В Нестиары мы приехали во второй половине погожего майского дня, завершив сплав по Ветлуге по маршруту Воскресенское -Марьино. Я к поездке не готовилась и не знала, что едем мы в место, полное легенд.
Первое впечатление от места: "Красивее деревни я не видела". На высоком берегу озера, в котором резвились хохлатые чомги, разместилась белоснежная церковь, под ней у самой воды - россыпь банек, а деревянные дома не тронутые сайдингом, раскинулись практически по кругу.
Село Нестиары плавно перетекает в деревню Заозерье, на карте Менде указано и второе её название - "Хохлово". Местных до сих пор зовут "хохловята" - крайне мило, считаю.
Нестиар считается "братом-близнецом" знаменитого Светлояра, в недрах которого покоится "русская Атлантида" град Китеж. Вы наверняка в курсе, но напомню: XIII век, войско внука Чингисхана Батыя подходит к стенам Китежа, праведный город на глазах татаро-монголов скрывается под водой.
С Нестиаром связана аналогичная легенда, только с той деталью, что тут была обитель с настоятелем Нестором. Но это не единственное предание, есть ещё про летающую церковь и девушку Настю.
Последнюю изуродовали во время очередного набега татары, лишив зрения. Девушка не нашла исцеления в Светлом яру (Светлояре), зато красоту и здоровье ей вернули воды Тёмного яра. В благодарность Настя отдала озеру своё имя.
А с церковью (речь идёт не о белокаменной красавице, а о другой, гораздо более древней) вообще интересно: эта легенда описана "В лесах" Мельникова-Печёрского, но её пересказывают и местные жители, упрощённо и без ссылок на писателя. Есть коротко, то эпоху Смутного времени на берег Нестиара перенеслась церковь из Васильсурска. Если подобно, обратимся к классику:
"Быстро, но важно взглянув на московского посла, Иосиф торопливо поправил кафтырь и камилавку, съехавшие набок, и стал говорить:
– Когда настал французский год, дивный отец, не стерпя зрети озлоблений иноплеменных, удалился. И шед бегая в пустыню, в здешние леса за Волгу пришел. Прежде поблизости Старого Макарья имел пребыванье в лесах Каменских, Дорогученских, Ветлужских, и только в молитвах и посте подвизался, что сподобился общения со невидимыми грешному миру святыми отцами Нестиарской обители.
– Что за обитель? Что за невидимые святые? Не слыхивал я, грешный, про них… – с живым любопытством спрашивал Иосифа Василий Борисыч.
– О Москва, Москва! Высокоумные, прегордые московские люди! – с усмешкой презренья воскликнул старец Иосиф. – Великими мнят себе быти, дивного же Божия смотрения не разумеют. Окаменели сердца, померкли очи, слуху глухота дадеся!.. И дивиться нечему – Нестиар не фабрика, не завод, не торговая лавка, а Божие место, праведным уготованное!.. Какое ж до него дело московским толстопузам?..
– Богом прославленных мест на земле – что звезд на небе, – сказал замолчавшему Иосифу Василий Борисыч. – Все такие места одному человеку изведать не можно, а тебе бы, старче, незнающему сказать, неведущего научить, а не Москву бранить. Тут московские люди ни в чем не повинны.
Не ответил Иосиф, но, недолго помолчав, быстро обратился к Василию Борисычу:
– Васильсурск знаешь?
– Как не знать? – живо отвечал Василий Борисыч.
– Задолго до Никоновой порухи было на Руси ляхолетье… – начал рассказ свой старец Иосиф. – Гришка Расстрига на православное царство Литву да ляхов навел. Города, села пожигали, церкви рушили, святые иконы на щепы кололи, всякой святыне ругались. Поднялась заодно с ними некрещеная сила: мордва, черемиса, татаре. Подошла та окаянная сила к Васильсурску. Ратных людей было там мало. Васильгородцы, не чая спасенья, преплывали обонпол Волгу и в лесах от огня и меча укрывались. Ратные же люди вышли из града на врагов, нимало победы не чая, мученический венец прияти желая. Но простер Господь десницу свою, и пред малым числом благоверных воев врознь побежали орды не знающих Бога. Взятая в полон черемиса поведала васильгородцам: оттого-де они побежали, что перед ними на белом коне явился страшный видом чернец и пламенным копием их, врагов имени Христова, поражал немилостиво. Когда ж полонянники восхотели святого крещения и были приведены в васильгородскую церковь, воззрев на икону преподобного отца Варлаама Хутынского, познали старца, пламенным копием их поразивша. Слыша таковое Божие о граде смотрение, васильгородцы Богу хвалу приносили, преподобному Варлааму пели молебны, и все радости были исполнены спасения ради своего града от иноплеменных. По мале же времени многие от них в вере пошатнулись, престали к церкви Божией ходити, поучения от священного чина принимати, и едва сорок человек осталось во граде помнивших Господа и не забывших Бога и святой его веры. И ради того сорока не попустил до времени Господь тому граду погибнуть… Настал праздник Господень, Преполовеньев день. В церковь только те сорок человек пришли, иные ж в бесчинных игрищах и в мирской суете пребывали. И когда по скончании божественной службы благочестивые крестным ходом пошли на Волгу воду святить, двинулась за ними и церковь Божия, пред нею же икона преподобного Варлаама Хутынского шествовала, никем не носима. Когда же пришли ко брегу, Волга-река расступалася, как широкие врата растворялася, принимала в свое лоно людей благочестных, и шедшую за крестным ходом церковь, и по воздусям ходящую святую икону преподобного Варлаама. И всемогущего Бога силою те люди и церковь пренесены за Волгу, в леса, на озеро Нестиар. И до сих пор тамо живут они невидимые в обители невидимой. Все одно, что на Китеже.
– Дивен Бог во святых его, – подняв глаза к небу, с умилением проговорил Василий Борисыч. Поклонясь Иосифу, он промолвил: – Благодарен остаюсь на добром поученье".
Иногда мне кажется, что лет 400 назад это всё и правда могло быть реальностью: затопленные города, летающие храмы…А сейчас чудеса просто другие - интернет, например. Или автомобиль. Я гуманитарий и для меня и то, и другое - чистая магия. Отвлеклась.
Как и на Светрояре, на Нестиаре также якобы слышен колокольный звон из под воды. В Сети есть версии о некой подземной реке, которая приносит эти звуки с самого Макарьевского монастыря. До него идти пешком два дня (53 км по прямой). Во время войны местные дети ходили туда даже зимой, продавать нехитрые товары, рассказал Сергей, хозяин дома, в котором мы гостили. Мне запомнились, что речь шла о варежках. В ХХ веке знаменитая Макарьевская ярмарка уже сто лет как была перенесена в Нижний, но какой-то привоз там вполне мог существовать.
А до Светлояра от Нестиара ещё ближе - 32 км по прямой. Кстати, у озер идентичная овальная форма и даже рельеф берегов похож. Не исключено, что оба озера образовались в результате падения метеорита.
Мы прошли вокруг озера по часовой стрелке. В сумерках уже выяснили, что последние метров триста надо идти по болоту. В воде проглядывали очертания колей, но в мае тут было очень сыро. Ну, не поворачивать же….
После забега по ледяному болоту не заходя в дом побрели в баню - отогреваться и ощущать, что жизнь прекрасна.
В следующей публикации покажу Нестиары при свете дня.
Видео из этой поездки:
По теме: