Найти тему
Аутизм и школа

Почему так сложно заниматься со своими тяжёлыми аутичными детьми?

Таня, автор канала "Дважды аутизм", обратила внимание, глядя вот на это видео

что мне нравится процесс))) Процесс обучения Гриши.

И может показаться, что я оторвана от земли.

Не совсем так.

Отступление. Мне оооооооочень нравится разговаривать с Гришей. И всегда нравилось. Он заговорил в 10 (!!!) лет. Диалоги с ним вот такие, как на видео, стали возможны только в этом году (на 14 году жизни). Конечно, мне нравится разговаривать с сыном.

Но...

Я ж не с луны свалилось. И разговоры эти не упали на нас с небес.

Это следствие работы... Многолетней.

Которая подробно описывалась и на этом канале в период с 2020 по 2022 год. Ничего нового сакрального не открыто. Всё то же самое.

И вот о ней пара слов.

---

Вот говорят "вагоны разгружать" тяжело.

Я разгружала. Могу сказать, что нет... Если сравнивать с обучением Гриши, вагоны легче.

Я работала на рынке. Это легче. Работала на птицефабрике - это легче. Работала в ресторане - легче. Работала в экспедициях на съёмочных площадках по 16 часов. Спала стоя. И это было легче, чем обучение Гриши.

Почему?

Хороший вопрос.

Летом, проходя по рынку ранним утром, я увидела женщину, что товар раскладывала. Наступала жара. И я подумала, о, бедная, это ей сейчас на жаре стоять весь день, труселями торговать.

И мы свернули на нашу "тропу здоровья". Километры-километры, стройность, дисциплина.

Шла и думала... А вообще-то этой женщине и легче и лучше, чем мне. Внешне кажется, что нет. Вот она работает, а я вроде как свободна. Иду, гуляю, счастливица.

Но... по факту...

Её труд:

1. Конечен. Она пришла утром, уйдёт вечером с ощущением удовлетворения (даже если не осознает этого). Она молодец. Работала.

2. Деньги заработала. Да, может, грабительски мало. Но её труд оценён финансово. И она реально может собой гордиться. Повторюсь, даже если там копейки. Она всё равно молодец. Работает.

3. Она весь день так или иначе общается с людьми, для которых она важна. Это может странно прозвучать. Мол кому важна продавщица труселей? Отвечаю. С ней здороваются, ей улыбаются, с ней разговаривают, шутят, кто-то интересуется её жизнью, кто-то говорит комплименты. Плюс она точно общается с коллегами. Это социальная активность, придающая человеку значимость.

4. Она вынуждена поддерживать приемлемое состояние внешности, просто потому что ей же надо прилично выглядеть. Это способствует сохранению психического здоровья.

---

Поворачиваемся к матери аутичного (домашнего) ребёнка.

Что мы видим?

1. Её труд бесконечен. И я не имею ввиду, что материнство - это 24 часа. Нет. Я про то, что её труд педагога для аутичного ребёнка бесконечен. А это совсем не про материнство.

2. Труд никаким образом не оценён. Ну или оценён в 10 тысяч. За что, безусловно, спасибо. Ещё недавно и этого не было.

Но по факту, если отстраниться, то это работа за идею, за надежду, за ничто. Каждый день, без выходных. Десятилетиями...

Для сравнения. Многим женщинам сложно пережить младенчество детей. Даже депрессия есть послеродовая на эту тему. Но младенчество заканчивается, становится легче. И жизнь налаживается. "Младенчество" аутичных детей не заканчивается никогда, даже если они вроде как и лучше стали.

И ты не услышишь за это спасибо ни от кого (ну может, от мужа). И, казалось бы, зачем тебе спасибо, это же твой ребёнок? Но... спасибо за свою работу слышат почти все. Ты не услышишь никогда, ибо опять, это ж твой ребёнок, какое тебе спасибо? От кого? Очумела?

3. Мамы аутичных тяжёлых детей (подростков), чаще всего находятся в изоляции. На это много причин (здесь не про это). Нет общения (и не хочется), нет непринуждённых привет-пока, ты отлично выглядишь, а слышала ту песню, что будешь делать на выходных, а как тебе моё платье? и так далее. То, что есть у условной продавщицы на рынке, нет у матери аутичного ребёнка. Если она активна, ходит куда-то с ребёнком, то, чаще всего, это спец места, где такие же мамы (подростков или взрослых детей). И что они друг другу расскажут? Как чудесно солнце светит?

Отступление: Я знаю, что есть нюансы. Что есть люди, которые так или иначе сохраняют адекватную социальную активность. Но... будем честны, к возрасту ребёнка лет в 14, тяжёлого домашнего ребёнка, чаще всего, никакой активности уже нет и не надо.

4. Внешность.

Ну... Для кого? Ради кого? Когда?

Дети не спят годами, разрушают квартиры, ничего не едят, не говорят, плохо пользуются туалетом, орут. И среди всего этого ты, с утюжком и плойкой, ведь надо за собой следить, правда? Конечно. Так и вижу женщину на рассвете на коврике для йоги, которая не спала лет 15 больше 3 часов подряд, с просветлённым ликом, сидит, настраивается на связь с космосом. Ага.

---

Итог.

Почему так сложно заниматься с тяжёлыми аутичными детьми (подростками)?

Потому что в этом нет ни смысла, ни результата, ни удовлетворения. Ничего... Вот поэтому.

Труселями торговать приятнее, чем вот это всё.

Но...

Но, как обычно, но...

П.С. Люди, я не про грусть. Я про наблюдения. Конечно, все мы что-то находим в жизни, перенаправляем внимание, живём, как можем, осмысленно. Вот кто-то бложики создаёт, кто-то целые организации. Но... большинство...

Сейчас обучать Гришу не так сложно, как раньше. И даже интересно)
Сейчас обучать Гришу не так сложно, как раньше. И даже интересно)

П.С. 2. Кто-то обязательно подумает, что если бы мой был таким, как Гриша, я была бы счастлива. Да. Я безмерно счастлива. И это не ирония. Но... а если отойти в сторону и трезво посмотреть на ситуацию?