Найти тему
dinVolt

А вы знали, что гномы в фэнтези пишут неправильно?

Казалось бы, совершенно необязательно быть лингвистом, чтобы, например, отличить письменность эльфов и гномов, в какую бы вымышленную вселенную мы ни заглянули. Эльфы пишут всякими красивыми бабскими завитушками, гномы - суровыми мужицкими рунами, всё как удачно описал дедушка Толкин (надеюсь, читатели моего блога понимают, что это ирония, а не гендерный стереотип).

Но, почему всякие-разные фантастические существа пишут слева направо? И вообще, почему кто-то пишет справа налево, что это за извращение и нарушение традиционных ценностей?

Дела это, конечно, давно минувших дней, поэтому мы сейчас можем только строить теории, но одной из самых логичных таких теорий выглядит та, которая предполагает, что направление письма было связано просто с вопросом удобства написания. Ну а потом уже какие-то принятые системы стали распространяться по миру.

И вот, например, египтяне с их сложными картинками, писали вообще как попало - и слева направо, и справа налево, и сверху вниз. Видимо, потому что при создании таких сложных иероглифов не было особой разницы.

-2

Дальше появилась такая интересная система письма как бустрофедон, что по-гречески означает "поворачивающий бык" - в честь движения быков при вспахивании поля. Первая писалась, например, слева направо, вторая - справа налево, и так далее, "змейкой" до конца текста. Можно предположить, что связана такая система с традицией высекания надписей на всяких больших стенах - переставлять леса, чтобы просто начать строчку с того же края "страницы", что и в прошлый раз, было бы немножко излишне трудоёмко.

А вот дальше произошла очень интересная вещь. Там, где появилось, собственно, письмо - нанесение красителя на какую-то мягкую впитывающую поверхность, стало постепенно доминировать письмо слева направо - и мы прекрасно понимаем, почему, так пишущая рука не закрывает написанный текст, да и чернилами меньше пачкаешься. А вот там, где поверхности для письма были твёрдыми, вроде камня или дерева, наоборот, старались писать справа налево. По той же причине, на самом деле, ведь при высекании чего-либо по камню или дереву удобнее держать зубило в левой руке, а молоток в правой (или, например, левой рукой придерживать поверхность, а в правой держать нож или что-нибудь похожее, чтобы вырезать), и получается, что именно правая часть текста остаётся более открытой.

-3

Позже, конечно, бумага и чернила разошлись по миру, и системы письма адаптировались под их существование, буквы почти везде утратили свою прямоту и обзавелись всякими удобными для рукописного текста округлостями, но вот именно направление текста во многих случаях так и осталось традиционным.

И вот, зная вот это всё, можно задуматься - а почему гномы, допустим, из "Эрагона" пишут слева направо? У них же руны, руны - это письменность для высекания или вырезания, значит, с учётом того, что они появились вместе с миром (то есть, свою письменность создали сами), им было бы удобнее писать справа налево.

-4

Толкин, кстати, сам того не подозревая, и тут всех обставил. Да, у него гномы тоже пишут слева направо, несмотря на то, что Кхуздул вдохновлён семитскими языками, в которых всё наоборот. Но, во-первых, у него-то письменность придумали эльфы - в том числе и руны кирта, а гномы его просто позаимствовали, а во-вторых, по лору все истории из книг Толкина это перевод на современный язык древних нуменорских мифов, записанных со слов эльфов и гномов. Так что мы вполне можем списать такие мелочи на ошибку одного из переводчиков-пересказчиков.

Конечно, всё это не какая-то серьёзная придирка, и я, прямо как многоуважаемый Александр Панчин, просто развлекаюсь и немного популяризирую науку (только не биологию, а лингвистику), а в реальности из вот этих правил всегда существовали какие-то исключения, какие-то обусловленные традициями вещи, какие-то влияния со стороны других народов, и так далее, и так далее. Но согласитесь, ведь до сих пор практически нет ни одной фэнтезийной книги или игры, в которой бы направление текста не просто повторяло привычки автора, а служило какой-то исторической характеристикой выдуманной расы.

Да и вообще единственный пример, который лично я могу вспомнить - это "письменность" гептаподов из фильма "Прибытие", где довольно ясно дают понять, почему они используют именно круги, как это связано с их мышлением и их биологией. Кстати, из сценария к фильму можно узнать, что даже эта письменность была вдохновлена тенгвар, эльфийским алфавитом Толкина.

А может, вы встречали какие-то примеры, которые я упустил, и на самом деле авторов, которые настолько глубоко закапываются в вопрос достоверности своих созданных миров, гораздо больше? Если что-то знаете такое - пишите в комментариях, я с огромным удовольствием их читаю =)

-5