В прошлой статье про наше педагогическое приключение, которую можно почитать здесь, я в целом описала проблему. Теперь подробнее разберу именно компьютерную зависимость, как она проявилась у конкретного ребенка и к какому результату привела.
Если у нас нет времени и терпения, а ребенок их требует, что мы обычно делаем? По очень распространенной нынче тактике мы даем ребенку телефон или радуемся тому, что дите затихло и сидит себе спокойненько в компьютере и, вроде, как при деле. И все довольны. Всем удобно. Удобно сейчас. Но какие у этого могут быть последствия?
Я на примере нашего гостя наблюдала, что происходит с ребенком, если использовать такую тактику "воспитания". Делюсь этими наблюдениями. Надеюсь, что кому-то они помогут осознать последствия такого "метода".
Напоминаю, что у этого ребенка родители были тяжело больны (обе болезни появились через несколько лет после его рождения) и им физически сложно было контролировать его поведение. Ну, просто вот такое трагическое стечение обстоятельств.
1. Ребенок не вырос. То есть, конечно, рост и масса тела изменились, но эмоционально и поведенчески ребенок остался в том возрасте, в котором он в компьютер ушел. Поэтому мы с удивлением наблюдали реакции шести-семилетнего ребенка у парня, которому стукнуло двеннадцать. В этом плане можно говорить о "синдроме Маугли" у конкретного ребенка. Хотя он жил в нормальной полной семье рядом с любящими его родителями.
2. Уход от проблемы. Реальная жизнь учит решать проблемы. Да, иногда это довольно болезненно, но это опыт. И каждая предыдущая решенная проблема учит решать последующую. Но зачем это делать, если от проблемы можно уйти в игру и просто о ней забыть. Вылез из компьютера, а проблема вернулась? Не обращает внимания на проблему и опять уходит в игру.
3. Эмоциональная отстраненность. В компьютерной игре он ни с кем не общается. По крайней мере, не общается так, как все нормальные люди общаются в реальной жизни. Просидев два года (возможно, что и больше) в виртуале, ребенок не научился выражать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать. Он часто просто не знал, как реагировать.
Получается, что время, проведенное в компьютере, просто вычеркнуто из жизни. Дети быстро растут. Разница между десяти- одиннадцати- и двеннадцатилетним ребенком очень существенная. Каждый день важен для стремительно идущего взросления. А часть этого времени просто пропало. В нашем случае пропало более двух лет жизни из полных двеннадцати. Это очень много. Поэтому так хорошо заметно.
И еще мы столкнулись с такой страшной проблемой, как полное отсутствие интереса к реальной жизни. Мы попытались, убрав у ребенка компьютер, поместить его в очень интересное абсолютно новое и незнакомое место. Другая страна, другая природа, другой язык. Место, где много самых разных животных, можно играть с собакой, ездить верхом, плавать в совершенно удивительных местах. Но даже это ребенка приходилось заставлять делать через силу. В компьютере ему было интереснее, спокойнее, привычнее. Вытаскивали мы его оттуда каждый раз с большим трудом.
Конечно же, когда мы физически убрали компьютер из доступа, ребенку ничего больше не оставалось, как начинать как-то контактировать с окружающим миром. Но выгдядел он очень дезориентированным, и переключался в реальный мир с большой задержкой. Это уже потом его невозможно было выловить из кристальной воды горной лагуны или заставить слезть с лошади. Поначалу нам с боем приходилось его до этой лагуны дотащить или на лошадь закинуть.
Если у вас был какой-то похожий опыт, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. И если будет интерес к теме, я еще немного расскажу о нашем трудном опыте и о, собственно, нашей локации. Ведь именно благодаря ней мы имели возможность организовать такой разнообразный досуг для нашего эксперимента.