Найти в Дзене

БМП бизнесс-класса

Данная модель давно исчезнувшей фирмы из Болгарии в свое время взорвала умы моделистов, ведь по сути это был огромный шаг вперед по сравнению с иными наборами. Предлагаю Вашему вниманию статью о БМП-1 от Crosshair в масштабе, естественно, 1/72. Вернемся в 2015 год?

Моя любимая поговорка «То густо, а то пусто» очень подходит к тому, что творится на модельном рынке. Еще полгода назад, желающий строить в «слепом масштабе» модель БМП-1 должен был искать набор по форумам в темах «продаю» и «избавляюсь от излишков». Но прошло совсем немного времени, и на прилавки высыпались сразу три модели. АСЕ перевыпустила свою старую модель. Китайцы из S-Models выдали традиционный «два в одном». И наконец, болгарская фирма Crosshair дебютировала все с той же «копейкой». Надо сразу сказать, что БМП из Софии выделяется на фоне конкурентов очень сильно. Это полностью смоляная модель. Причем появившиеся до выхода в продажу в Интернете 3D-картинки выглядели как-то невероятно, даже несколько пугая обилием окрашенных в яркие цвета мелких деталей. И будучи большим любителем БМП, конечно же я непременно решил собрать эту новинку.

Катки. Звездочка пострадала при пересылке и утратила один зуб. Беда не велика, побеждается правильной ориентацией за бортовым экраном.
Катки. Звездочка пострадала при пересылке и утратила один зуб. Беда не велика, побеждается правильной ориентацией за бортовым экраном.

Первое впечатление от модели было пугающим. Любимая всеми нами Почта России оттопталась по коробке на все 100%. Причем «оттопталась» - это не фигуральное выражение, увы. Так что первое знакомство началось с изучения нанесенного содержимому посылки ущерба.

Детали подвески выполнены великолепно. Мелькнула даже мысль делать БМП на ремонте, чтобы не скрывать всю эту красоту.
Детали подвески выполнены великолепно. Мелькнула даже мысль делать БМП на ремонте, чтобы не скрывать всю эту красоту.

Корпус боевой машины дан одной большой деталью, с весомым литником на месте отсутствующей кормовой плиты с дверями десанта. Казалось бы, повредить такой прочный «обмылок» невозможно. Но, он тем не менее пострадал. На остром стыке ВЛД и НЛД выкрошилось несколько смоляных кусочков. Но исправление корпуса началось вовсе не со шпаклевки. При изготовлении таких массивных деталей частой проблемой являются усадка и деформация. Внимательное рассмотрение корпуса показало, что он изогнут в кормовой своей части вверх. Известно, что смола при нагревании размягчается, и становится возможным исправить форму поведенной детали. Я впервые столкнулся с такой большой «болванкой», и поэтому несколько переживал на счет успешной возможности коррекции. Однако, пара чайников кипятка помогла размягчить материал. И упираясь в кафельную стену ванной комнаты литником, я с приложением досточно большой силы с одного подхода выправил корпус. Получилось даже неожиданно легко. А когда корпус остыл и высох, я убедился в том, что он не принял первоначальной кривой формы. С усадкой так легко справится бы не удалось. Подождав пару дней, и вновь проверив итог коррекции, я отделил пилкой прилив.

Видны фототравленые имитации внутренности амбразуры. Заслонка первой амбразуры для автомата выдвинута, но не повернута.
Видны фототравленые имитации внутренности амбразуры. Заслонка первой амбразуры для автомата выдвинута, но не повернута.

Тут я позволю себе сделать небольшое отступление. Модель содержит в себе огромное для семьдесятвторого масштаба количество деталей, как смоляных, так и фототравленых. Вид всего этого великолепия на литниках позволяет почувствовать себя Бивисом и Батхедом, наконец-то добравшимися до журнала для взрослых. Кстати, небольшой журнал в коробке есть, это цветная брошюрка-инструкция по сборке. Я считаю себя опытным моделистом, но честно говоря, не будь инструкции, я бы эту БМП просто так не одолел.

Доработка корпуса сделал возможным установку фиксатора башни
Доработка корпуса сделал возможным установку фиксатора башни

Вот из-за этого нетерпежа я получил проблему. При отпиливании прилива от кормы я изрядно порушил боковые стенки. Так что если шпаклевка на носу БМП на совести почты, то на корме – целиком моя заслуга. Но не смотря на повреждения, кормовая деталь с дверцами заняла свое место. Пока шпаклевка сохла, полировалась, а потом снова добавлялась и сохла, я фрезой выбрал нишу под башней, в которой будут крутиться «уши» ее крепления. А затем пришло время заняться ходовой частью. Что сразу меня порадовало, ленивцы впервые для БМП в нашем масштабе даны из двух половин. Ведущая звездочка отлита аккуратно и ажурно, правда удаление облоя из этого кружева было несколько монотонным. Гусеничная лента дана наборной. Отлита она очень тонко, и я был удивлен тем, что она не сильно пострадала. Пяток отбитых зубцов нашелся в пакетике, что-то было срезано с одиночных траков и вклеено на место пострадавших. Все катки хорошо взаимодействуют с гусеничной лентой. А вот балансирам досталось сильно. По злой иронии именно литничок с двумя передними и двумя задними балансирами принял на себя удар смоляного «зубила» корпуса. Это, кстати объясняет выщерблины на острой кромке. Два детали утратили половинки (хорошо, что они остались в пакете), одна треснула. Не пострадала только последняя деталь. Я при склейке армировал их отрезком упругой стальной проволоки, подозревая, что монолитный корпус будет сильно их нагружать. И как оказалось – не зря. В процессе работы я сломал два средних балансира. Похоже, они тоже были треснутые. А ведь на них нагрузка меньше, чем на крайние, которые на модели как и на реальной машине воспринимают все ударные нагрузки. Надо сказать, что из-за тонкости и хрупкости деталей ходовой части, ее сборку стоит максимально затягивать. Так она будет целее.

Видно, насколько убедительнее смотрится стальная сетка. Фототравленые даже не стал отделять.
Видно, насколько убедительнее смотрится стальная сетка. Фототравленые даже не стал отделять.

Но, тем не менее, со сборкой подвески было покончено. И я взялся за деталировку верхней части. Сразу бросается в глаза одна из изюминок модели – прозрачные корпуса всех приборов наблюдения. Тут я так же пострадал от своего нетерпения. Отделил перископ для десантного отсека, взял его пинцетом примерять по месту и… Щелк! Перископ исчез в неизвестном направлении. Поиски прозрачной детали предсказуемо завершились провалом. Судорожно пересчитал оставшиеся. Есть резерв! Производитель был предусмотрителен. А мне повезло, что я начал именно с приборов наблюдения десанта. Для остальных членов экипажа такого запаса не предусмотрели. Поэтому дальше я работал с «оптикой» в коробке с высокими стенками, которые меня пару раз выручили. В процессии был найден оптимальный алгоритм установки перископов. Отделяя их строго по одному, я брал их зубочисткой с шариком Blue Tack на конце и сажал на место. «Остеклив» рабочие места мотострелков и мехвода, я взялся за люк командира. Он дан отдельной деталью. На его крыше монтируется инфракрасный осветитель. Надо сказать, что сборка (состоящего из восьми деталей) прожектора и его основания проходит просто. Фототравление достаточно приятно работе, легко гнется и не требует подгонки по месту.

Сетки установлены на свое законное место
Сетки установлены на свое законное место

Продолжая «накидывать» деталировку верхней части корпуса, я столкнулся с ошибкой производителя. Сетки надмоторной плиты категорически не годятся для использования. Во-первых, они имеют слишком утрированный размер и рисунок. Во-вторых, одна из сеток почему-то сильно меньше другой. А они должны быть одинаковые. Спасением стала комбинация стальной сетки с набором фототравления, изготовленным энтузиастами с Интернет-форума «слепого масштаба». Рамки из этого травления имеют копийную ширину. А вот ограждение выхлопа хоть и на мой взгляд, несколько высоковато, в дело пошло. И конечно же, там так же была установлена стальная сетка. На правой стороне МТО, на наклонном участке крыши у настоящей БМП есть небольшой воздухозаборник. На модели его нет. Что вдвойне удивительно, в инструкции, которая представляет из себя 3D отрисовку, он имеется. Тут пришлось обратиться за помощью к старой доброй модели АСЕ, и скопировать его оттуда при помощи виксинта и эпоксидной смолы.

Фототравленые приводы поднятия волноотражательного щитка выполнены очень удачно.
Фототравленые приводы поднятия волноотражательного щитка выполнены очень удачно.

На носу БМП самая заметная деталь – волноотражательный щит. В модели он отлит исключительно тонко с полагающейся выштамповкой, сымитированной с обоих сторон. Приводы подъема щита даны фототравлением, набор позволяет сделать щит как сложенным, так и поднятым. Фототравление собирается так же без всяких проблем. Носовые фары на модели даны с прозрачными линзами. На мой взгляд, целесообразность такого решения как минимум спорная. Как правило, одна из фар оснащается светомаскировочной насадкой, а вторая – инфракрасным фильтром. Проще было бы отлить их в одну деталь. Рядом с фарами крепятся габаритные они характерной Г-образной формы. Они отлиты с запасом, вместо требуемых (на всю машину целиком) 6 штук их дается 10. Так же с запасом даны ограждения фар. Это радует, ведь сломать или потерять их очень просто. А вот все скобы на корпусе я заменил на проволочные. И скорее по привычке, чем по необходимости.

Лопата из набора вполне пригодна, а вот тросов там просто не было, и их пришлось доставить из запасов
Лопата из набора вполне пригодна, а вот тросов там просто не было, и их пришлось доставить из запасов

Кормовая часть БМП не отличается большим количеством деталей. Там крепятся запасные траки, ручки кормовых дверей. Перископы можно сделать как в открытом виде, так и под бронекрышками. Разнообразия ради я выбрал второй вариант. На крышу десантного отделения я бросил пару тросов, снабдив их коушами из набора. Из набора же взял лопату и лом. Приклеивая надгусеничные полки я забыл посоветоваться с методичкой-инструкцией и не сточил кормовые их части до малой толщины. В дальнейшем, при установке гидродинамических решеток это аукнулось. Честно говоря, я так и не понял, почему нельзя было дать в фототравлении решетки вместе с верхней частью надгусеничной полки. Ну а завершающим действием стала приклейка ажурных буксировочных крюков на корму и на НЛД.

Легко заметить отлитый из желтой смолы воздухозаборник. Это клон со старой модели АСЕ, в наборе его просто не было.
Легко заметить отлитый из желтой смолы воздухозаборник. Это клон со старой модели АСЕ, в наборе его просто не было.

Работа с башней была начата с просверливания в маске отверстия для иглы, имитирующей спаренный с орудием пулемет ПКТ. А то со стволом на свеое законном месте туда не подлезть. Ствол я заменил на точеный. Смоляной из набора не плох, но точеный все-таки красивее. Прицел командира так же пострадал от служителей сургуча и бумажного шпагата. Не желая возиться с прозрачным крошевом, я срезал остатки козырька и восстановил его из тонкого пластика. Тут пришла пора определяться с прототипом. Я решил сделать сирийскую машину семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. У этих БМП на башне часто встречалась скатка брезентового чехла. На плате фототравления есть полный набор всех скобочек для крепления брезента на башню, а так же имитация ремней. Но я решил не использовать их, а вылепить скатку из двухкомпонентной «холодной сварки». Скатав колбаску, я закрепил ее на башне, а затем острым ножом срезал ее концы. Далее, заточенной зубочисткой сформировал провисание и складки. А на торцах характерную структуру слоев. Тут главное не оставить на колбасе отпечатки пальцев. А когда состав полимеризовался, из нарезанной бумажной ленточки я сделал имитацию ремней. Фара на башне так же собирается из нескольких частей. И здесь я так же считаю такое деление излишним. Если на нее натянут красный фигурный светофильтр, то прозрачность не нужна. А если она изображает фару-искатель белого света, то лучше заменить ее на изделие фирмы Эльф. На ствол установил крепление направляющей ПТРК «Малютка». Сама ракета очень аккуратна, травление стабилизаторы то же хороши. Но, к сожалению на корпусе ракеты не обозначены места присоединения стабилизаторов, так что их установка требует внимательности и твердой руки.

Башня была дополнена слепленной из «холодной сварки» скаткой брезента.
Башня была дополнена слепленной из «холодной сварки» скаткой брезента.

Если верить фото, сирийские БМП были окрашены стандартной советской защитной краской, поверх которой наносились полосы песочного и коричневого цветов. Поэтому вся ходовая часть, экраны с внутренней стороны и вертикальные борта корпуса я задул зеленой краской АКАН. Гусеницы окрасил так же смесью АКАНовской «вонючки» в нечто землисто-песочное. Затем смонтировал катки, траки и закрыл их экранами. Тут я столкнулся с уже упомянутой проблемой с гидродинамическими решетками. Поцарапав насколько можно надгусеничную полку кое-как пристроил их на свои места. Очень досадно, но этот косячек я сделал сам, своими руками.

-11
-12

Настало время основных покрасочных работ. Я закрыл ходовую часть масками из тамиевского скотча. Для маскировки прозрачных частей применил жидкую маску от Humbrol, валявшуюся без дела с давних времен. Острой зубочисткой состав наносился на внешнюю поверхность перископов, если обнаруживались излишки, то проще дождаться высыхания маски и удалить ее целиком, чем подтирать капли. Окраска прошла вполне предсказуемо. Однако, пришлось быть очень внимательным при нанесении масок из BlueTack. Они так и норовят оторвать что-нибудь от усыпанной мелочевкой поверхности модели. После окраски корпуса я закрепил заслонки бронезаслонки амбразур, стараясь расположить их в достаточно разнообразных положениях. Толщину заслонок пришлось убавить на пилке для ногтей. Окрасил акриловыми красками лопату и прочую немногочисленную цветную мелочь. Потом последовали смывки и нанесение масляных точек с растушевкой их тиккуриловским растворителем. Опознавательных знаков сирийские БМП как правило не несли, так что декали не потребовались. После нанесения слоя матового лака, подцепляя острой иголкой застывшую резинку на перископах, я очистил «оптику». Благодаря аккуратному нанесению жидкой маски удалось избежать «подрывов» краски вокруг. Надо сказать, оно того стоило. Что тут говорить – стекло есть стекло. Никакой краской его не нарисуешь так, как в жизни. Результат виден на фото.

-13
-14

Что же можно сказать в финале? Это было здорово. Да, модель имеет досадные ошибки, например отсутствующий воздухозаборник, неправильные по форме и виду сетки МТО. Есть и проблемы качества. Ведь будь корпус моей БМП не просто погнутым, а с усадкой, его излечить было бы практически не реально. Однако, судя по сообщениям производителя, работа над ошибками уже ведется. В будущем модель должна быть оснащена новым набором фототравления, кусочком тонкой сетки. Так же планируется заменить конструкцию траков и включить в набор окрасочные маски для перископов. Однако, плюсы набора однозначно перевешивают его минусы. Модель хорошо ложится в чертежи. Решение с «оптикой» можно назвать революционным. Практически вся смоляная мелочь дана с запасом и хорошо отлита. Есть возможность «распушить» бойницы, частично люки экипажа. Подвеска прекрасно проработана, не уступает масштабу 1/35, пусть даже и в ущерб прочности. Ну и наконец-то я увидел нормально изготовленную ракету «Малютка» в нашем масштабе. Собирать модель было интересно, хотя я боюсь даже предположить, какая это для меня по счету БМП-шка. Короче говоря, дебют у Crosshair вышел отличный. Попадание если не в яблочко, то очень близко к тому.

-15

Традиционно, взглянем на набор из чудесного сегодня: при наличии альтернатив от OguretsProject смысла связываться с данным набором нет. Да и все равно его не найти. Хотя конечно некоторые решения, примененные в наборе, очень интересны и простите за выражение «не имеют аналогов».

ПоделитьсяСохранить в закладках

SG-MODELLING ✪Масштабные модели и дополнения✪

25 июн в 21:35

Редактировать