательством для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, установлена квота для приема на работу людей с инвалидностью (от 2 до 4 процентов). Законодательством субъектов может устанавливаться квота для работодателей с численностью от 35 до 100 сотрудников (до 3 процентов).

Соблюдение установленной квоты для трудоустройства людей с инвалидностью является обязанностью работодателей, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность. Данный вывод можно сделать, основываясь на содержании ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как работодатель может «закрыть» квоту?

В сентябре 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 №366, которым были утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место.

В пункте 6 Правил предусмотрены два способа «закрытия» квот:

  1. заключение трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя, которому установлена квота;
  2. заключение соглашения о трудоустройстве инвалидов со сторонней организацией. По такому соглашению рабочее место создается не у организации, которой установлена квота, а в организации, с которой заключается такое соглашение.

С первым способом «закрытия» квот каких-либо сложных вопросов нет, а вот к реализации второго способа есть большие вопросы.

Про возможные затраты работодателей

Чтобы понять суть проблемы, нужно сначала разобраться, какие минимальные расходы работодатель должен понести, если решит принять к себе на работу человека с инвалидностью в счет установленной квоты.

Начнем с того, что рабочее место нужно создать. Размер затрат будет зависеть от создаваемого рабочего места. Например, если мы создаем рабочее место в офисе, то, как минимум, нам нужно приобрести компьютер, оргтехнику, мебель.

Ежемесячно мы должны будем нести расходы, связанные с содержанием созданного рабочего места (оплата связи, расходных материалов, коммунальных услуг).

Работнику нужно выплачивать заработную плату - тут вообще без вариантов! Так, с точки зрения норм трудового законодательства, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ).

И это еще не все! Для того чтобы работнику с инвалидностью, которого мы приняли в счет установленной квоты, выплатить МРОТ, работодатель должен уплатить взносы в различные фонды.

Итого, грубым счетом, только для текущего содержания созданного рабочего места работодателю ежемесячно нужно около 25 тысяч рублей. И это я упускаю первоначальные затраты на оборудование рабочего места.

Порочная практика «закрытия» квот

В том случае, если работодатель не может или в силу производственных особенностей (работа во вредных условиях) не может создать у себя рабочее место, он может заключить соглашение о трудоустройстве инвалидов с другой организацией.

Заключая такое соглашение, работодатель, по сути, передает свою обязанность другой организации, которая должна создать у себя необходимое количество рабочих мест и принять на них работников с инвалидностью.

При этом заключение соглашения о трудоустройстве инвалидов направлено исключительно на создание правового механизма «передачи» квот другой организации. Такое соглашение не может служить инструментом для уклонения выполнения квот или существенного снижения финансовой нагрузки для организации, которой квоты установлены.

Дело в том, что организация, которая готова у себя создать рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью в рамках заключенного соглашения о трудоустройстве инвалидов, также должна будет понести расходы на создание рабочего места и его последующее содержание.

Однако в Удмуртской республике думают немного иначе. Взамен соглашения о трудоустройстве инвалидов у нас заключают договор аренды рабочих мест. При этом размер так называемой арендной платы, которая естественно таковой не может называться, устанавливается по принципу, кто меньше предложит, с тем и будет заключен договор. Да, в рамках коммерческого оборота такой принцип имеет место быть, но мы же говорим о другом, а именно о передаче обязанности по трудоустройству людей с инвалидностью в счет установленных квот.

В результате сложившейся порочной практики размер «арендной платы», в большей части известных мне случаев, даже не дотягивает до МРОТ. Я уже молчу про компенсацию затрат на создание рабочего места, созданного в рамках заключенного соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Но хуже всего то, что новых рабочих мест для людей с инвалидностью практически не создается, так как организации, особенно общественные, не могут создать рабочее место за те деньги, которые сегодня платят за это в Удмуртской республике.

А кому это выгодно?

В первую очередь, такое положение вещей выгодно организациям, которые не хотят у себя создавать рабочие места для людей с инвалидностью.

Давайте скажем честно: заключая договор аренды рабочего места, в котором размер арендной платы равен, например, 5 тысяч рублей, организация, которой установлены квоты, существенно сокращает свои расходы.

Выше мы, пусть и грубо, но посчитали, что только для содержания одного офисного рабочего места необходимо около 25 тысяч рублей. А при заключении договора аренды рабочего места на 25 тысяч рублей можно «арендовать» целых 5 рабочих мест и спокойно «закрыть» квоту.

С такими работодателями все понятно - бизнес есть бизнес, как говорится. Их цели и мотивы нам ясны. Но есть и другая сторона - арендодатель, который соглашается на такие условия и «предоставляет» в аренду своих работников с инвалидностью, как бы грубо это не звучало.

Вы спросите меня: а кто же эти организации, которые соглашаются на такие условия?

Мне не хотелось бы называть конкретные организации, скажу лишь, что арендодателями по таким договорам аренды выступают организации, которые массово используют труд людей с инвалидностью в своей производственной деятельности.

На момент заключения договора аренды, как правило, люди с инвалидностью у них уже работают на производстве. То есть на момент «передачи» работника с инвалидностью в аренду такой работник работает и производит продукцию.

Следовательно, в такой ситуации для арендодателя не так важен размер арендной платы по договору аренды рабочих мест, так как заработная плата работника, а также иные затраты уже заложены в конечной цене товара.

По сути, все то, что работодатель, который «сдал» работника с инвалидностью в аренду, получил по договору аренды, можно считать его дополнительным доходом. Возможно, грубо, но выглядит это именно так.

А что же местные власти?

На днях мне попалось одно письмо от центра занятости, в котором сообщалось, что такое положение вещей они считают абсолютно нормальным. Более того, по их мнению, соглашение о трудоустройстве инвалидов носит гражданско-правовой характер и стороны, основываясь на принципе свободы договора, могут самостоятельно определять условия такого соглашения, в том числе и размер компенсируемых затрат.

Я категорически не разделяю данную позицию.

Как я уже писал выше, обязанность принять на работу человека с инвалидностью в счет установленных квот закреплена на уровне федерального закона.

Кроме того, данная обязанность подкреплена и мерой ответственности в виде административного штрафа. Кстати, его размер просто смешон, но это уже другая история.

В одном из своих определений Конституционный суд РФ дал следующую характеристику правовому механизму квотирования рабочих мест:

«Такое правовое регулирование согласуется с целями государственной политики в сфере содействия занятости, а оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования устанавливают правовой механизм обеспечения занятости инвалидов».
(Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 996-О)

Все это говорит о том, что соглашение о трудоустройстве инвалидов, хоть и может носить гражданско-правовой характер, но стороны такого соглашения лишены свободы в установлении его условий, особенно тех, которые связаны с определением размера компенсации расходов, связанных с созданием и содержанием рабочего места.

К сожалению, сегодня такая ситуация, по всей видимости, полностью устраивает местные власти. Возможно, необходимо доработать действующее законодательство, а может быть, надо просто подумать о людях с инвалидностью, которых в нашей стране с каждым днем становится все больше и больше?

Кстати, есть регионы, в которых система квотирования рабочих мест работает лучше.

А что дальше?

Сейчас я готовлю обращение в Правительство Российской Федерации, в котором, кроме описания сложившейся ситуации, хочу предложить внести некоторые поправки в нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью.

Если у вас есть идеи и предложения, пишите мне, обсудим. Давайте действовать вместе!

Почта: bks2408@mail.ru

Telegram: https://t.me/Kirill_Barabanshchikov