Сколько стоит 1 км дороги, кто главный враг дорожного полотна и какая статья в работе ДЭУ №77 Кричева самая затратная, рассказал начальник предприятия Анатолий Хаданович.
РУП «Могилевавтодор» в этом году отпраздновало 25 лет со дня своего образования. В пределах Могилевской области предприятие имеет 9 филиалов, среди которых и дорожноэксплуатационное управление №77 Кричева. О работе в сфере строительства дорог удалось поговорить с начальником ДЭУ №77 Анатолием Хадановичем.
– Еще в январе во время совещания Президент Беларуси Александр Лукашенко указал на плохое состояние дорог в стране. Какие меры были приняты в этом направлении?
– В первую очередь стоит отметить, что в этом году было выделено дополнительное финансирование на ремонт и содержание дорог, общая сумма которого составила 10,350 млн руб. В прошлом году эта сумма была 5,500 млн руб., что значительно увеличивает наши шансы привести в порядок больший объем дорог. Всего на балансе нашей организации числится 300 км дорожного полотна, которое охватывает 4 района: Кричевский, Чериковский, Климовичский, Славгородский. Из них 298 с асфальтобетонным покрытием и 2 км – гравийное. В этом году в летний период этот участок тоже станет асфальтобетонным.
– Расскажите: как принимается решение о ремонте того или иного участка дороги?
– Простому обывателю не так просто установить состояние дорог, визуально крепкая дорога может иметь серьезные нарушения полотна. Для его определения ежегодно к нам прибывает специальная бригада диагностов, которая отбирает пробы и производит анализ, после чего мы получаем отчет с результатами. Дополнительно наши специалисты проводят весенний и осенний осмотры дорог. Данные действия позволяют в полной мере оценить состояние и сделать план ремонта.
– Кто главный враг дорожного полотна?
– Это большегрузы и непогода. Машины, которые превышают грузоподъемность машины и не соблюдают тепловой режим, выезжая на дорогу в жару, наносят огромный ущерб дорожному покрытию, выдавливая в нем колею. Также негативно влияет и резкий перепад температуры с плюса на минус. Весной и осенью днем на поверхности может стоять лужа, которая проникает в дорожное покрытие, а ночью температура сменяется на минус, вода замерзает и наносит ущерб.
– Каждый год во всех сферах деятельности появляются новые технологии. Что изменилось в вашей работе в последние годы?
– Действительно, наша сфера активно развивается и не стоит на месте: появляются новые технологии в укладке, улучшается качество асфальта, поступает современная техника. Особо упрощают работу новые машины. Вводя необходимые данные, например, в систему асфальтоукладчика он сам выстраивает необходимую толщину покрытия. Таким же образом работает грейдер, который сам выбирает необходимый слой при выравнивании полотна.
– Как обстоят дела с поступлением новой техники к вам?
– РУП «Могилевавтодор» регулярно производит закупку новой техники, которая работает во всех филиалах области. В этом году именно наша организация уже получила 2 единицы снегоочистительных машин с двумя лопатами. Была одна, теперь – 3. Также ожидаем поступление 2-х МАЗов с пескораспределителями, что позволит нам ускорить время и улучшить качество очистки дорог.
– Какая статья в вашей работе самая затратная?
– Безусловно, это ремонт покрытия. Практически 70% всех затрат уходят на этот вид работы. Срок службы нового асфальта составляет от 10 лет, после ремонта мы «продлеваем его жизнь» еще на 5 лет и так поддерживаем состояние дороги.
– Удается ли вам работать помимо своего участка за пределами районов?
– Этот год в нашей сфере получится очень насыщенным, объемы большие. Так, запланировано провести работы по выравнивающим слоям –11,6 км, сделано 5,6 км; поверхностная защитная обработка – 16 км, сделано 1 км; подрядные организации выполняют ремонт путепровода по автомобильной дороге Р-43 двумя очередями. В июле будет введена первая очередь 36-й км. Также осуществляется ремонт моста на автомобильной дороге Р-122 через реку Сож (Чериков), к декабрю текущего года ремонт моста будет завершен. Но при этом мы примем участие и в работах в Брянской области: туда будут направлена наша техника и три специалиста.
– Для обывателя строительство дорог – дело простое. Расскажите нашим читателям, сколько стоит 1 км дороги?
– Вопрос непростой! Ведь процесс укладки дороги многогранен и зависит от того, на каком участке мы делаем дорогу, какое там было ранее покрытие и какой материал используем для нового. Например, бетонное покрытие дороже в укладке и требует особого содержания: зимой ему необходима специальная соляная смесь, а летом промазывать стыки, зато его срок службы составляет более 80 лет. Сейчас наша организация ведет переукладку дорожного полотна, при которой фрезой снимается старый асфальт и укладывается новый. При таком виде работ 1 км дорожного покрытия обходится государству в 295 тыс. руб., из них практически 20% составляют затраты на снятие старого покрытия. Поэтому мы всегда работаем на качество, чтобы дорожное полотно верой и правдой служило белорусам долгие годы.