Журнал «Изобретатель и рационализатор» к фантастике относился вполне лояльно, печатал в советское время Хайнлайна, и Стивена Кинга, не говоря уж об отечественных авторах. В 80-е годы журнал активно сотрудничает с Киром Булычевым. В течение восьми лет практически ежегодно в журнале появляются повести и рассказы писателя. Все они, кроме космических повестей, связаны с темой изобретательства, по профилю издания.
Со временем раздел фантастики в журнале получает рубрикатор — «Изобретатели ситуаций», что позволило отойти от чисто технического подхода, однако рассказ «Доказательство» и повесть «Белое платье Золушки» выходили ещё под рубрикой «ИР — фантастика — 1980». ИР я никогда не выписывал, но почти все выпуски журнала с публикациями Кира Булычева собрал. Исключение — «Два сапога — пара», в те годы он мне просто не попался, прочитал его много позднее, в новейшее время. Первая публикация Кира Булычева в журнале «Изобретатель и рационализатор» — рассказ «Доказательство», выходит в 1980 году. Грустное повествование о взаимоотношениях в академической научной среде, которую Игорь Всеволодович Можейко знал достаточно хорошо. Есть там и забавная, а может и не очень, строка — лозунг ««От ложного знания к истинному незнанию!». Проиллюстрировала рассказ «Доказательство« Кира Сошинская.
В том же году в последних четырёх номерах журнала печатается повесть «Белое платье Золушки» с рисунками Киры Сошинской. Повесть продолжила этическую тему метаморфизма, поднятую в рассказе «О некрасивом биоформе». Центральным персонажем повести является один из любимых героев Булычева — космический врач Павлыш.
В 1980 и 1981 Булычев взял паузу и в «ИР» не печатался.
В 1982 году журнал печатает всего один рассказ — «Два сапога — пара», уже в новой рубрике «Изобретатели ситуаций». Главные персонажи — гуслярские изобретатели профессор Минц и Саша Грубин, естественно в своём амплуа, а значит попадают в разные неудобные ситуации. Рассказ иллюстрирует Владимир Родин, как и все последующие публикации Булычева в ИР (кроме «Воспитания Гаврилова»). Рисунки Родина весьма серьёзные, можно сказать строгие, если не суровые,, даже если произведение носит юмористический характер. В 1983 году публикуются два рассказа — «Яблоня» и «Усилия любви». В «Яблоне» изобретение профессора Минца сталкивается с проявлениями советской экономической действительности. Проблемы уборки корнеплодов и овощехранилищ были тогда на слуху и касались каждого, особенно студентов и учёных). В «Усилиях любви» выясняется, что даже в далёком будущем любовные страдания пропорциональны расстояниям, в данном случае от Земли до Титана. Увы, усилия любви оказываются бесплодны.
В февральском номере 1984 года в журнале появляется рассказ «Добряк» — на мой взгляд забавная пародия на «Линию жизни» Хайнлайна, опубликованную в «ИР» за пару лет до того.
На первые три номера 1985 года приходится публикация космической повести «Тринадцать лет пути» в основе которой производственно-лирические будни космических монтажников, готовящих станции для нуль-транспортировки. Оказывается, в дальнем космосе всегда найдётся место для подвига и время для любви. Где-то в пути повесть изменила курс, а с ним и название и уже с второго выпуска стала именоваться «Тринадцать лет полёта». Сменился и художник, вместо В. Родина её выполнил А. Светиков, (заставка к третьему выпуску). Непонятно, какой необходимостью была вызвана замена, возможно технические причины, рисунки Родина однозначно лучше.
Завершается «изобретательский» период Кира Булычева рассказом «Воспитание Гаврилова» с рисунком Бориса Сопина, вышедший в 1986 году. Воспитание — процесс обоюдный, особенно, если полагаться только на технику. Воспитуемый Гаврилов в итоге перевоспитал старика Ложкина. И это — последний рассказ Кира Булычева в «ИР-е».