Старомодное приключение нестареющего археолога
Когда в 2008 году, после перерыва почти в 20 лет, Индиана Джонс вернулся на большие экраны, Харрисон Форд говорил, что был бы рад еще сыграть лихого искателя древностей. При этом он признавал, что отнюдь не молодеет, а потому выражал надежду, что пятую часть не придется ждать так же долго, как четвертую. Но и на сей раз ожидание затянулось, пусть и на меньший срок — «всего» на пятнадцать лет. Мы посмотрели «Индиану Джонса и Колесо судьбы» и готовы поделиться впечатлениями о том, каким получилось последнее приключение знаменитого археолога.
Долгое время предполагалось, что пятый фильм, как и четыре предыдущих, поставит Стивен Спилберг. Однако в итоге он решил уступить кресло постановщика другому режиссеру, который смог бы предложить свежий взгляд на героя и серию. По рекомендации Форда студия Lucasfilm выбрала Джеймса Мэнголда, на счету которого уже имелся отличный фильм о последнем приключении постаревшего легендарного персонажа — «Логан». В рамках киносерии про Людей Икс Мэнголд сумел создать нетривиальное и драматичное кино, которое стало впечатляющим финальным аккордом истории Росомахи. Если компания Lucasfilm рассчитывала, что он проделает что-то подобное с Индианой Джонсом, то просчиталась. В «Колесе Судьбы» нет и намека на новаторство или попытку переосмыслить серию. Но ставить это фильму в укор совсем не хочется.
События «Колеса Судьбы» начинаются в 1944 году, когда Инди пытается вырвать из рук нацистов бесценный древний артефакт. И этот пролог, который насыщен погонями и драками, где доктор Джонс предстает в расцвете сил, словно бы возвращает зрителя в прошлое, в то время, когда мы впервые смотрели «В поисках утраченного ковчега» и «Последний крестовый поход». Конечно, Харрисон Форд — далеко не первый заслуженный актер, которому вернули молодость с помощью компьютерной графики. Но «Колесо Судьбы» может похвастаться пока достаточно редким примером того, что сцены с ветераном, прошедшим процедуру цифрового омоложения, смотрятся совершенно органично. Причем дело тут не только в развивающихся технологиях, но и в мастерстве постановщика, который сумел снять эти эпизоды, идеально воспроизведя стиль и дух старых фильмов.
Затем действие переносится на четверть века вперед и мы видим уже старого Инди, который не то что с приключениями, но даже с преподаванием собирается завязать. Однако размеренную жизнь старого профессора нарушает появление крестницы, Хелены Шоу, дочери его друга и коллеги, вместе с которым Индиана умыкнул из-под носа у нацистов половину Колеса Судьбы. Этот древний механизм, созданный Архимедом, способен наделить владельца невероятной мощью. Хелена разыскивает артефакт, а по ее следам идут весьма опасные люди, так что профессору Джонсу приходится забыть о заслуженной пенсии и пуститься в путешествие на другой конец света, чтобы помешать злодеям завладеть творением гениального грека.
Первые несколько сцен из 1969 года как бы подчеркивают преклонный возраст главного героя. Он, как вредный старый дед, грозит бейсбольной битой молодым соседям, которые шумят поутру, и с трудом скрывает презрение к ленивым студентам, вполуха слушающим лекцию. Но стоит Инди пуститься на поиски очередного древнего сокровища, как он словно сбрасывает весь груз прожитых лет. Начинается вереница погонь, разгадывания головоломок и исследования древних руин. Опасности и испытания стремительно сменяют друг друга, и за новыми похождениями Индианы наблюдаешь с таким же упоением, как много лет назад, когда впервые смотрел классические фильмы о нем. Пожалуй, это главное, что удалось Джеймсу Мэнголду — сохранить фирменный стиль и дух серии, так что фанатов «Колесо Судьбы» не разочарует. Макгаффин, за которым гоняются по всему миру персонажи, до поры выглядит не слишком интересным, но в кульминации фильма позволяет преподнести яркий сюрприз.
А вот что у режиссера не получилось, так это создать интересных новых персонажей. На удивление блеклым получился антагонист — учитывая, что играет его великолепный Мадс Миккельсен. Юрген Воллер предстает шаблонным нацистом с рудиментарной мотивацией, а отличному актеру по сути нечего играть, и большую часть фильма он просто изображает надменное презрение ко всем окружающим.
Как и в предыдущей части, у Инди теперь есть молодой товарищ по приключениям. Сын в исполнении Шайи Лабафа из «Королевства хрустального черепа» был очень прохладно принят поклонниками, поэтому речи о его возвращении не шло — спасибо, что хотя бы потрудились объяснить судьбу персонажа. В качестве представителя нового поколения искателей древностей его сменила крестница доктора Джонса, которую играет Фиби Уоллер-Бридж. В отличие от Инди, разыскивающего артефакты ради науки, его новая спутница движима корыстными мотивами, что, вроде бы, должно создавать интересную динамику между персонажами. Но сценаристов хватило лишь на несколько более-менее забавных перепалок между героями. Да и в целом история из «Королевства хрустального черепа» о том, как Инди обретает сына, была более эмоциональной и выглядела более значимой для персонажа, чем его попытки наставить на путь истинный дочь старого друга, ставшую авантюристкой.
И еще в одном «Колесо Судьбы», пожалуй, проигрывает «Королевству». Как бы тот фильм ни критиковали — в основном, заслуженно, — его финал мог служить красивой точкой в похождениях Индианы Джонса. В «Колесе» же мы видим просто завершение очередного приключения, а как финальное оно воспринимается только из-за почтенного возраста героя.
Мэнголд умеет снимать самобытные фильмы, в которых явно чувствуется рука постановщика. Но в «Колесе Судьбы» он, кажется, даже не пытался сделать этого. Словно бы Стивен Спилберг передал ему эдакую методичку из 80-х «Как снимать фильм про Индиану Джонса», и режиссер просто постарался прилежно по ней отработать. Получилось не безупречно, но достаточно хорошо, чтобы порадовать поклонников героя и любителей приключенческого кино в целом.