Основатели главной городской купеческой династии Шихобаловых оказались в Самаре не от хорошей жизни. Родоначальник семейства Иван Андреевич проживал в мордовском селе Наченалы, владел салотопенным заводиком, сеял так же хлеб и держал небольшую торговлю.
Будучи в селе самым зажиточным, держался скромно – обедал с работниками за одним столом, уважал чужой труд и был безупречно честен. В 1833-м году, лишившись после пожара завода и всего имущества, в возрасте 69 лет решил поискать счастья на волжских берегах. Односельчане собрали ему в долг немалую сумму в 12 тысяч рублей, и многочисленной семейство Шихобаловых – 23 человека – отправилось в Самару.
Первоначальным активом семьи стали купленные на заемные деньги два здания на углу Панской (Ленинградской) и Самарской улиц. Через три года долг был полностью выплачен, а Иван Андреевич начал возрождать на новом месте привычное салотопенное дело вместе со старшим сыном Николаем. Успеху способствовали прекрасные пастбища самарских степей – рентабельность производства превышала 40%, и часть растущих доходов Шихобаловых уже тогда шла на дела общественные – в 1837-м году на средства И.А. Шихобалова была воздвигнута Троицкая церковь на месте нынешнего сквера Высоцкого.
Став богатыми людьми, жили Шихобаловы по-прежнему аккуратно, скромно и замкнуто. В семье царил культ труда, не допускались излишества, пьянство и курение считалось грехом. Прислуги в доме не было – все работы по хозяйству выполняли сами.
После кончины Ивана Андреевича семейное дело перешло к старшему сыну Николаю, ненадолго пережившему отца, затем его сыновьям Михею, Матвею, Емельяну и Антону. Самым видным представителем клана стал младший из братьев Антон. Образование получил скромное – городские школы отец отвергал из-за боязни вредного влияния, и Антон Николаевич проучился два года в школе села Дубовый Умет, где местный дьяк обучал детей чтению, письму, арифметике и Закону Божию.
Коммерческую карьеру Антон начал с продажи гусей на Алексеевской площади. В 19 лет совершил деловую поездку в Петербург, где завязал контакты с местными скотопромышленниками, в том числе фирмой «Хаббард и Ко», перевозившей пользовавшееся огромным спросом сало из России в Англию.
Видимо, из этой же поездки Антон привез себе жену – 17-летнюю дочь кадомского мещанина Матвея Григорьевича Рахманина Елизавету. Кстати, войдя в семью самарских богачей, Елизавета Матвеевна произвела настоящую бытовую революцию и сломала царившие домостроевские устои, отказавшись выполнять «черную» работу и полоскать белье летом на речке, а зимой в проруби, как было принято у Шихобаловых! Как указывают некоторые источники, в браке родились 9 сыновей и 5 дочерей. В церковных книгах упомянуты сыновья Петр, Михаил, Емельян, Алексей и дочери Екатерина и Мария.
Торговля хлебом и салом стали основой благосостояния Антона Шихобалова, а скупка пашен и пастбищ в Самарской и Оренбургской губерниях сделали его крупным землевладельцем. Накопленные капиталы позволили инвестировать в другие проекты. Так, в 1881-м Шихобалов стал одним из партнеров Готхарда Бенке, основавшего механический завод, ставший впоследствии Средневолжским станкостроительным.
Меньше известно, что именно Антон Николаевич помог запустить бизнес Альфреду фон Вакано, вложив в дело свой капитал. Еще самарский купец состоял членом учетного комитета Волжско-Камского банка, кредитовавшего торговый оборот фирм Поволжья и Прикамья.
Горожанам Шихобалов запомнился не только талантливым предпринимательством, но и филантропией. За годы деятельности самый богатый житель дореволюционной Самары вложил в благотворительность свыше полутора миллионов рублей - сумму по тем временам невероятную.
Предоставил средства на строительство Покровской и Ильинской церквей, после смерти брата Емельяна достраивал храм Христа Спасителя на нынешней площади Куйбышева, построил несколько школ , в особняке на Уральской открыл богадельню, а в 1908-м году – Шихобаловскую больницу. Часто повторял: «Деньги есть – надо строить!»
Владел в городе многочисленной недвижимостью. Сам Антон Шихобалов проживал некоторое время в особняке на углу нынешних улиц Некрасовской и Галактионовской, причем дом богатейшего купца вовсе не выглядел шикарным дворцом. Выстроено было угловое здание в 1895-м году по проекту Александра Щербачева, композиционно состояло из нескольких частей, что при протяженных уличных фасадах позволяло избежать монотонности. Декорировано было очень сдержанно и выглядело скромно – Антон Шихобалов оставался верен заповедям своей семьи!
Двухчастный главный фасад по Галактионовской расчленен по горизонтали профильным междуэтажным карнизом, первый этаж полностью покрыт крупным рустом, прямоугольные окна декора не имеют. Оконные проемы второго этажа с клинчатыми перемычками обрамлены наличниками с имитацией замкового камня.
В скошенной угловой части, на всю высоту фланкированной рустованными пилястрами, расположен проем парадного входа, над которым в уровне второго этажа изначально был вывешен балкон. Менее протяженный фасад по ул. Некрасовской так же имеет двухчастную композицию, где левая часть с еще одним входом решена аналогично фасаду по Галактионовской, а правая за счет уменьшения высоты помещений получила дополнительный этаж
В советское время особняк использовался самыми разными организациями. Дольше всех в нем квартировала «Медтехника» . В настоящее время бывший дом самого талантливого дореволюционного предпринимателя Самары находится в частной собственности, пребывает в стадии внутреннего ремонта и выставлен на продажу. Уникальная возможность поселиться среди стен, помнящих Антона Шихобалова! Цена вопроса – 94 млн рублей
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете