Сразу отметим: этот материал не есть злая ирония по поводу происходящего. И вообще не ирония. Если кто-то случайно зашел на наш канал посмеяться над "этой страной", то он ошибся адресом. Критика у нас конструктивная и только в пределах, разрешенных действующим законодательством. А этот текст можно определить как "простыми словами о сложном".
Мы, конечно же, в курсе, что каждый гасконец с рождения академик и все у нас знают, как играть в футбол и проводить стратегические операции. Но подумали - мало ли, вдруг кто-то не знает? И решили ему помочь. Поэтому всех стратегов, реинкарнации Кутузова-Суворова-Карла XII и прочих великих полководцев просим не беспокоиться, вы, безусловно, все знаете лучше, точнее и глубже, не тратьте свое драгоценное время, не мечите бисер перед недостойными.
Авторы просто очень хотели бы помочь тем нашим читателям, которые заняты обычным созидательным трудом, домашним хозяйством и на стратегические изыски не имеют времени. Эти люди иногда смотрят новости, слушают вой про контрнаступление и им становится тревожно. То, что мы сейчас на пальцах объясним, не снимет тревогу, ибо тревожиться есть о чем. Но, возможно, сделает происходящее более понятным.
Авторы давно хотели выдать такой материал, но опасались сболтнуть лишнего, что-то там разгласить и кого-то там дискредитировать. Все же залетать на цугундер в возрасте сильно за 50 при в целом позитивной биографии было бы, мягко говоря, не умно и очень обидно. А сейчас это на раз-два - молодая поросль борцов с крамолой жаждет славы и успеха, для чего требуется продвижение по службе и высокие показатели.
И тут нас осенило! А мы ВООБЩЕ про другую армию напишем. Конкретно - про США. Про оборону дивизии и корпуса, дальше не будем углубляться. Умный человек, независимо от профессии и образования, поймет, что некие общие закономерности в этом деле таки имеются, даже после всех реорганизаций вытравить их полностью вряд ли возможно. Ну, и посмотрит на происходящее уже другими глазами.
Так вот.
Инициатива в военном деле - очень важный фактор. Это еще со времен древних Греции и Рима известно. На каком-то участке атакующий в принципе всегда может сконцентрировать достаточно сил, чтобы обеспечить себе заметный перевес над обороняющимся. Дальнейший успех не гарантируется, но первоначальный бывает практически всегда за очень редким исключением уж совсем клинических случаев, если, конечно, в обороне просто сидят и ждут на своих заранее подготовленных позициях.
Эти азы, по идее, понимает даже обычный рядовой боец.
Так как скомпенсировать для обороняющегося указанный выше негативный фактор? Ответ очевиден - за счет средств разведки определить эти самые направления ударов, нанести урон вражеской группировке в местах сосредоточения, ослабив тем самым ее натиск.
Менее очевидно то, что посредством маневренной обороны ПЕРЕД главной линией обороны можно "направить" действия противника туда, где его ждут большие неприятности и (или) заставить его преждевременно вскрыть свой замысел, истратить накопленный запас боеприпасов, ГСМ и т.п.
Подразделения, действующие в полосе обеспечения, по определению при этом не должны "стоять на смерть" в передовых траншеях и отбивать каждый раз любой захваченный противником сарай. От них как раз требуется прямо противоположное - выполнить задачу и отойти к главным силам по возможности с минимальными потерями.
Именно так предполагалось американскими уставами действовать в обороне по состоянию на начало этого тысячелетия. Чтобы читателю не рыскать в сети в поисках разного рода справочников, попутно читая всякую самодеятельную лажу, кратко изложим все здесь и сейчас.
На дивизионном уровне (напомним - речь об армии США) в состав частей прикрытия полосы обеспечения предполагалось выделение до 3-4 БТГ, включая разведбат, и усиление в виде артиллерийских и зенитных дивизионов при поддержке ударных вертолётов - в общей сложности это около трети всех имеющихся в обороне дивизии сил и средств (до 40%) или (как вариант) корпусные части (из бронекавалерийского полка корпуса).
Изначально войска прикрытия должны действовать строго определенное время, дав возможность развернуться и подготовиться основным силам, не допустить внезапного нападения и по возможности сохранить в тайне истинное начертание своей оборонительной линии.
Комбинация подвижного боевого охранения, застав, дозоров и опорных пунктов поддерживающих друг друга огнем, позволяют войскам прикрытия, ОТХОДЯ с рубежа на рубеж, выполнить указанную выше задачу, а затем отойти к основным силам, вскрыв для командования замысел атакующего противника.
В какой-то момент может потребоваться стойко удерживать конкретный участок местности, но именно в рамках задач сдерживания, а не просто из принципа.
Вклинивание противника в передовой полосе обороны главных сил, в принципе, еще также далеко не трагедия, такой результат вероятен и ожидаем - образовавшийся выступ идеален для нанесения измотанному противнику огневого поражения (огневой мешок) и окружения его за счет фланговых ударов.
Мы постарались максимально упростить изложение, чтобы сделать его понятным, в результате немного "смазав" детали, но для общего понимания этого достаточно.
Теперь самое неприятное.
Все вышесказанное имеет отношение, так сказать, к "чистому искусству, которое в жизни практически никогда не встречается. Потому что на первое место выходят не соображения тактического уровня, а финансовые и политические расклады, а также всякие закулисные договоренности, якобы составляющие пресловутый "хитрый план".
И вот тогда начинается натуральный дурдом с вспахиванием картофельного поля экскаватором, образно говоря. Поле не вскопали, экскаватор сломался, все. Но как круто он копал, вы видели?
Учитывать политические реалии при планировании военных операций - удел настоящих полководцев и настоящих вождей. Они, увы, встречаются редко.
Вспомните абсолютно проигрышное в чисто военном смысле наступление Тэт во Вьетнаме. Все удары Вьетконга и войск Северного Вьетнама по городам Южного Вьетнама и американским базам были либо отбиты с огромными потерями, либо временные успехи атакующих ликвидировали за несколько дней. Однако именно это наступление привело в конечном счете к победе Северного Вьетнама, потому что было рассчитано НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ результаты, причем прежде всего - в самих США, где фактически началась "антивоенная война". Вьетконг же снова временно вернулся к партизанской тактике в ожидании более удобного момента. И он наступил - американцы начали вывод войск, сделав упор на поддержку формирований Южного Вьетнама, которые очень быстро проиграли северянам без прямого участия войск США.
Политические соображения бывали весьма странными на взгляд современного человека - это когда город надо было взять к 7 ноября, допустим. Любой ценой, но к 7 ноября. Впрочем, у советского руководства, вопреки досужим вымыслам, хватало ума такие "подарки советскому народу" регулярно не делать и соизмерять потери с достигнутым результатом.
Но все же с определенного момента именно политические резоны становятся объективно ведущими. И тогда рождается приказ "Ни шагу назад". Совершенно справедливо, скажем честно и откровенно, рождается. Ибо выравнивать фронт и переходить на более выгодные рубежи можно и до Урала, если своевременно не сказать: "Все! Теперь ни шагу больше назад!" Иначе просто рухнет Держава.
Времена меняются и нравы вместе с ними. Теперь ведущими становятся уже не политические установки, не идеи, а интересы бизнеса. И они просто сводят на нет любое военное искусство, потому что сочетание несочетаемого в принципе не может быть устойчиво.
Представьте себе, что вам дали каток-асфальтоукладчик и велели вспахать уже упомянутое поле, но так, чтобы не повредить трубы, идущие между грядок.
Дальнейшие рассуждения считаем излишними в таком формате.