Продолжаю историю калужского края. С первой частью можно ознакомиться тут.
Точного ответа на вопрос о происхождении этого оригинального названия местности нет. Разные версии давали не только исследователи, но и сами местные жители. Кто-то говорил, что так звали бывшего владельца этих земель, кто-то, что здесь издревле почитали языческую славянскую птицу Гамаюн. Правдоподобнее всего звучит версия, озвученная М. Шереметевой. Гамаюнами в народе прозывали людей шумливых, словоохотливых, с непривычными речевыми особенностями. Так для соседней Тульской губернии было характерно «гамаюнить», то есть громко говорить, браниться, суетиться. Это было подмечено еще В. Далем. Интересно, что часть калужских гамаюнов была переселена на Урал, о чем речь ниже, их прозвище сохранилось и там (уральские гамаюны), что говорит об устойчивости их культуры. Одним словом, крестьяне этой местности отличались шумливостью, суетливостью и деловитостью. Эти особенности любили отмечать как сами гамаюны, так и их соседи (в крестьянских общинах вообще было принято давать прозвища различным общинам).
Поговорим немного об истории этой местности. В Гамаюнщину входило 17 селений, расположенных на правом берегу Оки, напротив города Калуги: Ромоданово, Квань, Рождествено, Верховая, Воровая, Покров (Игумново тож), Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Грачи, Верхняя и Нижняя Вырка, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское. Близость к крупному средневековому городу говорит о том, что селения эти вероятно были древними, т.к имели возможность укрываться от внешних угроз в городе. Такое расположение было весьма выгодно и с точки зрения безопасности, и с точки зрения торговли. Перейдя в 16 веке под руку Москвы, земли эти были отнесены в личные владения Московского великого князя, а крестьяне стали дворцовыми, что на них повлияло благотворно – как известно, дворцовые крестьяне, как государственные, имели гораздо больше возможностей к обогащению, чем крепостные.
Хотя говорить о том, что крестьяне здесь процветали, все-таки будет неверно, т.к. данные земли, как уже говорилось в первой части, постоянно подвергались нападениям внешних врагов: Литвы и Орды. В 17 веке, несмотря на то, что границы государства отошли далеко на юг, Гамаюнщине также пришлось пострадать от военно-политических катаклизмов. Калуга активно участвовала в событиях Смутного времени: признавала Лжедмитрия, как и первого, так и второго, селила у себя Ивана Болотникова. В 1611 году была взята Польскими интервентами и в течении еще нескольких лет находилась в центре боевых действий. Так в 1615-16 гг. на Калугу нападали крымские татары, в 1617 – поляки, в 1618 – запорожские казаки и войска гетмана Сагайдачного, все они причиняли большой урон.
Для восстановления страны Московский царь, как известно, тратил много сил и средств, денег в казне не было и потому за службу платил землей. Таким образом, множество дворцовой земли было роздано московским феодалам и служилым людям. Так и Гамаюнщина в 17 веке перешла роду Ромодановских, крестьяне из дворцовых превратились в крепостных. Их положение, очевидно ухудшилось. С другой стороны, население Гамаюнщины с этого времени сильно возросло, т.к. московские феодалы часто заселяли свои земли привозными людьми: «селили слободы». Скорее всего именно таким образом было основано село Ромоданово – одно из крупнейших в Гамаюнщине. Это было логично, т.к. из-за описанных выше событий Калужский край сильно обезлюдил и обрабатывать землю становилось некому. Однако ромодановские крестьяне были оброчными, а не барщинными. То есть уплатив барину налог (оброк натуральный или денежный), они могли заниматься, чем хотели. Из-за близости крупного торгового и промышленного центра – Калуги, мужчины Гамаюнщины издревле занимались отходничеством – подрабатывали извозом у купцов, а иногда и сами торговали.
Федором Юрьевичем Ромодановским, известным сподвижником Петра Великого, в селе в 1691 году была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, ставшая одной из древнейших в Калуге. В архитектурном плане эта церковь по-своему уникальна. Во-первых, пять ее куполов расположено не по диагонали, а крестом, что нехарактерно для калужских храмов. Во-вторых, основной объём храма не четырёх-, а двухстолпный, что встречается крайне редко. В-третьих, трапезная – одностолпная, как Грановитая палата, что редкость для храмов рубежа 17-18 вв. Колокольня была сделана в излюбленном Петром голландском стиле с высоким шпилем, говорят, что на ней звонил сам царь, приезжавший в гости к «князю-кесарю» (прозвище Федора Юрьевича).