Найти тему

Валентина Семёновна Серова в Судосево. Делаем обзор СМИ 1890-1910-х гг.

Суровой и голодной зимой 1891 г. в село Судосево Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковский район Республики Мордовия) приезжает Валентина Семёновна Серова - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, супруга композитора Александра Николаевича Серова и мать художника Валентина Александровича Серова.

В.А. Серов. "Валентина Семёновна Серова, мать художника". 1880 г. Портрет хранится в Третьяковской галерее.
В.А. Серов. "Валентина Семёновна Серова, мать художника". 1880 г. Портрет хранится в Третьяковской галерее.

Первоначальной целью её приезда было музыкальное просвещение крестьянского населения, которое по итогу переросло в нечто большее. Приехав в деревню охваченную голодом, свирепствовавшим на территориях современного Черноземья и Среднего Поволжья, Валентина Серова не только помогла крестьянам выжить, но и с лихвой реализовывала изначально задуманное. И справедливости ради стоит отметить, что подобную деятельность она разворачивала не только в Судосево, но и других сельских населенных пунктах Российской империи на протяжении 1880-х - 1910-х гг.

Во время нахождения Валентины Семеновны Серовой в Судосеве, к ней приезжал её сын - известный художник Валентин Александрович Серов, который запечатлевал увиденное.

В.А. Серов. Голод. 1892 г.
В.А. Серов. Голод. 1892 г.

Свою деятельность в деревне только за период 1891 - 1901 гг. Валентина Семеновна Серова характеризует следующим образом: "истрачено было за десять лет 36 000 р. (...), учителей подготовлено 15, школ своих выстроено 5, регентов обучено 21 человек, из них на должности при церквях 6 человек, театральных представлений было - 16, ясли учреждены были четыре года подряд, путешествовала воспитанники и воспитанницы (всех будет человек 70) по разным местам: ездили в Петербург, Нижний, Москву, Саранск, Крым, Кавказ, Тверь, Симбирск; устроена была библиотека".

Также еще одним важнейшим видом деятельности Валентины Семеновны была организация нескольких столовых в сельской местности для голодающих детей.

Об общественной и музыкальной деятельности В.С. Серовой написано немало как в советскую эпоху, так и в период 2000-х - 2010-х гг. Однако сегодня мне хочется обратиться не к данным исследованиям, а к публикациям рубежа XIX - XX вв. в которых освещалась деятельность Валентины Семеновны Серовой в мордовской глубинке. Статьи писались как ею самой, так и журналистами. Приведу вам по хронологии список самих публикаций, так и несколько выдержек оттуда.

Поехали!

В.А. Серов. Вид с. Судосева Симбирской губ. 1892 г.
В.А. Серов. Вид с. Судосева Симбирской губ. 1892 г.

"Вестник Европы". 1892 г. Т.6, книга 11.

Из общественной хроники. 1 ноября 1892 г. Письмо госпожи Серовой о селе Судосеве.

"В Судосеве надельной земли приходится на душу всего 1/3 десятин во всех трех полях. Лесов совсем нет. Было только два капитальных дождя во все лето. Яровое все сгорело, а рожь, посеянная осенью довольно поздно, дала менее чем средний урожай. Крестьянину хватит зерна в этом году только на семена и на хлеб до Покрова. Заработков мало, вследствие обеднения соседнего торгового села (Больших Березников). Шесть лет подряд в Судосеве не видали урожая. Конопля не родится, цены на рабочие руки упали. В нынешнем году болезни окончательно лишили судосевцев заработка: рабочие расхворались дорогой и бежали домой. Беспрестанные пожары истощили последние ресурсы села, потерявшего от них почти всю домашнюю утварь и хозяйственные орудия. К концу зимы в селе было не больше 300 лошадей (на 500 дворов!), коров - около сотни; овцы водились, в виде исключения, у одних богачей".
В.А. Серов. Безлошадный. Акварель. 1899 г.
В.А. Серов. Безлошадный. Акварель. 1899 г.

В данной статье, Валентина Серова, описывая бедственное положение судосевцев, в итоге высказывает свое мнение о способах дальнейшей помощи крестьянам, а также приходит к выводу о том, что необходимо сохранить образовавшееся в прошлом году местное попечительство. Оно состояло, преимущественно, из коренных местных жителей - священника, учителя, волостного старшины, училищного сторожа. Именно попечительство могло бы оказать большую помощь статистическому комитету, земскому начальнику, врачебному ведомству, подавая всевозможные сведения о вверенном ему селе.

"Русские ведомости". 1892 г. № 78, 91.

Серова В.С. Из деревни.

В данной статье В.С. Серова делиться, в том числе, впечатлениями о селе Большие Березники, куда она приехала изначально. Привожу отрывок:

"Народ привык надувать, мошенничать. Торговля его совсем скрутила и наложила свой отпечаток (...) Я уехала из Березников... В Судосеве нет трактиров, нет зажиточных людей. На 500 обнищалых дворов - 10 еле обеспечены хлебом... Еду в Судосево".

В.А. Серов. Столовая в с. Судосеве Симбирской губ. 1892 г.
В.А. Серов. Столовая в с. Судосеве Симбирской губ. 1892 г.

"Русские ведомости". 1892 г. № 282.

Серова В.С. Считать ли деятельность благотворителей оконченной в неурожайных местностях?

Привожу отрывок.

«Работали мы полгода: с половины января до половины июля. Район нашей деятельности распространился к Пасхе на три уезда, в двух губерниях: Симбирской и Пензенской. В Карсунский уезд мы дали средства на содержание четырех столовых, всего на 200 душ с января месяца (кроме Судосева, центрального места нашей деятельности). В Ардатовский уезд - на две столовых в 50 душ каждая также с января; в Саранский - на восемь столовых на 300 душ, открытых уже после Пасхи. (...). В самом Судосеве была открыта вначале столовая на 50 учеников, в которой стали выдавать крупу, молоко грудным младенцам в неимущих семьях. По мере возрастания средств увеличивалось количество столовых. К Пасхе в Судосеве их насчитывалось до 12 с 350 едоками. После Пасхи прибавили еще 150 душ. Всю зиму подкармливали 70 коней сеном, весною - овсом; купили 30 лошадей, открыли питомник на 25 сирот и выдавали ужин в рабочую пору, начиная с мая месяца, 260 лошадникам. В самое жнитво открыли "ясли", куда матери относили ребят на целый день. Итак, без грудных младенцев, помощь оказана была в Судосеве 760 лицам, не считая больных. Я говорю "помощь была оказана", но насыщены эти лица не были (...) мы строго держались одного взгляда: только помогать перебиться голодающим, а не кормить их в полном размере потребности (...) с другой стороны, мы старались тратить сколько возможно было на поддержку хозяйства, приобретая лошадей и кормя их. Кормить здоровых парней или взрослых мужиков, способных работать, мы не при знавали целесообразным. Мы кормили преимущественно ребят от 7 до 12-летнего возраста. Взрослые должны были искать заработков и при земском пособии могли кое-как просуществовать. Из самых бедных домов мы брали по 2 ребенка в столовую, и таким образом лишняя доля продовольствия оставалась тогда в семье. Больным мы по стоянно помогали, временно даже открыли для них специальную столовую, находившуюся под наблюдением лица, заведующего лечением. Подростков мы иначе не подпускали к мирскому столу, как в счет платы за работу. С этой целью открыта была лапотная для парней (на 25 душ) и прядильня для девушек (также на 25 душ)».
(...) Выдвинулись светлые элементы крестьянства, и мирская забота становилась дорогой, близкой для лучших. избранных натур в нашем селе. Еще польза, и самая существенная, была в том, что выдвинулись вперед интересы бедняков. Они чувствовали защиту, крепкую защиту за собой и поэтому подняли голову, вылезли из своих берлог, между тем как раньше их существованием мало кто интересовался... Дело идет не о временной филантропии, но о призвании истинных устранителей народного бедствия».
В.С. Серова. 1870-е гг.
В.С. Серова. 1870-е гг.

"Новое слово". 1896 г. Октябрь 1896 г., год II. Кн. 1.

Серова В.С. Современные деревенские театры в России.

Статья длинная и я приведу лишь отрывок данной статьи, а именно часть, посвященную Судосеву. Здесь грустные размышления Валентины Семеновны на тему косности местной администрации и уровня актерского мастерства.

Странно говорить о театре, который не существует, хотя есть пожертвованный дом под театр, есть и актеры, есть и хоры. Что же мешает ему существовать? Что мешает... как бы это выразиться поточнее? Наш Карсунский уезд очень затруднительный - другого объяснения я не приберу. Затруднителен он в смысле тяжеловесности в решении вопросов, по-видимому, самых обыденных. Например, в эту зиму одна жертвовательница послала в нашу управу (с согласия местного земского врача) прошение с обязательством, скрепленным нотариальной бумагой, вносить в течение семи лет ежегодно по 300 рублей на фельдшерское жалование и ежегодно по 150 рублей на лекарства, если управа разрешит врачебный пункт в селе Судосеве, где находятся около 5000 жителей. Управа "затруднилась" принять пожертвование и прислала формальный отказ, мотивируя его тем, что "есть места, где больше требуется врачебная помощь, потому что Судосево находится в 10 верстах от земской больницы (!). И так, ценное пожертвование пропало и Корсунский уезд снова торжествует, проводя в жизни еще раз суровое "нельзя". Эти вечные корсунские "нельзя" мне живо напоминают моих внучат. Сидит нахохлившись девочка, лет шести, и запальчиво кричит братишке, бутузу четырех лет: "нейзя!" - "Мозно!" - флегматично отвечает упрямый антагонист. Девочка еще более распаляется и перепалка двух враждующих лагерей продолжается, не выходя из репертуара этих двух слов, пока оба не устанут, и тогда волей-неволей наступает затишье. Та же самая игра точь-в-точь повторяется и в Карсунском уезде. Два года тому назад, были предложены от известной благотворительницы деньги на школы грамотности. Я поспешила об этом сообщить моему уезду. - "Нейзя!" - завопил Карсунский уезд. - "Мозно!" - спокойно ответил Саранский, и вот уже два года, как школки благополучно существуют.
Та же история с театром. Когда прошёл в Судосеве спектакль "Илья Муромец", то его постигла обычная участь карсунского "veto". (...). Дело в том, что здесь театра нет и в то же время он существует. Существует он в уме у судосевцев; они убеждены, что рано или поздно двери театра в Судосеве широко распахнуться, и мечта их реализуется наконец; вот почему они и сейчас готовят роли на "авось".
Возвращусь однако к делу. В предыдущих главах я упомянула о типах антрепренерского и эстетического народных театров, но оба эти образца суть явления не заурядные; масса благоприятных условий их создала, и поэтому они останутся опытами редкими, единственными в своем роде. Представление "Ильи Муромца" и пропасть деревенских спектаклей, в газетах не оглашаемых, доставляют народу то простецкое, здоровое веселье, которое театр должен внести в его серенькую, скудненькую обстановку и отвлечь его от посторонних вредных влияний. Тут вопрос о том, кто должен играть в театрах, разрешается сам собой. В таких театрах найдется масса своих исполнителей. В Рождественском театре часто затрудняются выбором лиц для исполнения весьма несложных пьес, потому что там вопрос поставлен на "актерскую" ногу: все те же лица являются исполнителями-завсегдатаями и составляют как бы группу, отдельную от своих товарищей-крестьян, часто даже преследуемую насмешками своих односельчан. Когда театр является спросом из среды самих крестьян, то презрительное отношение к якобы профессиональному актерству должно исчезнуть. Когда я намеривалась отпраздновать юбилей Серова в Судосеве, то охотники участвовать в спектакле являлись беспрестанно ко мне с вопросом: "а меня примешь? Понятно, что при такой постановке дела исполнение не может достигнуть подобного совершенства, как в Рождествене, но в том-то и дело, что весь интерес не должен сосредотачиваться на стремлении поднять театр, а решительно должно первенствовать желание "расшевелить" слушателей.
Образцовые труппы должны существовать сами по себе, а мужицкое веселье - само по себе. Первые, как крупные деньги, будут размениваться на мелкие монеты во всех возможных захолустьях.

"Русские ведомости". 1897 г. № 66.

Серова В.С. Первая земледельческая артель в с. Судосеве.

"Русские ведомости". 1898 г. №№ 98, 105.

Серова В.С. Мои музыкальные удачи и неудачи в деревне.

Журнал "Нива". № 22, 1900 г. № 22.

«Жители Пензы недавно присутствовали при своеобразном зрелище: крестьяне, только что оторванные от сохи или еще продолжающие заниматься сельским трудом, выступили в роли исполнителей сложной и трудной оперы: «Рогнеда». Этот изумительный результат достигнут вдовою известного нашего композитора Серова, В.С. Серовой. И заметим, по общему отзыву, исполнение крестьянами столь сложного и трудного музыкального произведения было в общем не только удовлетворительно, но даже превзошло все, что можно было ожидать от подобного рискованного опыта.
Госпожа Серова давно посвящает себя ознакомлению народа с музыкальными произведениями лучших наших композиторов. Каких результатов она достигает, показывает упомянутое оперное представление в Пензе. Крестьяне села Судосоева (Корсунского уезда Симбирской губернии) так хорошо усвоили себе музыкальные приемы, что иогли исполнять отчетливо и даже с большим вкусом не только хоры, но и отдельные партии сложной оперы. Этот факт интересен не только сам по себе; он наводит на поучительные соображения относительно того, какие духовные силы таятся в нашем народе и каких крупных культурных успехов можно было бы ожидать от него, если бы народное образование значительно у нас двинулось. (...).
Опыт госпожи Серовой делает честь не только ей самой, но несомненно нашему народу и не может не служить великим поощрением для всех, кому дорога его судьба, кто желает посвятить хоть небольшую часть своих сил благодарному делу просвещения нашей народной массы".
Фото из журнала "Нива". 1900 г.
Фото из журнала "Нива". 1900 г.
Фото из журнала "Нива". 1900 г.
Фото из журнала "Нива". 1900 г.

"Русские ведомости". 1913 г. № 189.

Серова В.С. Итоги.

Фрагмент из рассказа В.С. Серовой о трениях с местной администрацией, которые нередко были против её деятельности:

"Когда я прочно устроилась в Симбирской губернии, меня стали теснить местные "сильные люди". Дело в том, что во время голода мужики шли работать за всякую цену, которая упала до минимума. С моим приездом это прекратилось (через мои руки прошли 17 000 руб.), цены на рабочие руки поднялись. Вражда закипела не на жизнь, а на смерть, когда я совсем осталась жить в Судосеве. Раз ко мне приехал исправник, и между нами завязался следующий диалог: "Я приехал к вам, ваше превосходительство, с дружеским советом. Верьте мне, говорю как честный человек... Позвольте сказать? - "Говорите". - "Вы - дама образованная, ваше место в столицах, в кругу артистов и ученных, а не тут вам, в Судосеве, возится с серым мужиком, - простите, - с сопливыми ребятишками". - "Я никуда не уеду", - перебила я его. "Ну, так мы найдем средства вас удалить отсюда", - мне брошено было в ответ уже далеко не в "дружеской" тональности. И началось то, что в просторечье называется измором изводить человека... К счастью еще, губернатор и местный земский начальник были на моей стороне".
В.А. Серов. Спящая В.С. Серова. 1881 г.
В.А. Серов. Спящая В.С. Серова. 1881 г.

Русская мысль. Год 23. Книга XI. Ноябрь. 1902 г.

Серова В.С. Музыкальная экскурсия судосевцев.

Статья длинная и довольно забавная, она посвящена поездке судосевцев в Пензу и Симбирск на гастроли. Приведу из неё фрагменты о постановке судосевской труппой оперы "Рогнеда" в Пензе. Данная опера была написанная А.Н. Серовым, мужем Валентины Семеновны и сочетает эпизоды жизни главной героини - полоцкой княжны Рогнеды и христианизации Руси в конце X в. Кстати, именно в Пензе, после выступления, были выполнены фотографии, опубликованные в журнале "Нива", которые я привела выше.

Суровой и голодной зимой 1891 г.-10

Судосевцы очень любят музыку, уже в убогом Судосевском театре исполнялись сцены из "Жизнь за царя", "Игоря" и прошлыми святками представили "Рогнеду", хотя в сокращенном виде, но с весьма малыми изменениями, к которым пришлось прибегнуть вследствие убогого помещения и отсутствия оркестра. Так как о судосевских представлениях довольно упорно упоминалось в печати, и "Рогнеда" особенно удачно была исполнена деревенскими ребятами с подросшими крестьянами-учителями, а также с регентами из крестьян, то нам пришла мысль ознакомить с нашими трудами более обширную аудиторию, интересующуюся музыкальными успехами в деревнях. Наше намерение пришлось по душе некоторым отзывчивым обывателям городов Пензы и Симбирска, большею частью связанным с педагогическим миром, и решено было привлечь бесплатную городскую публику для оценки судосевских оперных опытов. Сначала мы предприняли свой маршрут на Пензу, с которой и начнем рассказы об оригинальном нашем музыкальном tournee с труппой из 32 лиц. Постараемся с фотографической точностью восстановить подробности всего пережитого нами в масленичную неделю, исключительно посвященную нами на спектакли в Пензе и Симбирске.
(...)
Пензенский спектакль.
Наступил, наконец, многоожидаемый день спектакля. Публики было
много, билеты брали нарасхват и не только потому, что денег за них
не требовали, а, видимо, Пенза была заинтересована новизной всей обстановки. С утра труппу мою пригласили на блины; вернулись все сонные, вялые, и самое естественное,конечно, было улечься спать, что они и сделали. (...).
Серов В.А. Портрет отца - композитора Александра Николаевича Серова. 1887-1888 гг.
Серов В.А. Портрет отца - композитора Александра Николаевича Серова. 1887-1888 гг.
Всех стало понемножку пробирать обычная закулисная лихорадка и
впопыхах мы не спохватились, что Добрыни в театре не оказалось. Он еще с утра заявил, что пойдет на фабрику к какому-то знакомому
и пропал. Уже все оделись - Добрыни нет. Догадались телефонировать
на фабрику (верст пять от театра), запросить-не загостился ли он
где-нибудь? Насчет водки за ним греха не замечалось: но каково было
наше изумление, когда нам ответили, что он с утра завалился спать
и незаметно проспал до того времени, когда стали его разыскивать.
Занавес поднялся, наконец, спектакль начался.
Существует деревенский обычай украшать полотенцами, ленточками, даже свечами деревья в лесах или образочки, поставленные на месте исцеляющего источника, притягивающего массу народа. Принимая во внимание этот обычай и мы разукрасили в лесу истукана - Перуна холстами, бусами, шелками подсветили его разноцветными свечами. Мой самарский ученик-регент выдолбил Перуна из бревна по образцу татарских памятников, изобилующих в Самарской губ. на их кладбищах. Разрисованный красками с наклеенными серебряными усами, идолище приняло довольно оригинальный вид и, приподнятый высоко над толпой, производил на наивную публику впечатление чего-то величавого, необычайного (о ней, о наивной публике, следует помнить во все время описания наших деревенских спектаклей).
Народ большею частью въ белых мордовских рубахах красиво выделялся на тёмном фоне густой зелени лесной чащи. Мальчонки с топорами неистово кружились около Перуна; девочки в венках выступали павами среди их дикой пляски с падением ниц (пластом) перед разукрашенным идолом. Когда явился Руальд в доморощенном костюм из сизой бумазеи, перехватанный стальным кушаком и такими же кольцами на руках и ногах, в богатом парике с белокурыми кудрями (подарок московского известного актера), — как ни неумелы были его движения, его конфузливо-робкие жесты, — он сразу завоевал себе симпатию зрителей своей юной фигурой, молодым красивым лицом и непосредственной игрой, полной задушевности и искренности. Никогда не приходилось видеть такого юного Руальда, потому и не верилось никогда в его внезапное решение выручить князя, тая злобу против него в своей душе. Только встретив Руальда-отрока на сцене становился понятным немотивированный в опере порыв чувства самоотречения, самопожертвования — на чем построена вся драматическая канва «Рогнеды». При возвращении толпы, служители жреца зажгли огни и весь церемониал «заклания» жертвы совершался при свете красного пламени, фантастически освещающего малютку с завязанными глазами и сверкающий нож над его головой. После заступничества Руальда, грозное «смерть ему!» по-деревенски, свирепо изображалось всегда с особенным азартом, который каждый раз заставлял меня трепетать за красиво расчесанные кудри Руальда, ибо кулаки разъяренных язычников так и мелькали в воздух.
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
Встреча Владимира никогда не удавалась из-за смятения на сцене, вследствие которого ребятишки всегда сбивались с такта и только при заключительной фразы «Слава князю» входили снова в роли и доводили первое действие до конца, не особенно удачно, но прилично и в такт.
Второе действие пира было выпущено, чтобы не нарушать цельности драматического содержания, связанного с личностью Руальда, поэтому у нас после первого прямо последовало третье действие. Странники в лаптях, с жбанами на спинах и ломтями хлеба в холщовых сумочках перенесли зрителей в среду обычных богомольцев; настолько актеры-крестьяне входят в свои роли, что раз пришлось нарваться с одним из богомольцев - странников на крупную неприятность. Усевшись на земь
для роздыха, один актер получил ломоть хлеба от своего соседа, которым тот поделился, присаживаясь к нему. Последний, приняв ломоть, осенился широким крестом.
- Ты что это сделал?— подошла я с выговором к актеру по окончании действия. - Ведь ты знаешь, что на сцене креститься не дозволяется.
Актер смутился. - Я забыл! Привык при подаче хлеба всегда перекреститься раньше, чем его съесть! - оправдывался он совершенно искренно.
Дуэт странника с Руальдом прошел сравнительно холодно и не
потому только, что голосовые средства были плохи; в народных спектаклях всякая фальшь рельефно выступает перед зрителем и улавливается им с необычайной чуткостью. Дуэты вызваны в опере не требованием драматической правды, а технической устарелой фактурой. Течение действия постанавливается и простая, бесхитростная публика моментально расхолаживается. С появлением охотников с трубными фанфарами, с веселым гоготаньем ворвавшихся молодцов на сцену в виду богатой попойки, - зрители снова были захвачены жизненной правдой и стали внимательно следить за общим ходом всей пьесы.
Князь и Добрыня с накинутыми шкурами через плечо, распевая с хором охотничью песню пошучивая с «дураком» (талантливый крестьянину одаренный неподдельным юмором), заражающим своею жизнерадостностью даже самых требовательных городских обывателей, - все вместе доставило публик полное удовлетворение и успех этой сцены был громадный, единодушный.
Смерть Руальда, отпевание его тела, борьба в душе князя необыкновенно потрясали слушателей до глубины души.
В третьем действии терем, при открытии занавеса, подкупил сразу
всех своею «уютностью».
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
Против зрителей сидела княгиня под оконцем, украшенным расшитыми полотенцами; у ног её Изяслав - маленький мальчик, лет десяти. На скамьях сидели девушки, вышивали в пяльцах; восковые свечи, воткнутые в рамки, освещали их. На авансцене пряла девушка - настоящая наша судосевская пряха. Две девочки разматывали шерсть, стоя друг перед дружкой. Среди сцены совсем маленький мальчуган играл с коньком. Опочивальня отделялась шитым русским ковром; против него,в углу, горели масса свечей перед позолоченным Перуном маленького формата, высоко приподнятым на пьедестале, обвитым пестрыми шелками. Рядом висели парчовые наряды Рогнеды.
В Судосеве Изяслав спел премило свою партию; в Пензе
же он охрип: за него пел другой, но он так ловко жестикулировал, что многие даже не заметили подлога. Сама Рогнеда было плоховата -
женские роли в деревне - наболевший вопрос! Сцену с ножом перед
покушением на Владимира пришлось изменить, потому что поручить необученной исполнительнице выразить игрой столь трудную психическую ситуацию, с которой не справляются первоклассные певицы, мы не рискнули, а без оркестра она и вовсе немыслима.
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
Живописный Карамзин, или Русская история в картинах. Ч. 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238. 1836 г.
У нас Рогнеда брала нож и молилась по-своему, по язычески, перед домашним Перуном; приближающийся издали хор отпевания тела Руальда раздавался все ближе и отвлек внимание Рогнеды от молитвы. С нарастанием звуков похоронного напева (заупокойной) решение Рогнеды убить Владимира созрело окончательно и она с ножом кидается за занавес в опочивальню. Тем временем князь пробуждается от громкого пения, раздающегося под самым окном.
Для толкования сюжета народу в антрактах (к чему мы всегда прибегаем в народных спектаклях), подобная перемена очень выгодна: она ясно, правдоподобно иллюстрирует сцену «сна», довольно туманно обрисованную в этой опере.
Наш актер безусловно хорошо понял роль князя; обдуманно провел он ее до конца, серьезно и толково. До какой степени он сосредоточенно играл, доказывает следующий инцидент, произошедший с ним на деревенской сцене в Судосеве. Быстрым движением ринулся он из своей опочивальни, схватив за руку Рогнеду с ножом; парик был плохо прикреплен и застрял в ковре, служащем занавесью.
Хоть князь заметил свой промах, но ни единым движением не выдал себя: с достоинством довел свою роль до конца. Деревенская публика и не подозревала об его смущении, она пренаивно истолковала себе от-
сутствие парика обычаем на ночь снимать всю лишнюю одежду (!).
Конец оперы в четвертом действии прошел заключительным хором, после которого вызовам не было конца. Повторяю то, что тут же публично заявила относительно исполнения этой оперы крестьянской труппой: «будь Серов жив, он пришел бы в полный восторг от усердия при разучивании, от ею исполнения и горячего отношения к произведению, которое только посредством таких толкователей перейдет, наконец, в народ (в тесном смысле этого слова), в глушь, в деревню».
Пензенская интеллигенция горячо приветствовала наш первый оперный спектакль в городе; с энтузиазмом встретила и проводила она нас, а верующие в народную силу, в деревенскую восприимчивость и впечатлительность, нашли на этом вечере поддержку для своих светлых верований, для своих дорогих идеалов, связанных с деревней, её
ростом, её развитием.
Удовлетворил ли всех наш спектакль? Вероятно, нет! Хоры безусловно понравились всем, игра искренностью своей тронула сердца и не только одной наивной публики; но отсутствие красивых голосов неприятно поразило многих, неуменье управлять своими хоть и незамечательными средствами также следует отметить и поставить в упрек нашей труппе.
Общее впечатление было вынесено совершенно не похожее на обычное
оперное; лица, видевшие «Рогнеду» в столицах, уверяли, что пензенский спектакль вызвал в них новые, симпатичные ощущения, но совсем другого калибра, чем оперные грандиозные спектакли. Видно было в сцене Руальдовой смерти,что все поющие над его телом заупокойную — народ верующий и зрителям невольно сообщалась эта наивная вера. Одна приглашенная мною на судосевский спектакль певица сказала: «Да разве можно требовать, чтобы в больших театрах пели наемные, измученные хористы с таким увлечением? Тут это отдых, а там ремесло».
В Пензе особенно нам врезались в память восторженные слова
школьного сторожа, нашего горячего поклонника.
— Простите, я... по-простецки... спасибо! Я говорить красно не умею...
большую примите благодарность... тут столько труда... можно сказать свободы, то есть обхождение простое с нашим братом... и... и... благотворительность! — брякнул он неожиданно.— Простите, я по ученому не умею говорить.
Он в сущности исчерпал идею, которую хотелось вызвать в умах зрителей: серьезный труд, простота отношений друг к другу и некоторая самоотверженность должна стать в основу подобных образовательных начинаний в деревнях. (...).
На следующий день нас пригласили сниматься, и любезный фотограф
за свой труд просил только хор пропеть что-нибудь из оперы, что
и было, конечно, исполнено с удовольствием.
Мы снова заняли места в нашем вагоне, и так в нем было уютно, приятно сидеть в большой компании да еще такой веселой, что провожавшие нас позавидовали нам и невольно явилось у них желание сесть и поехать вместе. (...).

#мордовия #судосево #большеберезниковскийрайон