Найти тему
Катехизис и Катарсис

Кокосы – путь к примирению

....ибо именно кокосы помогли приоткрыть завесу образа жизни самого закрытого племени Андаманских островов.

А начнем мы издалека – со становления главной героини описываемых событий – Мадхумалы Чаттопадхай (Madhumala Chattopadhyay). Девушка родилась и выросла в Шибпуре, небольшом пригороде Калькутты, Западная Бенгалия. Мадхумала проявила свою оригинальность в том, что обычно дети в 12 лет увлекаются динозаврами и прочими интересностями, она же без ума влюбилась в антропологию и мечтала поскорее начать свои личные исследования коренных народов Андаманских и Никобарских островов.

Училась она прилежно и уверенно шла к своей цели. Так, она получила степень бакалавра наук (с отличием) по антропологии в Университете Калькутты и написала диссертацию на тему "Генетическое исследование среди аборигенов Андаманских островов". Усердно работая, она таки смогла получить докторскую степень.

Организации антропологических исследований Индии (AnSI) не очень нравилось то, что девушка хочет выйти в полевые работы и исследовать враждебные народы. Оно и ясно, никто не знал, какая у племен будет реакция на ее присутствие, да и как хрупкая девушка исследователь смогла бы защитить себя в случае опасности, ведь даже не все ученые мужи возвращались живыми? В конце концов, чего она вообще к этим племенам пристала? Поумирают в экспедициях, а ты потом расхлебывай!

Однако Мадхумала твердо стояла на своем, и в итоге AnSI разрешил девушке проводить полевые исследования, но перед этим потребовал подписать документ, в котором четко прописывалось, что она и ее родители знают об опасностях работы с неконтактными народами и не будут возлагать ответственность на Правительство, если Чаттопадхьяй будет ранена или убита во время проведения исследований.

Сентинельцы вызывали у Мадхумалы особый интерес, да и не только у нее. Это племя, проживающее на Северном Сентинельском острове недалеко от берегов Индии, привлекало своей изолированностью. Ученые задавались множество вопросов, особенно касающихся того, можно ли наладить с ними контакт, да и возможно ли привязать их к внешнему миру и научить цивилизованному поведению?

Однако самому племени это было совершенно не интересно, и они четко давали понять, что посторонним вход запрещен, а если что-то имеешь против, то вот тебе стрела и скорая встреча с Иисусом.

4 января 1991 года Мадхумала Чаттопадхьяй стала частью очередной экспедиции из 13 смельчаков, во главе которых были: С. Аваради – руководитель группы и директор отдела благосостояния племен администрации A & NI, Арун Маллик – медицинский работник, и наша антрополог.

Вооружившись знаниями об успешных контактах с закрытыми племенами, то есть «вот тебе подарок, пошли дружить», они нашли отличный способ наладить контакт с сентинельцами. Подходя к берегу и увидя уже готовых к бою лучников, члены команды просто начали швыряться кокосами в сторону хозяев острова. Проделывали они это трюк трижды (магия чисел, не иначе), но таки все получилось: Чаттопадхьяй и ее коллеги прыгнули в воду рядом с лодкой и лично вручили островитянам кокосы, показав, таким образом, свои добрые намерения.

Вторая экспедиция случилась в феврале, людей на этот раз было куда больше. Пары кокосов сентинельцам было мало, поэтому они забрали мешок этих самых кокосов из лодки и даже попытались отобрать винтовку у члена команды, так как приняли ее за кусок металла. Другой же член команды проявил неуважение и хотел взять украшение из листьев у одного из сентинельцев, тот в свою очередь такой жест не оценил и схватился за нож. Тогда члены экспедиции решили покинуть остров.

В третий раз запланированная поездка сорвалась из-за плохой погоды. В последний раз официальная попытка наладить контакт с племенем состоялась в 1996 году. После этого администрация решила резко сократить частоту посещение островов, так как были высокие риски подвергнуть племена опасности и заразить их болезнями, от которых у них совершенно нет иммунитета.

Для представителей этого племени очень характерны небольшой рост в районе 150-160 сантиметров, темная кожа и кудрявые волосы. Общаться с ними было крайне сложно, классифицировать их язык на данный момент невозможно, поэтому «говорить» с племенем можно было жестам, мимикой, объятиями и характерными постукиваниями ногами, Мадхумала также старалась понять их речь, прибегая к знаниям отдельных слов из соседних племен.

Об их жизненном укладе тоже известно мало: добывают пищу охотой, рыбалкой и собирательством растений и моллюсков. Их дома лишены пола и стен, есть только потолок в виде навеса из разного рода растений. Умеют обращаться с глиной и мастерить из нее посуду, кстати, в одном из таких сосудов, предположительно, хранится огонь. Умеет ли племя добывать его самостоятельно совершенно не известно, есть только предположения. У них можно найти предметы «чужих» людей, так как их (предметы) частенько прибивает к берегу, но вот пользоваться ими правильно они не умеют. Лодки у них также получаются отменные.



О самих сентинельцах и соседних племенах Чаттопадхьяй отзывалась крайне положительно и в одном из своих интервью сообщила, что нам ("цивилизованным" людям) стоит поучиться у них социальным взаимоотношениям. За шесть лет своих исследований андаманских племен, ни одно из них не сделало ей ничего плохого.

Мадхумала говорила об этих людях с большой любовью и, размышляя о своих исследованиях, отметила, что ты как ученый едешь их изучать, но на самом деле изучают тебя, и это ты чужестранец на их земле.

Несмотря на то, что Чаттопадхьяй была первым антропологом, установившим дружественный контакт с сентинельцами, большую часть своих исследований она все же провела с племенами джарава, онке и никобар. Сейчас антрополог работает в одной из государственных организаций Индии и занимается научными бумажными делами.

А ее отношение к попыткам лезть к племенам следующее: «Племена веками жили на островах без каких-либо проблем. Их проблемы начались после того, как они вступили в контакт с чужаками. Племенам островов не нужны чужаки для их защиты, им нужно, чтобы их оставили в покое».

Сейчас сентинельцы продолжают обстреливать всех "не своих" из луков. Под их немилость может попасть кто угодно: случайно заплывающие рыбаки, представители других племён, и даже глупые миссионеры, которые любят лезть в чужие дела под благим предлогом (Джон Аллен Чжао, 2018г.)

СМИ многократно обсуждало вопрос неконтактных племен, однако большинство сходится во мнении, что их и правда нужно оставить в покое.

Автор -
Валерия Тутаева