Найти в Дзене

Тщеславие и Будо?

В разных видах восточных единоборств есть разные традиционные для этих видов варианты тренировочной одежды. Где-то белое каратэ-ги, где-то чёрное, где-то "белый верх чёрный низ", где-то наоборот. В дзюдо куртка тяжёлая и стёганая, чтобы не порвалась при захвате. В таэквон-до где-то куртка на молнии, где-то вообще не распахивается. Я уж не говорю про нашивки, "лампасы", "погоны", эмблемы и т.п. Где-то пояс повязывается в два оборота, где-то в один. Где-то с иероглифами, где-то без, где-то с нашивками поперёк, где-то с полосками вдоль. В общем, целая "модная индустрия". Не имею ничего против - если стиль или школа хочет отличаться чем-то от других школ, то, наверное, можно пойти и этим путём (если больше отличаться нечем). Как-то на соревнованиях увидел прилавок, где можно было заказать новый пояс. Перед этим прошёл экзамен, на котором десятка полтора детишек 10-12 летнего возраста получили свои "чёрные пояса". Вот они с родителями и выстроились в очередь к этому прилавку. Пояса заказы

В разных видах восточных единоборств есть разные традиционные для этих видов варианты тренировочной одежды. Где-то белое каратэ-ги, где-то чёрное, где-то "белый верх чёрный низ", где-то наоборот. В дзюдо куртка тяжёлая и стёганая, чтобы не порвалась при захвате. В таэквон-до где-то куртка на молнии, где-то вообще не распахивается. Я уж не говорю про нашивки, "лампасы", "погоны", эмблемы и т.п.

Где-то пояс повязывается в два оборота, где-то в один. Где-то с иероглифами, где-то без, где-то с нашивками поперёк, где-то с полосками вдоль.

В общем, целая "модная индустрия". Не имею ничего против - если стиль или школа хочет отличаться чем-то от других школ, то, наверное, можно пойти и этим путём (если больше отличаться нечем).

Как-то на соревнованиях увидел прилавок, где можно было заказать новый пояс. Перед этим прошёл экзамен, на котором десятка полтора детишек 10-12 летнего возраста получили свои "чёрные пояса". Вот они с родителями и выстроились в очередь к этому прилавку. Пояса заказывали "на вырост" - концы пояса при примерке доставали до пола! Все тщательно выписывали свою фамилию и имя, чтобы без ошибок перевести потом в иероглифы для вышивания на поясе.

Но самое забавное - большинство из этих новоиспечённых "куро-оби" (напомню - сдали экзамен буквально день-два назад) заказывали себе пояса УЖЕ "ПОТЁРТЫЕ"! То есть, не проносив этот пояс ни одного дня, они уже одним его видом хотели показать, насколько они "старослужащие", насколько они опытные! И родители, идя на поводу у своих детишек (думаю, что и тренеров, которые явно подают пример) покупали эти не дешёвые пояса.......

Я понимаю тех, кто носит один и тот же пояс 10-20-30 лет. Этот пояс буквально пропитан потом и кровью, он вытерся от тысячекратных завязываний, он почти превратился в белый за долгие-долгие годы. Я могу понять мастера, потерявшего свой старый, "правильный" пояс (знаю несколько случаев, когда такие пояса просто крали "на сувениры"), он как раз может заказать себе "потёртый пояс", если уж очень хочется. Но "искусственно состаренный" для ребёнка пояс - потакание тщеславию! А тщеславие и в Будо, и в жизни вообще - смертный грех!

Расскажу одну историю про мастерский пояс. Однажды году в 1992 прекрасный корейский мастер таэквон-до Пак Дзюн Тэ проводил семинар в Адлере. Причем, с утра был семинар для судей, потом семинар для инструкторов, а вечером еще один для тех, кто готовился к экзамену. И вот после второго семинара мы пошли обедать, потом пошли погулять по парку Ривьера, к вечеру вернулись в спортзал. Кимоно (точнее, до-бок) оставляли в раздевалке, чтобы хоть чуть проветрилось после утренних тренировок. Естественно, и пояса тоже. Начали переодеваться, а у Пака нет пояса. Отличного черного пояса, вышитого, явно "с историей". Поискали, не нашли. Украли. А народ уже построился..... И тогда Пак у кого-то из молодых таэквондистов взял БЕЛЫЙ пояс. Повязал его и вышел в зал. Народ охнул от удивления, но Пак, ничего не объясняя, провёл отличный семинар, переоделся и уехал в гостиницу. Я его потом спрашивал - что делать, может быть срочно найти другой пояс, местные ребята даже предлагали срочно сделать вышивку. Но Пак достал из чемодана другой пояс, просто чёрный, без иероглифов, в нем и семинары закончил, и экзамены принял.

Справа Мастер Пак Дзюн Тэ, слева Президент ИТФ Чой Хон Хи.
Справа Мастер Пак Дзюн Тэ, слева Президент ИТФ Чой Хон Хи.

А то, как он в белом поясе вышел перед строем, запомнили все.

Конечно, ещё и ещё раз повторю - слова "Пояс нужен только для того, чтобы поддерживать штаны" не более, чем красивая фраза. Штаны поддерживаются шнурком или резинкой. Можно и куском тряпки, можно и куском чёрной ткани, сшитой в виде пояса. Но Пояс в то же время это элемент формы в воинских искусствах, показывающий уровень. Хотя, бьют не по поясу. Бьют в другие чувствительные части тела.

Конечно же, честно заслуженный пояс надо, как говорится, холить и лелеять. В смысле - аккуратно складывать, и даже (несмотря на слухи!) иногда стирать. Но учитель, надевший белый (или даже "невытертый" черный :) ) пояс, не становится от этого менее уважаемым. А оттого, что кто-то надевает "искусственно состаренный" пояс, он не станет более уважаемым. Тщеславие и Будо - две вещи не совместные.
Как говорится, всяк сверчок знай свой шесток!

Настоящие знания мы получаем тогда, когда ищем ответ на вопрос, а не тогда, когда получаем ответ.

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".

Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.