Найти в Дзене
Испанская глубинка

Про наш педагогический эксперимент, или как мы ребенка из компьютера вытаскивали. Часть 2

В прошлой статье про наше педагогическое приключение, которую можно почитать здесь, я в целом описала проблему. Теперь подробнее разберу именно компьютерную зависимость, как она проявилась у конкретного ребенка и к какому результату привела.

Если у нас нет времени и терпения, а ребенок их требует, что мы обычно делаем? По очень распространенной нынче тактике мы даем ребенку телефон или радуемся тому, что дите затихло и сидит себе спокойненько в компьютере и, вроде, как при деле. И все довольны. Всем удобно. Удобно сейчас. Но какие у этого могут быть последствия?

Я на примере нашего гостя наблюдала, что происходит с ребенком, если использовать такую тактику "воспитания". Делюсь этими наблюдениями. Надеюсь, что кому-то они помогут осознать последствия такого "метода".

Ребенку очень очень очень скучно. Ну что он, доминиканского монастыря не видел?
Ребенку очень очень очень скучно. Ну что он, доминиканского монастыря не видел?

Напоминаю, что у этого ребенка родители были тяжело больны (обе болезни появились через несколько лет после его рождения) и им физически сложно было контролировать его поведение. Ну, просто вот такое трагическое стечение обстоятельств.

1. Ребенок не вырос. То есть, конечно, рост и масса тела изменились, но эмоционально и поведенчески ребенок остался в том возрасте, в котором он в компьютер ушел. Поэтому мы с удивлением наблюдали реакции шести-семилетнего ребенка у парня, которому стукнуло двеннадцать. В этом плане можно говорить о "синдроме Маугли" у конкретного ребенка. Хотя он жил в нормальной полной семье рядом с любящими его родителями.

2. Уход от проблемы. Реальная жизнь учит решать проблемы. Да, иногда это довольно болезненно, но это опыт. И каждая предыдущая решенная проблема учит решать последующую. Но зачем это делать, если от проблемы можно уйти в игру и просто о ней забыть. Вылез из компьютера, а проблема вернулась? Не обращает внимания на проблему и опять уходит в игру.

3. Эмоциональная отстраненность. В компьютерной игре он ни с кем не общается. По крайней мере, не общается так, как все нормальные люди общаются в реальной жизни. Просидев два года (возможно, что и больше) в виртуале, ребенок не научился выражать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать. Он часто просто не знал, как реагировать.

Получается, что время, проведенное в компьютере, просто вычеркнуто из жизни. Дети быстро растут. Разница между десяти- одиннадцати- и двеннадцатилетним ребенком очень существенная. Каждый день важен для стремительно идущего взросления. А часть этого времени просто пропало. В нашем случае пропало более двух лет жизни из полных двеннадцати. Это очень много. Поэтому так хорошо заметно.

И еще мы столкнулись с такой страшной проблемой, как полное отсутствие интереса к реальной жизни. Мы попытались, убрав у ребенка компьютер, поместить его в очень интересное абсолютно новое и незнакомое место. Другая страна, другая природа, другой язык. Место, где много самых разных животных, можно играть с собакой, ездить верхом, плавать в совершенно удивительных местах. Но даже это ребенка приходилось заставлять делать через силу. В компьютере ему было интереснее, спокойнее, привычнее. Вытаскивали мы его оттуда каждый раз с большим трудом.

Конечно же, когда мы физически убрали компьютер из доступа, ребенку ничего больше не оставалось, как начинать как-то контактировать с окружающим миром. Но выгдядел он очень дезориентированным, и переключался в реальный мир с большой задержкой. Это уже потом его невозможно было выловить из кристальной воды горной лагуны или заставить слезть с лошади. Поначалу нам с боем приходилось его до этой лагуны дотащить или на лошадь закинуть.

С трудом их оттуда выловила, когда солнце уже село
С трудом их оттуда выловила, когда солнце уже село

Если у вас был какой-то похожий опыт, поделитесь, пожалуйста, в комментариях. И если будет интерес к теме, я еще немного расскажу о нашем трудном опыте и о, собственно, нашей локации. Ведь именно благодаря ней мы имели возможность организовать такой разнообразный досуг для нашего эксперимента.