ВЕЛИКАЯ Отечественная война дала богатый опыт ведения боев и операций в сложных физико-географических и суровых климатических условиях Заполярья. Завершающий удар по гитлеровским войскам был нанесен там в октябре 1944 года в ходе Петсама-Киркенесской операции войсками 14-й армии Карельского фронта и силами Северного флота.
Рассказывает полковник И. И. КАРТАВЦЕВ, кандидат исторических наук, доцент
ПОСЛЕ разгрома вражеских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии и последовавшего затем выхода Финляндии па войны к концу сентября 1944 года сложились благоприятные условия для изгнания оккупантов из советского Заполярья, где оборонялся 19-й горно-стрелковый корпус 20-й горной немецко-фашистской армии.
В соответствии с планом Петсамо-Киркенесской наступательной операции части Северного оборонительного района при поддержке авиации и кораблей Северного флота должны были прорвать оборону противника на перешейке полуострова Средний. 63-я бригада морской пехоты полковника А. М. Крылова высаживалась десантом на южное побережье губы Малая Волоковая с целью перехватить дорогу Титовка — Печенга и воспретить отход гитлеровцев по ней в западном направлении. 12-я бригада морской пехоты полковника В. В. Рассохина назначалась для прорыва вражеской обороны на хребте Муста-Тунтури. В дальнейшем обо бригады совместно с частями 14-й армии (командующий генерал-лейтенант В. И. Щербаков) Карельского фронта имели задачу наступать на Печенгу (см. схему).
На перешейке полуострова Средний оборонялись 503-я авиаполевая и 193-я пехотная бригады противника, а также подразделения усиления. Основу обороны составляли ротные опорные пункты, объединенные в батальонные узлы сопротивления. Особенно прочно была укреплена первая полоса, опорные пункты которой имели большое количество долговременных огневых точек на горном хребте Муста-Тунтури. Вторая полоса обороны проходила севернее дороги Титовка Река — Печенга. Организации прочной обороны обшей глубиной до 12 км благоприятствовали условия местности. Горная тундра с россыпями валунов затрудняла ориентирование и маневр наступающих, почти полностью исключала возможность передвижения артиллерии и тяжелой боевой техники вне дорог.
Командованием для обеспечения успеха планировалось заблаговременное подавление вражеских батарей на перешейке полуострова Средний артиллерией Северного оборонительного района (209 орудий и минометов) и отрядом корабельной поддержки (два эскадренных миноносца в Мотовском заливе), а также авиацией Северного флота. Атака 12-й бригады морской пехоты по согласованию со штабом Карельского фронта намечалась после перехода в наступление войск 14-й армии.
В начале сентября наша артиллерия начала систематическое подавление огневых точек противника на переднем крае и артиллерийских батарей в глубине его обороны. Для дезинформации относительно направления главного удара огневое поражение осуществлялось по всему фронту. Авиация флота также наносила бомбоштурмовые удары по батареям, опорным и командным пунктам.
Выведенные в тыл части 12-й бригады морской пехоты с конца сентября до начала октября 1944 года готовились к прорыву обороны врага на соответственно подготовленной в инженерном отношении местности. Батальоны формировали штурмовые группы в составе от одной до полутора рот со средствами усиления. Для преодоления крупных горных подъемов и спусков в каждом отделении изготовлялись штурмовые лестницы и канаты.
Боевое сколачивание проходило на учениях. Всего состоялось 14 ротных, 10 батальонных и 2 бригадных учения. Подготовка штабов частей (отдельных стрелковых батальонов) совместно со штабом бригады осуществлялась на командно-штабных играх. Кроме того, была проведена командно-штабная игра штаба Северного оборонительного района со штабами бригад.
В 63-й бригаде морской пехоты основное внимание уделялось тренировке личного состава в посадке на корабли, высадке, а также действиям на побережье, занятом противником. Морские пехотинцы обучались ведению боев в ночных условиях. Важное значение придавалось и подготовке молодого пополнения. В ротах прошли встречи с опытными десантниками и участниками рейдов по тылам противника.
7 октября началась Петсамо-Киркенесская операция. Ударная группировка Карельского фронта, наступавшая южнее озера Чапр, за два дня прорвала главную полосу обороны врага, с ходу форсировала реку Титовка и овладела его второй полосой. Успешное продвижение советских войск в направлении Печенги вынудило гитлеровцев начать отход.
Утром 9 октября во всех частях и на кораблях Северного флота личному составу было зачитано обращение военного совета флота, призывавшее североморцев с честью выполнить воинский долг, «вернуть нашу русскую Печенгу, прочно и навсегда утвердить там победное знамя нашей Родины».
63-я бригада морской пехоты и сводный разведотряд численностью 195 человек, возглавляемый капитаном И. П. Барченко-Емельяновым, сосредоточились на берегу бухты Пумманки для посадки на боевые корабли. Около 22 часов 9 октября 10 больших охотников, 8 сторожевых и 12 торпедных катеров, приняв на борт 2837 морских пехотинцев и около 16 т груза, тремя отрядами вышли из базы Земляное. А незадолго до этого при поддержке огня двух эскадренных миноносцев «Гремящий» и «Громкий» в Мотовском заливе началась высадка демонстративного десанта (44 человека) на участке мыс Могильный — мыс Пикшуев. Противник, приняв его за превосходящие силы, открыл сильный ружейно-пулеметный огонь, но был подавлен корабельной артиллерией и поспешно оставил свои позиции. Так демонстративный десант отвлек внимание гитлеровцев и способствовал успешной высадке основных сил 63-й бригады морской пехоты.
Каждый из трех отрядов переход осуществлял самостоятельно в непосредственной близости от побережья полуострова Средний. Скрытному прохождению 15-мильной зоны благоприятствовала разыгравшаяся снежная метель. Видимость едва достигала 20 кбт. Умеренный северо-западный ветер, слабое волнение моря также способствовали успеху. Однако при подходе первого отряда — 8 морских охотников и 3 торпедных катеров (командир гвардии капитан 3 ранга С. Д. Зюзин) — к мысу Волоковой противник обнаружил его и усилил обстрел района осветительными снарядами. Корабли поставили отсекающие дымовые завесы и увеличили скорость до 16 уз. У мыса Волоковой три катера под командованием старшего лейтенанта Б. М. Ляха изменили курс и направились к мысу Пунайпен-ниеми, где был высажен разведотряд капитана И. П. Варченко-Емельянова. Здесь, чтобы отвлечь внимание фашистов от районов высадки главных сил, старший лейтенант двумя катерами в 2 км западнее мыса Пунайпен-ниеми в течение нескольких часов выполнял следующий маневр: полным ходом то подходил к берегу, то отходил от него, ставя дымовые завесы.
Заранее спланированный огонь батарей с полуострова Средний лишил гитлеровцев возможности освещать берег и вести прицельную стрельбу по морским пехотинцам. Благодаря этому 1-й отряд с 23 до 24 часов успешно закончил высадку. Вслед за ним высаживались остальные отряды. Однако 2-й из-за усилившегося волнения моря и обильного снегопада задержался. На помощь пришли торпедные катера дивизиона капитана 2 ранга В. Н. Алексеева. Имея меньшую осадку, они вплотную подходили к берегу, а к ним, как к плавучим причалам, швартовались большие охотники капитана 3 ранга И. Н. Грицюка. У трапов были поставлены наиболее опытные, физически сильные моряки. Под артиллерийско-минометным огнем противника они самоотверженно помогали десантникам в высадке и выгрузке боезапаса. Во время высадки произошел такой непредвиденный случай. С катера старшего лейтенанта Е. Г. Шкутова трап стал сползать вниз. И тогда старшина 1-й статьи коммунист С. Ярдыков встал в холодную воду и удерживал его до тех пор, пока не достиг берега последний морской пехотинец.
Высадка десанта на побережье губы Малая Волоковая прошла в короткий срок, с минимальными потерями (один убит, пятеро ранено), неожиданно для врага. Она хотя и была обнаружена им, но с большим опозданием. Гитлеровцы не успели подтянуть резервы, чтобы сорвать ее. Попытки же противодействовать артиллерийским огнем в ночное время успеха не имели. Смелым и решительным продвижением вглубь материка морские пехотинцы закрепили успех. Утром 10 октября части 63-й бригады вышли во фланг оборони противника на хребте Муста-Тунтуря. Сводный же разведывательный отряд капитана И. П. Варченко-Емельянова продвигался по тундре к мысу Крестовый с целью захвата вражеских береговых батарей.
В 3 ч 30 мин 10 октября началась полуторачасовая артиллерийская подготовка атаки 12-й бригады морской пехоты. Одновременно саперы с целью разрушения проволочных заграждений противника подорвали фугасы и удлиненные заряды. Под прикрытием артогня и покровом темноты части бригады незаметно выдвинулись на рубеж атаки у проволочных заграждений перед передним краем обороны врага. Командир бригады полковник В. В. Рассохин при общем двукратном превосходстве над противником в пехоте и артиллерии создал на участке прорыва в 1700 м пятикратный перевес в силах и средствах. Главный удар бригада наносила на правом фланге в направлении западных скатов хребта Муста-Тунтури (выс. 146,0), озеро Тие-ярви. Боевой порядок строился в один эшелон с выделением резерва.
Затем артиллерия перенесла огонь в глубину обороны противника, и батальоны перешли в атаку. Возобновила наступление с северо-запада и 63-я бригада. Начавшаяся вьюга затрудняла продвижение по скалистому берегу. Помогли заранее заготовленные лестницы и веревки. Пользуясь плохой видимостью, наши пехотинцы внезапно для гитлеровцев навязали им бой на коротких дистанциях. Используя мертвое пространство между дотами, советские бойцы обходили их и быстро продвигались вперед. Они действовали смело и решительно, проявляя мужество и героизм.
Когда под фланговым пулеметным огнем дота у высоты 260.0 были вынуждены залечь подразделения 3-го батальона, сержант А. И. Клепач стремительным броском приблизился к амбразуре и гранатой уничтожил вражеский расчет. Молодой коммунист погиб, но обеспечил подразделению успешное выполнение боевой задачи. Посмертно он был награжден орденом Отечественной войны II степени.
К 9 ч 30 мин 10 октября 1-й батальон полностью овладел высотой 140,0. На хребте Муста-Тунтури взвился красный флаг. Через несколько часов бригада сломила сопротивление противника и вышла на южные скаты высоты 260,0, прорвав первую полосу вражеской обороны.
Одновременно продолжали наступательные действия подразделения 63-й бригады морской пехоты. 1-й батальон, высадившийся в заливе Пунайнен-Лахти в 4—5 км западнее основных сил бригады, продвинулся на юг на расстояние до 10 км, достиг высоты 286,0.
С вводом в бой второго эшелона бригады 2-й и 4-й батальоны ударами с флангов овладели опорным пунктом на высоте 288,9 и вышли к озеру Усто-ярви. Тем временем 3-й батальон, разгромив противника на высоте 146,0, достиг южных скатов хребта Муста-Тунтури, атакой с ходу уничтожил минометную батарею. 2-й батальон у озера Тие-ярви соединился с подразделениями 12-й бригады морской пехоты.
Утром 11 октября 63-я и 12-я бригады при поддержке артиллерии и авиации Северного флота возобновили наступление, стремясь прорвать вторую полосу вражеской обороны. Фашистские горнострелковые части оказали сильное сопротивление, но не могли остановить их. К середине дня наши воины заняли большую часть высот.
Особенно упорной была схватка за высоту 388,9, с которой гитлеровцы контролировали выход к дороге Титовка — Печенга. Здесь отличился Герой Советского Союза старший лейтенант В. П. Кисляков, командир роты 1-го батальона 12-й бригады. Выдвигаясь к гребню высоты, он заметил в траншее группу вражеских солдат, которые вели фланговый огонь по цепи наступающих. Кисляков незаметно подполз к траншее, бросил туда две гранаты, а оставшихся в живых гитлеровцев расстрелял из автомата.
Исключительное мужество в этом бою проявил и рядовой А. Дрямин. Когда продвижение подразделения задержалось из-за внезапно ожившего тщательно замаскированного дота, солдат стал пробираться к нему. Был ранен, но, превозмогая боль, полз вперед. Сумел гранатами убить четырех и смертельно ранить двух фашистов. После уничтожения вражеского гарнизона в укреплении Дрямин присоединился к атакующим товарищам. Получил второе ранение, но отказался эвакуироваться в тыл и после перевязки продолжал бой вместе со своей ротой.
К концу дня сопротивление противника было сломлено. Подразделения 12-й и 63-й бригад морской пехоты полностью прорвали вторую полосу вражеской обороны, вышли на дорогу Титовка — Печенга и, прочно удерживая ее, преградили гитлеровцам путь к отступлению. Поставленную задачу они выполнили.
В дальнейшем личный состав этих бригад отважно сражался с врагом на побережье Печенгской губы. На следующих этапах Петсамо-Киркенесской наступательной операции отличился сводный разведотряд капитана И. И. Барченко-Емельянова. Он уничтожил вражеских артиллеристов на мысе Крестовый, успешно решил и другие задачи.
Точно согласованная с действиями частей и соединений 14-й армии высадка тактических десантов североморцев, их решительные удары на берегу способствовали достижению победы над врагом, освобождению советского Заполярья. Все участники боев на Крайнем Севере награждены медалью «За оборону Советского Заполярья», многие орденами. 26 наиболее отличившимся на Северном флоте воинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Подвиги морских пехотинцев, опыт подготовки и проведения операции вызывают восхищение и глубокий интерес у нынешнего поколения вооруженных защитников Отчизны.
(1985)