Найти тему
NK

Елена Яковлева в театре

Оглавление

Елена Алексеевна Яковлева - одна из популярнейших актрис нашей страны. Многие зрители хорошо знакомы с её кинобиографией, а вот театральный путь Елены Алексеевны не так широко известен аудитории. Попытаюсь закрыть пробел и описать эту сторону творческой биографии актрисы.

Елена Яковлева в спектакле "Мама" 📸: Е. Стуканова
Елена Яковлева в спектакле "Мама" 📸: Е. Стуканова

Начало пути: ГИТИС, Современник

Профессиональный театральный путь Елены Алексеевны начался в стенах ГИТИСа, куда она была принята в 1980 году на курс Владимира Андреева. Для поступления на актерский факультет абитуриентам обычно необходимо пройти прослушивание, на котором просят прочитать стихотворение, отрывки из прозы и басни, а также спеть и станцевать. Часто чтецкая программа включает в себя не по одному произведению каждого жанра, но Елена ограничилась скромным набором: монолог Катюши Масловой из романа “Воскресенье” Льва Толстого, стихотворение “Алые паруса” Сергея Наровчатова и басня “Ворона и лисица” Крылова. И этого оказалось достаточно будущей актрисе, чтобы быть принятой в один из лучших театральных институтов мира, который она успешно и окончила.

В конце учебного года театры устраивают прослушивания для выпускников. Так было и в период окончания ГИТИСа Еленой Яковлевой. Однако в тот год студентам объявили, что устроиться в московские театры без московской регистрации вряд ли получится, так как нагрузка на общежития и служебное жилье уже тогда была колоссальная. А потому Елена Алексеевна ходила на показы в театры просто “за компанию”, чтобы помочь своим одногруппникам исполнить отрывки.

Когда шла на показ в театр "Современник", то вообще не волновалась. ... Одна надежда была на то, что кто-то из режиссеров провинциальных театров обратит внимание и предложит работу”. (Александр Ярошенко “Елена Яковлева: Я не смогу жить нигде, кроме России”, 2013)

Вопреки ожиданиям самой актрисы после прослушивания в один из главных театров столицы - знаменитый “Современник” - она была принята в труппу, причем существовавший тогда худсовет во главе с главным режиссером Галиной Борисовной Волчек проголосовал единогласно за кандидатуру Елены Яковлевой.

Первые роли в театре

Первая роль Елены Алексеевны оказалась “закулисная”, когда Игорь Кваша поручил начинающей артистке “роль женщины, над которой надругались белогвардейцы”. По сути Елена приходила на спектакль, чтобы создать аудиосопровождение.

Я себя чувствовала артисткой. Ну что вы! Без меня спектакль не мог начаться! По второму звонку я заряжалась за кулисами, и как только на сцене пробегали белогвардейцы, я начинала истошно вопить. Я играла эту роль до тех пор, пока кто-то из умных не сказал: “Что ты ерундой занимаешься, запиши свой крик, радист будет включать, когда нужно, и ты не будешь сюда мотаться в день спектакля” . Вот так я лишилась своей первой роли, хорошо ещё, что уже начала репетировать роль Гитель в спектакле “Двое на качелях”, а то долго бы расстраивалась.” (Театральная афиша, 13.04.2005)

Двое на качелях (Гитель Моска, 1984г.)

Первая главная роль Елены Яковлевой в театре - Гитель Моска в спектакле “Двое на качелях”. Режиссером была Галина Борисовна Волчек, но эта постановка была осуществлена в далеком 1962 году, и за время её существования в этой роли на сцену выходили и Татьяна Лаврова, и Лилия Толмачева. И вот в 1984 году очередь дошла до Елены Алексеевны. (К слову, позднее на эту роль вводили Чулпан Хаматову, Кристину Орбакайте и Татьяну Бабенкову).

Сцена из спектакля "Двое на качелях"
Сцена из спектакля "Двое на качелях"

“Ввод – это всё равно много нового. Прежде всего это новые ощущения, какие-то неудобства, которые нужно преодолеть, или, наоборот, слаженность артистов, которая получает своё дальнейшее развитие. Всё равно идёт творческая работа над спектаклем. Нам с Колей Попковым, который играл роль Джерри, повезло. Спектакль “Двое на качелях” ставила Галина Волчек, но репетиции по вводу под её руководством проводил артист и режиссёр Геннадий Фролов, который в первых спектаклях играл Джерри”. (Театральная афиша, 13.04.2005)

Затем были роли в спектаклях “Три сестры” (Наташа, 1982), “Навеки девятнадцатилетние” (Нач. мед, 1985) и “Близнец” (Галина, 1986).

Театр им. Ермоловой и возращение

Но несмотря на то, что карьера актрисы набирала обороты в “Современнике”, в конце театрального сезона 1986 года Елена Алексеевна приняла приглашение своего педагога и перешла служить в театр им. Ермоловой. Позднее она объясняла свое решение так:

- Вы работаете в «Современнике» с 1984 года, но на три года уходили в театр имени Ермоловой. Почему?

-Мне, молодой актрисе, со всех сторон жужжали: что ты там, в «Современнике», сидишь? Ничего путного тебе сыграть не дадут, все расписано. Для этого есть такая-то актриса, для другого – этакая. А когда Владимир Андреев предложил в ермоловском театре главные роли, например, в «Идиоте», «Горе от ума», - я поняла, что крыша есть. Но за три года пребывания там почувствовала, что роднее «Современника» быть ничего не может. Все три года сравнивала: а как это было там? И каждый раз сравнение было не в пользу ермоловского театра. Не потому, что там актеры или репертуар хуже, нет. Просто тот коллектив – не родной! (Владимир Нузов)

Однако ожидания актрисы не оправдались и обещанные работы не состоялись. За три сезона, прошедших в стенах театра им. Ермоловой, Елена Алексеевна сыграла в трех спектаклях “Прощай Иуда” (1986), “Костюмер” (1988) и “Снег недалеко от тюрьмы” (1988). Художественно-творческого удовлетворения это не могло принести, поэтому актриса вернулась в “Современник”. Изначально Елену позвали для разовых выходов в спектакле “Двое на качелях”, но разговор с Галиной Борисовной Волчек позволил актрисе вернуться в труппу.

“С момента возвращения в “Современник” за Еленой Яковлевой прочно закрепилось звание “ведущей актрисы театра”. Волчек поставила на нее “Пигмалион”, “Мы едем, едем, едем, “Вишневый сад”. Работа 1997 года - роль Вари в чеховской пьесе - изменит представление о Яковлевой только как о яркой острохарактерной актрисе и обнаружит в ней сильное лирическое начало” (М. Райкина “Галина Волчек как правило вне правил”)

Но обо всём по порядку…

Елена Яковлева в спектаклях театра "Современник"

После возвращения в родные стены Елена Алексеевна начала выходить на сцену в спектаклях “Звезды на утреннем небе” (Мария, 1989) и “Крутой маршрут” (Евгения Семеновна, 1989). К слову, роль в последнем актриса играла в очередь с Мариной Нееловой. Выдержать сравнение с такой актрисой, конечно, задача не из легких.

Мурлин Мурло (Ольга, 1990г.)

“Мурлин Мурло” стал первым спектаклем Елены Яковлевой после ее возвращения в “Современник”. Она сыграла чистого ангела по прозвищу Мурлин Мурло, который по чьей-то недоброй воле оказался на помойке жизни. (М. Райкина “Галина Волчек как правило вне правил”)

Галина Борисовна приняла к постановке пьесу Николая Коляды, сразу после её написания драматургом в 1989 году. Действие разворачивается в провинциальном городе того времени. Елена Алексеевна исполняла роль Ольги, главной героини -- блаженной женщины, верующей в Бога, но при этом живущей отнюдь не в соответствии с религиозными законами.

“Мне Бог пальцем грозит, когда приходит. Придёт, сядет в углу, сидит и грозит, грозит... Смотрит на меня так нехорошо, а, Миша? Слышишь, нет?” (Коляда "Мурлин Мурло")

В 1996 году Елена Алексеевна вновь соприкоснулась с драматургией Николая Коляды в спектакле “Мы едем, едем, едем…”, в котором она играла роль Зины. А в 2000 году была осуществлена постановка пьесы этого драматурга "Уйди-уйди", здесь актриса вышла на сцену в роли Людмилы.

Пигмалион (Элиза Дулиттл, 1994г.)

После спектакля “Мурлин Мурло” Яковлева воплотила образ Наташи в спектакле “Титул” (1993 г.). А затем Галина Борисовна вновь поставила спектакль специально на Елену Алексеевну - в 1994 году театр выпустил премьеру “Пигмалион” по знаменитой пьесе Бернарда Шоу.

Элиза Дулиттл в исполнении актрисы была карикатурно испорченной, невероятно трогательной и уморительно смешной. Постановка "Современника" заставляла зрителей улыбаться порой клоунскому поведению персонажа и проливать слёзы над её нежностью и беззащитностью.

Вишневый сад (Варя, 1997г.)

Когда в 1997 году театральная общественность узнала, что Галина Волчек приступила к репетициям своей новой редакции спектакля "Вишневый сад", а также были озвучены фамилии артистов, занятых в будущей постановке, многие решили, что Елене Алексеевне досталась роль гувернантки Шарлоты. И каково было их удивление, когда в программке фамилия актрисы оказалась напротив персонажа Вари (приемной дочери главной героини).

Совершенно неузнаваемой предстала в роли Вари Елена Яковлева. От её эффектной характерности не осталось и следа - тихо ходила, управляла хозяйством. Тихо жила рядом со своим шумным семейством. Глубина роли нарастала и достигала крайней точки в последней сцене несостоявшегося сватовства с Лопахиным. (М. Райкина “Галина Волчек как правило вне правил”)

Играем... Шиллера! (Мария Стюарт, 2000г.)

Затем в 2000 году Галина Борисовна Волчек пригласила в "Современник" набирающего популярность режиссера Римаса Туминаса, который хотел осуществить постановку пьесы Шиллера "Мария Стюарт". Роль Елизаветы досталась Марине Неёловой, а заглавную героиню исполнила Елена Яковлева.

Римас Владимирович смог раскрыть актрису совсем с другой стороны. В этом спектакле не было привычных актерских приемов Яковлевой. Сама форма постановки, жёсткая и точно выверенная, заставила Елену Алексеевну рисовать образ совершенно новыми красками.

Состояние Марии Стюарт перед казнью - вершина актерского мастерства Елены Яковлевой. Выше не подняться, нет, кажется, больше таких высот, не знает человечество. (И. Корнеева “Театр “Современник”, 2000)

Гроза (Кабаниха, 2004г.)

Позднее в спектакле "Гроза" режиссера Нины Чусовой Яковлева предстала перед зрителями в образе Кабанихи. Этот шаг выглядит довольно рискованным: персонаж пьесы не вызывает явной симпатии, а роль рассчитана на возрастную актрису. Однако благодаря свежему художественному осмыслению этой истории героиня Елены Алексеевны обрела светлое звучание и вызывала сочувствие публики.

Елена Яковлева, играя мягко, с неподражаемым юмором, создает образ опекающей матери, любящей своего сына и переживающей за него. В финале ей тоже уготована драма. Измена Катерины Кабаниху затронула очень глубоко. Обнимая Тихона, как маленького ребенка, Кабаниха сидит с ним в той же голубятне под потолком, где происходила встреча Катерины и Бориса, и эта сцена читается символически. Кабаниха с Тихоном – тоже жертвы. «Почему люди не летают так, как птицы?» – этот вопрос остается здесь без ответа. Такова, очевидно, трагическая закономерность жизни. (Полина Богданова "Дикарка")

В этом же 2004 году на сцене театра была осуществлена постановка по роману Ф.М. Достоевского "Бесы",в котором Актриса исполнила роль Марии Тимофеевны Лебядкиной.

Пять вечеров (Тамара, 2006г.)

"Пять вечеров" -- знаменитая пьеса Александра Володина. Массовый зритель знает эту историю в большей степени благодаря фильму Никиты Михалкова, где в роли Тамары выступала Людмила Гурченко. В постановке "Современника" 2006 года главную роль исполнила Елена Алексеевна. Кажется, что подобный факт невольно приведет к проигрышному сравнению, но не в данном случае. Актриса создала свою героиню непохожей на предыдущие её трактовки.

Елена Яковлева играет Тамару трепетно, хотя и "плюсуя" простонародно-пролетарское происхождение героини, даря ей свой вечный (невесть откуда в ней взявшийся) говорок. На фоне возвышенного питерского пространства он кажется неестественным. Зато естественно и точно угадана ею пластика женщины "сурового" советского стиля, точно скукоженной, по-бабьи заглаживающей волосы рукой, лишенной темпераментного, независимого и яркого жеста. Но с каждым витком этой чудесной истории она расслабляется, обретая в сцене на катке свободу полета. В ней раскрывается женщина в зените счастья. (Алена Карась. “Свет в окне”)

Прощание с "Современником"

В 2011 году под занавес театрального сезона стало известно, что Елена Алексеевна приняла решение покинуть труппу "Современника". При этом актриса не перешла в другой театр, а отправилась "в свободное плавание".

“Почему снова ушла из "Современника"?.. Все взрослеют, и театр уже стал не тот, который я безумно любила, в последние годы театр стал резко меняться, и не в лучшую сторону. Театр стал абсолютно другим - таким, как все…” (Александр Ярошенко “Елена Яковлева: Я не смогу жить нигде, кроме России”, 2013)

Если посмотреть на ситуацию со стороны, то мотивация Елены Алексеевны становится ясной. Последняя премьера состоялась в 2006 году, активный репертуар устаревал. По сути можно говорить о творческом простое актрисы, находившейся в “цветущем” состоянии. Отсюда абсолютно понятное желание отправится на поиски возможностей для собственной реализации.

В ней есть глубина от природы, естественная глубина. Она её не копает, она в ней существует. И заразительность необыкновенная. Мне очень горько и обидно. За неё прежде всего, но и за театр, конечно, тоже, и за себя, потому что я очень её люблю. Она одна из очень немногих актрис за мою жизнь, которые в меня так сильно вошли. Может быть это единственный случай, когда я несмотря ни на что, ни на какие свои переживания по этому поводу или недомогания, всё равно продолжаю её любить и желать ей абсолютного счастья во всем. (Г.Б. Волчек в передаче "Елена Яковлева. Жена. История любви")
Елена Яковлева на репетиции спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?"
Елена Яковлева на репетиции спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?"

Елена Яковлева - актриса вне труппы

Ещё будучи актрисой театра "Современник" Елена Алексеевна начала принимать предложения об участии в спектаклях отдельных антрепренерских проектов. Таким образом в 2005 году актриса исполнила роль сиделки Даши в постановке "Бумажный брак" (театрального агентства АртПартнер XXI). А ещё через 4 года состоялось первое сотрудничество Яковлевой с режиссером Владимиром Панковым в спектакле "Территория любви" (2009 г.). Эта творческая встреча оказалась судьбоносной для тандема. В дальнейшем этот дуэт только укрепился, а Елена Алексеевна стала главной актрисой Панкова. Вместе они выпустили множество спектаклей:

  • "Кто боится Вирджинии Вульф?" (Марта, 2015г.)
  • "Старый дом" (Юлия Михайловна, 2017г.)
  • "Вражда"/"Соперницы" (Грейс Джонс, 2018г.)
  • "Мама" (Мама/Настя, 2018г.)
  • "Медведь" (Елена Ивановна, 2019г.)
  • "Театр" (Джулия Ламберт, 2021г.)

Спектакль "Театр" был поставлен Владимиром Панковым в "Современнике", в год празднования юбилея театра -- 65-летия. Так Актриса вновь оказалась на сцене родного "дома". Композиция спектакля, построенная вокруг романа Сомерсета Моэма и приукрашенная важными пьесами, позволила Елене Алексеевне сыграть сразу несколько значимых ролей из мировой драматургии: Титания ("Сон в летнюю ночь" У. Шекспир), Раневская ("Вишневый сад" А. Чехов), Аркадина ("Чайка" А. Чехов), Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж" Б. Брехт), Настасья Филипповна ("Идиот" Ф. Достоевский).

Сцена из спектакля "Театр"
Сцена из спектакля "Театр"
“Спектакль «Современника», кажется, поставлен и вовсе не про театр, но про актрису, обладающую и силой личности, и талантом — точно! Дело, разумеется, в самой Яковлевой, которая играет сильно, стильно и очень… по-русски. Красивая, с отличными физическими кондициями (в одной сцене даже с ходу садится на шпагат!), в черном платье, выгодно облегающем роскошную фигуру, с грудным, хрипловатым, сексуальным голосом, эта Джулия одинаково… нет, не только эффектна, но по-человечески значительна и на вечере в честь ее очередного артистического триумфа, и в каморке молодого, намеренно не красивого и не привлекательного любовника Тома (Михаил Шамков). … Яковлева играет большую, ей подарены и монологи из великих пьес, которые она произносит хоть и с повышенной экзальтацией, но без грубого наигрыша. Впрочем, и вне театра как такового мы, повторяю, ощущаем с ее выходами присутствие интересной личности на сцене”. (Наталия Каминская “Всем места хватит”)

Несмотря на яркую актерскую работу Яковлевой, сам спектакль не был принят зрителями однозначно и заслужил значительную долю критики:

“Но созданная общая атмосфера спектакля не дает актрисе дойти до настоящих сущностных глубин. В спектакле принципиально отсутствует боль, отсутствуют смыслы, находящиеся за пределами и так видимых, и так читаемых. В нем нет неожиданных поворотов, неожиданного угла зрения, нет открытий и удивлений. Он выстроен прочно, прямо, понятно, логично. Он создан праздничным подарком — легким, сладким. Он превращен в сплошную «игру в театр», сложенную из тех общих представлений о нем, какие бытуют «в миру», но имеют мало общего с реальностью и правдой”. (Дарья Шмитова “Жаль Мольера забыли”)

Актриса продолжает много работать на театральных подмостках: и в антрепризных постановках, и в качестве приглашенной актрисы в репертуарных театрах. В наши дни Елену Алексеевну можно лицезреть в следующих спектаклях:

  • "Медведь" (Центр драматургии и режиссуры)
  • "Старый дом" (Центр драматургии и режиссуры)
  • "Театр" (Современник)
  • "Эта прекрасная жизнь" (Шарлотта Хэй, 2017 г.) (Театр им. Пушкина)
  • "Соперницы"
  • "Другая жизнь" (Франческа, 2023 г.)

И я советую вам это сделать!

До встречи в театре!