Найти тему
Древний Мир | История

Насколько достоверны костюмы в сериалах «Рим» и «Спартак»?

«Спартак» и «Рим» являются одними из наиболее популярных исторических сериалов, снятых в последнее время. В этих сериалах представлено множество персонажей, преимущественно реальных исторических личностей, которые когда-то жили в древнем Риме. Создатели этих сериалов проделали огромную работу, чтобы воссоздать архитектуру, доспехи и оружие того исторического периода, а также костюмы римских граждан и матрон I века до нашей эры. Давайте проанализируем насколько успешно им удалось передать атмосферу и точность костюмов древнего Рима.

Лукреция, супруга ланисты Батиата. Сериал «Спартак».
Лукреция, супруга ланисты Батиата. Сериал «Спартак».

Здесь мы видим тунику и столу, которые представляют достоверное древнеримское женское платье. К сожалению, в данном случае отсутствуют рукава, хотя они должны были присутствовать у такого типа платья. Пояс также выполнен достаточно реалистично, но является чрезмерно длинным, поскольку у римских женщин концы пояса обычно не перетягивались по полу.

Лукреция, супруга ланисты Батиата. Сериал «Спартак».
Лукреция, супруга ланисты Батиата. Сериал «Спартак».

Здесь мы можем наблюдать, как лиф платья выделяется и выделяется более плотной тканью. Такой стиль характерен для современного дизайна, поскольку до XX века не применялись асимметричные украшения или специально встроенный лиф, который поднимает грудь. Такой силуэт относится к современным вечерним платьям.

Лукреция. Сериал «Спартак».
Лукреция. Сериал «Спартак».

В этой сцене также видно, что грудь специально выделена покроем платья. В древнем Риме римские матроны не носили такую одежду. На протяжении большей части истории древнего Рима, талия на женском платье была расположена выше, и пояс носили под грудью - именно пояс подчеркивал ее форму, вместо того чтобы использовать тканевые лифы.

Римские дамы. Сериал «Спартак».
Римские дамы. Сериал «Спартак».

У женщины в красном платье представлено абсолютно фантастическое и специально подчеркнутое контрастной тканью очень глубокое декольте с современной "квадратной" формой. В то время как у женщины в синем платье форма декольте более соответствует традициям. Кроме того, обе женщины носят явно ассиметричные кружевные украшения на плечах, которые не имеют никакого отношения к античности. Кружева появились только в XV веке, и их не использовали в древнем Риме.

Мира, рабыня в доме Батиата, соратница Спартака. Сериал «Спартак».
Мира, рабыня в доме Батиата, соратница Спартака. Сериал «Спартак».

Эти модные замшевые наряды совершенно не напоминают одежду, характерную для первого века до нашей эры. Представленное на изображении платье, состоящее из двух частей, соединенных кожаными полосками, не имеет аналогов в античной эпохе, а также в более поздние исторические периоды.

Марк Красс. Сериал «Спартак».
Марк Красс. Сериал «Спартак».

В этом изображении представлена туника, а на одно плечо накинут плащ. Вышивка выполнена золотой нитью, что указывает на то, что эта одежда была очень дорогой и роскошной. Красс, один из самых богатых людей того времени, мог позволить себе такой наряд.

Римская знать. Сериал «Спартак».
Римская знать. Сериал «Спартак».

Мужская одежда, представленная в этом сериале, полностью соответствует историческим фактам и аутентична. Однако платье, которое носит дама слева, выглядит слишком облегающим, в то время как римские женщины предпочитали более свободную одежду.

Атия. Сериал «Рим».
Атия. Сериал «Рим».

С одной стороны, многие детали внешнего вида римской женщины в этом кадре соответствуют исторической точности. Волосы окрашены, лицо украшено макияжем, и серьги с изображением змей являются аутентичными аксессуарами. Однако в данной ситуации римская женщина находится в обществе, а не в интимной обстановке с мужем, и поэтому ее наряд должен включать два слоя одежды: нижнюю тунику и верхнюю столу. В данном случае Атия одета только в тунику. Это аналогично изображению светской женщины XIX века на балу в одной сорочке, что нарушает социальные нормы и ожидания того времени.

Атия и Октавия. Сериал «Рим».
Атия и Октавия. Сериал «Рим».

В данном случае наблюдается сходство с предыдущим кадром. Одежда Атии многослойная, что соответствует традициям того времени. Однако у Октавии наряд является современным и легким, с открытым декольте, вместо традиционной античной туники и столы. Такой вид одежды был характерен скорее для рабынь, но не для римских женщин высшего общества.

Ниоба и Луций Ворен. Сериал «Рим».
Ниоба и Луций Ворен. Сериал «Рим».

В данном случае, все детали одежды у Ниобы соответствуют традиционному стилю римской матроны при выходе на улицу. Она носит голубую тунику, темно-голубую столу и сверху накинут плащ, который называется палла.

Октавия и Марк Антоний, сцена свадьбы. Сериал «Рим».
Октавия и Марк Антоний, сцена свадьбы. Сериал «Рим».

Антоний одет в классическую и приличную парадную римскую одежду, соответствующую его статусу. Однако Октавию нарядили в современное вечернее платье с овальным декольте и украшениями из стразов, что выглядит несколько несоответствующим и античной эпохе.

Сервилия. Сериал «Рим».
Сервилия. Сериал «Рим».

А вот здесь на Сервилии нормальная древнеримская стола с рукавами.

Тит Пуло и Луций Ворен. Сериал «Рим».
Тит Пуло и Луций Ворен. Сериал «Рим».

Простые персонажи в этом сериале одеты в современный стиль с широкими футболками и штанами, которые имеют явные признаки машинной строчки. Однако их обувь соответствует более римскому стилю. Футболки немного напоминают короткие туники, которые римляне действительно носили. В то же время, в период, на который ссылаются, римские легионеры уже могли носить штаны, взятые у германских племён. Однако германские штаны того времени были длинными и широкими, совершенно не похожими на эти модные бриджи, которые заканчиваются до середины икры.

Брут и Кассий. Сериал «Рим».
Брут и Кассий. Сериал «Рим».

Одежда на этом изображении выполнена в соответствии с римской традицией: туники и плащи с узорчатой тесьмой. Заметно, что вся одежда имеет единый стиль, цветовую гамму и узоры, что говорит о том, что она, скорее всего, была пошита на заказ у портного, а не просто куплена на рынке. Такой подход был характерен для римских патрициев.

Изображение римской матроны на храме Адриана. II в. н.э.
Изображение римской матроны на храме Адриана. II в. н.э.

В этих сериалах заметно, что женская одежда выполнена с использованием современных лекал и является скорее стилизацией под древнеримскую моду, а не полностью аутентичной. В то же время, мужская одежда представлена в более простом стиле, не ставящем целью подчеркивание фигуры актрис, которые играют в этих сериалах.