Найти в Дзене
Морская коллекция

Тральщики. "Маленький бенгальский тигр". «Бенгал»

Оглавление

Корни Королевского флота Индии уходят в эпоху Ост-Индской компании, в 1612 год. Свое окончательное название он получил в 1934 году. Метрополия не справлялась с защитой своих огромных колоний и с конца 19-го века использовала различные способы, чтобы переложить часть бремени по содержанию армии и флота на сами колонии.

Вторую мировую войну Королевский флот Индии начинал с 8 боевых кораблей, за годы войны число кораблей и численность личного состава увеличились в несколько раз. Индийские корабли воевали на Атлантике, в Средиземноморье и, конечно, в Индийском океане.

-2

В начале 40-х в Австралии для флота Индии было построено 4 тральщика типа «Батерст»- HMIS Madras (J237), HMIS Bombay (J249), HMIS Punjab (J239) и HMIS Bengal (J243). О тральщиках типа «Батерст» здесь:

Построенные как тральщики, эти корабли часто использовались для эскортной службы, поэтому часто именуются корветами.

Одним из самых известных корветов типа «Батерст» был «Бенгал» Королевского флота Индии. Удивительно, но именно по этому прославленному кораблю меньше всего информации. Не удалось даже обнаружить его фото, неизвестен точный состав вооружения.

Обычно предполагается, что он нес одно 102-мм орудие Mk XIX (по другим данным только 76-мм орудие) и три 20-мм «эрликона». Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Однако, так как четыре индийских тральщика вошли в первую серию, наиболее вероятна 76 мм пушка на борту «Бенгала»

-3

«Бенгал» HMIS Bengal (J243). Cockatoo Docks and Engineering Company, Австралия. Заказан 24 сентября 1940 года. Заложен 3 декабря 1941 года. Спущен на воду 28 мая 1942 года. Введен в эксплуатацию 8 августа 1942 года. Списан в 1960 году

Водоизмещение 650 тонн (стандарт), 1025 тонн (полная загрузка). Длина 186 футов (57 м). Ширина 31 фут (9,4 м). Осадка 8,5 футов (2,6 м)
Двигатели- две машины тройного расширения, 2 вала, 2000  л.с. . Скорость 15 узлов при 1750 л.с. Экипаж 85 человек.
Вооружение 1 × 4-дюймовая пушка Mk XIX, 3 × 20-мм орудия Эрликон, Пулеметы. Желоба и метатели глубинных бомб
Так как индийский заказ выполнялся в первой серии, то скорее всего вооружен был все-таки 76 мм 12 фунтовой пушкой.

HMIS Bengal входил в состав Восточного флота во время Второй мировой войны и сопровождал многочисленные конвои союзников с 1942 по 1945 год.

11 ноября 1942 года «Бенгал» сопровождал голландский танкер «Ондина» с 6000 тонн топлива из Австралии для острова Диего-Гарсия ( по другим данным из Австралии в Иран за горючим с балластом на борту) к юго-западу от Кокосовых островов в Индийском океане. Экипажи были смешанные, на индийском тральщике-британские офицеры и индийские матросы, на голландском танкере голландские офицеры и специалисты, британцы и австралийцы как канониры и китайцы в качестве рядовых матросов.

-4
-5

«Ондина» MV Ondina. Владелец Роял Датч Шелл. Строитель NDSM , Амстердам , Нидерланды. Спущен на воду 29 апреля 1939 года. .Завершен 1 августа 1939 года. Разобран в Гонконге, 1959 год.

Нефтяной танкер. Тоннаж 6 341  брт, 9070  тонн дедвейта, Длина 130,49 м (428 футов 1 дюйм). Ширина 16,62 м (54 фута 6 дюймов). Осадка 6,40 м (21 фут 0 дюймов)
Двигатель- 1 6-цилиндровый дизельный двигатель Werkspoor, 2800  л.с. Скорость 12 узлов
Вооружение - одна 102-миллиметровой (4 дюйма) скорострельная пушка и нескольких пулеметов

Для борьбы с грузовым судоходством союзников Японская империя использовала, помимо подводных лодок, надводные рейдеры, в частности вспомогательные крейсера.

На пути небольшого конвоя появилось сразу два рейдера- однотипные вспомогательные крейсера «Хококу Мару» и «Айкоку Мару» (каждый 10400 тонн, 8 140-мм орудий и 4 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолёта).

«Хококу-мару» в "гражданке"
«Хококу-мару» в "гражданке"
-7
Hokoku Maru 1940,
Hokoku Maru 1940,
IJN Hokoku Maru
IJN Hokoku Maru
hokoku_maru-1942_-_the_maru_special_no-53
hokoku_maru-1942_-_the_maru_special_no-53
Хококу Мару в камуфляже военного времени
Хококу Мару в камуфляже военного времени

«Хококу Мару» IJN Hokoku Maru(報國丸). Владелец -Осака Сёсен К.К. Императорский флот Японии. СтроительТама Шипбилдинг Ко Лтд. Заложен 18 августа 1938 года. Спущен на воду 5 июля 1939 года. Завершен 15 июня 1940 года Реквизирован 29 августа 1941 года. Введен в эксплуатацию в ВМС Японии 20 сентября 1941 года. Потоплен в результате действий противника 7 ноября 1942 года.

Океанский лайнер класса Hōkoku Maru. Тоннаж 10 439  брт , 6 159  нрт. Длина 499,5 футов (152,2 м). Ширина 66,3 футов (20,2 м). Глубина 40,7 футов (12,4 м). 3 палубы
Двигатели- 2 × двухтактных дизельных двигателя, 2 винта, 2490 н.э.(?). Скорость 20,9 узла
Вместимость (как пассажирский лайнер): 400 × первый класс, 48 × специальный третий класс, 404 × третий класс. Экипаж 150 человек
Датчики и системы обработки- беспроводная пеленгация, эхолот , гирокомпас
Вооружение- как вспомогательный крейсер: 8 × 150-мм (5,9 дюйма) тип 41 орудий L / 40, 2 × 76,2-мм (3,00 дюйма) 12 фнт орудия L / 40, два 13,2-мм пулемета Type 93, 4(2*2) торпедных аппарата 533 мм (21 дюйм), 2 × гидросамолета Kawanishi E7K

Hōkoku Maru был в начале 1942 года переоборудован и перевооружен восемью 140-мм (5,5-дюймовыми) орудиями, а в августе-переоснащен двумя гидросамолетами Aichi E13A. Он также был оборудован в качестве тендера для поддержки операций 8-й эскадры подводных лодок IJN у берегов Восточной Африки .

Вспомогательный крейсер Айкоку-мару
Вспомогательный крейсер Айкоку-мару
Модель Aikoku_Maru
Модель Aikoku_Maru
Aikoku_Maru_(1940)
Aikoku_Maru_(1940)
Айкоку Мару в 1941 году в ливрее Мицуи
Айкоку Мару в 1941 году в ливрее Мицуи

Aikoku_Maru_(1940)
Aikoku_Maru_(1940)
Aikoku Maru in Singapore in 1942
Aikoku Maru in Singapore in 1942
«Айкоку-мару» в 1943 году
«Айкоку-мару» в 1943 году

«Айкоку Мару»(愛国丸). Заказан 1937 финансовый год. Строитель Mitsui Engineering & Shipbuilding , Тамано, Окаяма. Заложен 29 декабря 1938 года. Спущен на воду 25 апреля 1940 года. Завершен 31 августа 1941 года. Списан 31 марта 1944 года. Потоплен авианалетом 16 февраля 1944 года.

Как вспомогательный крейсер. Тоннаж 10 438  брт. Длина 160,8 м (527 футов 7 дюймов). Ширина 20,2 м (66 футов 3 дюйма). Осадка 8,8 м (28 футов 10 дюймов)
Двигатели-2 × дизельных двигателя Mitsui B&W, 13000  л.с. Скорость 20,9 узла. Экипаж 133 человека
Вооружение 4 × 15 см / 50 орудий 41-го года выпуска, 2 × 8 см / 40 морских орудий 3-го года выпуска, 2 × 2 13,2-мм пулемета Тип 93, 2 × 2 533-мм (21,0 дюйма) торпедных аппарата, 1 × гидросамолет Kawanishi E7K
(после 1942 года)Вооружение- 8 × 14 см / 50 морских орудий 3-го года выпуска, 2 × 8 см / 40 морских орудий 3-го года выпуска, 2 × 2 25-мм зенитных орудия Тип 96, 2 × 2 13,2-мм пулемета Тип 93, 2 × 2 533-мм (21,0 дюйма) торпедных аппарата, 2 × гидросамолета Aichi E13A

14 февраля 1942 года в Военно-морском арсенале Куре четыре 152-мм орудия были заменены восемью морскими орудиями 14 cm/50 3rd Year Type.

Однотипные «Хококу-мару» и «Айкоку-мару» изначально строились как грузо-пассажирские суда, с возможностью переоборудования во вспомогательные крейсера, или быстроходные транспорты. В 1942 году оба корабля переоборудовали в тендеры для снабжения японских подводных лодок в Индийском океане в интересах 6-го флота. Теперь на борту бывших лайнеров хранилось по 70 торпед.

15 октября 1941 года в составе Объединенного флота была создана 24-я эскадра рейдеров (CruDiv24), состоящая из Айкоку Мару , Хококу Мару и Киёсуми Мару .

С 15 ноября 1941 года рейдеры вышли на боевое дежурство, они обычно работали в паре. В первом рейде они потопили два торговых корабля союзников : «Сент-Винсент» у острова Питкэрн и «Малама»(3275 брт) у островов Кука. С мая по июль 1942 года в двух рейдах захватили голландский танкер «Генота»(7897 GWT, в Императорском флоте-«Осё» ) к югу от Диего-Суарес , Мадагаскар и новозеландское грузовое судно «Хаураки» (в Императорском флоте-транспорт снабжения «Хоки-мару»), потопили британский транспорт с войсками «Элизия» (6757 GWT) к югу от Мозамбикского пролива.

7 ноября 1942 года Hōkoku Maru и Aikoku Maru прошли через Зондский пролив в Индийский океан в свой четвертый рейд.

-19

Силы были неравные. Две пушки конвоя (102 мм или 102 и 76 мм) против 16 140 мм орудий, 2 76 мм и 8 торпедных аппаратов японцев. В скорости японцы тоже имели 5-6 узловое преимущество. Но союзники приняли бой.

Обнаружив на горизонте приближение двух крупных кораблей, командир тральщика капитан-лейтенант (лейтенант-коммандер) Вильям Вильсон приказал танкеру уходить, а сам направился навстречу японцам(хотя рейдеры шли без флагов, но были опознаны), чтобы сократить дистанцию под возможности своего орудия и дать танкеру уйти. Одновременно на базу ушла радиограмма об обнаружении рейдеров. «Хококу-мару» шел впереди, «Айкоку-мару» двигался в 6 милях следом. Капитан 1-го ранга Хироси Имазато решил сначала потопить эскортный корабль, считая, что потом танкер сам сдастся без боя.

«Хококу Мару» после полудня первым открыл огонь по маленькому назойливому тральщику. Зато артиллеристам «Бенгала» было трудно промахнутся- высокие борта 160-метрового лайнера-отличная мишень.

Однако у капитана танкера Виллема Хорсмана сработал или точный расчет (после устранения тральщика японцы без труда догонят и захватят тихоходный танкер), или титановые тестикулы. Танкер тоже вступил в бой. С 32 снарядами боекомплекта, но с расчетом кадровых английских артиллеристов. «Ондина» пошел на сближение с крейсерами. Японцам пришлось стрелять сразу по двум целям, в то время как союзники отрабатывали только по «Хококу Мару». У японцев получалось хуже.

Третий выстрел танкера попал в рубку «Хококу-мару», практически следом туда попадает шестой снаряд с тральщика. Управление крейсером парализовано. Через час после начала боя один из снарядов попал в правый борт «Хококу Мару» в районе торпедных аппаратов, что привело к детонации и взрыву двух торпед, с площадки падает гидросамолет и цистерны с топливом, начинается неконтролируемый пожар, перекинувшийся на кормовой погреб. После серии взрывов «Хококу Мару» затонул с креном на правый борт всего через два часа после начала боя. Считается, что причиной гибели корабля стал взрыв цистерны с авиабензином после попадания снаряда.

Авторство лаки-шота оспаривают артиллеристы обоих кораблей.

Поврежденный, все-таки получивший несколько попаданий и расстрелявший весь боезапас «Бенгал» вышел из боя, закрывшись дымовой завесой, на ходу подлатал повреждения и дошел на Цейлон. В назначенной на такой случай точке сбора танкер не появился и сперва считался погибшим.

Добавьте описание
Добавьте описание

Второй рейдер, «Айкоку-мару», выпустил несколько сотен снарядов по танкеру и тральщику и и две торпеды в упор в правый борт «Ондины». Решив, что противник уничтожен и тонет, крейсер занялся спасением утопающих с систершипа.«Айкоку Мару» принял на борт 278 человек из команды «Хококу Мару», но безжалостно обстрелял спасательные шлюпки с «Ондины».

Закончив со своими, командир рейдера решил добить танкер последней торпедой, но промахнулся. Решив, что далее испытывать благосклонность Аматерасу бессмысленно, японцы вышли из боя, предоставив тонущий танкер его судьбе.

Добавьте описание
Добавьте описание

«Ондина» также получила сильные повреждения от артиллерийского огня и торпед. Смертельно раненый командир танкера приказал «покинуть корабль». Команда смогла спустить на воду три спасательные шлюпки и два плота. Однако «Ондина» упорно держалась на плаву, хотя и с креном в 30 градусов.

,,,в шлюпке с Рехвинкелем только матрос Виссер был готов сопровождать его. Остальные, китайские члены экипажа, отказались идти , так как боялись, что "Ондина" еще утонет. ,,,второй помощник Баккер вместе инженером Лейсом, австралийским артиллеристом Хаммондом и британским артиллеристом Райаном поднялись на борт корабля, который все еще горел в нескольких местах.
Баккер и артиллеристы начали закачивать воду в несколько баков, которые медленно выровняли "Ондину".Лейс осмотрел машинное отделение и установил, что дизельный двигатель все еще находится в рабочем состоянии. Моторный катер был послан за другими спасательными шлюпками и плотами, и Лейс с Баккером отправились на мостик, где все еще горел огонь. Огонь был потушен, после чего они отнесли тело капитана в его каюту,,,

Оставленные посреди океана выжившие из экипажа «Ондины» по приказу первого помощника Рехвинкеля снова поднялись на борт своего корабля, потушили пожар, выправили крен, восстановили ход и дошли до Австралии. Через неделю, 17 ноября, танкер был обнаружен патрульным самолетом "Каталина" в 200 милях от Фримантла, на следующий день он вошёл в гавань Фримантла, преодолев за неделю 1400 миль.

Повреждения "Ондина" после боя
Повреждения "Ондина" после боя

Все уцелевшие со стороны союзников участники сражения были представлены к наградам. Вилсон получил орден "За выдающиеся заслуги". Весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса. «Бенгал» за хватку и упорство получил прозвище “маленький бенгальский тигр”. Всего в этом бою голландско-британский конвой потерял 5 человек убитыми, у японцев же на «Хококу-мару» погибло 76 человек из 354, включая капитана Имазато, ушедшего на дно с кораблём.

По «Бенгалу» было выпущено примерно двести 140-мм снарядов, попало всего два, но не было даже раненых. Надстройки были посечены осколками, было две пробоины выше ватерлинии и повреждена обмотка размагничивания. Из экипажа «Ондины» погибло кроме капитана четверо: старший механик и три машиниста. В сам танкер попало шесть снарядов: два в носовую часть, три — в мостик и надстройку, ещё один — в мачту. И две торпеды в борт.

«Айкоку-мару» после этого боя разжаловали в войсковой транспорт и 16 февраля 1944 года американский торпедоносец ценой своей жизни взорвал его у атолла Трук вместе с большей частью экипажа и пассажиров в 945 человек.

Взрыв японского корабля с боеприпасами Aikoku Maru ; Экипаж, сбросивший торпеду, пропал без вести и, как полагают, был захвачен взрывом. 16 февраля 1944 г.
Взрыв японского корабля с боеприпасами Aikoku Maru ; Экипаж, сбросивший торпеду, пропал без вести и, как полагают, был захвачен взрывом. 16 февраля 1944 г.

Добавьте описание
Добавьте описание
Корабельный колокол "Ондины"
Корабельный колокол "Ондины"

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам