Наличие медкнижки сегодня незаслуженно часто считают формальным требованием при приеме на работу. Между тем ее значение не стоит недооценивать: без нее что работника, что работодателя ждет серьезная ответственность. Медкнижка (иногда ее называют «санитарная книжка») — это специальный документ, который подтверждает, что у работника нет медицинских противопоказаний для выполнения своих обязанностей.
Закрытого перечня профессий и должностей, которые должны оформлять медкнижку, нет. В законе указано, что она необходима «работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения».
В этих случаях медкнижка требуется не только работникам, но и владельцу. Даже если он и не занимается обслуживанием клиентов.
Нужен документ и стажерам, сезонным работника, практикантам от учебных заведений.
Сейчас в законодательстве нет четких указаний относительно самозанятых. Оформлять медкнижку они могут по своему усмотрению. В случае, когда речь идет о работе, например, с продуктами, это будет гарантией безопасности продукции.
Медкнижка содержит следующие данные:
- ФИО, фото, дату рождения, адрес регистрации, должность, владельца и данные работодателя (индивидуального предпринимателя).
- Отметки о переходе на работу к другому работодателю.
- Отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях, прививках.
- Осмотры врачей-специалистов, данные лабораторных и инструментальных обследований.
- Заключения врачей по результатам медосмотров.
- Сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
- Даты проведения очередных медосмотров и сан. минимума.
Оформить документ работник может в центрах гигиены и эпидемиологии своего региона, либо в частных медорганизациях со специальной лицензией, которые заключили соглашение с такими центрами. Процедура занимает два-три дня. Перечень анализов и узких специалистов зависит от сферы деятельности.
Для формирования книжки работник обращается в уполномоченные учреждения.
Направление от работодателя необязательно, но оно будет полезным при оформлении документа и определении необходимого минимума специалистов и анализов. После прохождения медосмотра работник также должен пройти аттестацию на знание норм и правил гигиены (сан. минимум).
Как правило, медкнижка оформляется за счет работодателя. Но бывают исключения. В некоторых случаях работник может самостоятельно оформить медкнижку, но ежегодные медосмотры проходить за счет организации. Четких регулирующих эти моменты норм не предусмотрено.
Документ хранится у работодателя, но по мере необходимости выдается работнику на руки. Например, при прохождении регулярных медосмотров или организации выездной торговли. При увольнении работник вправе забрать свою медкнижку, которая представляет собой бумажный документ с уникальными серией и номером, защищенный голограммой и водяными знаками.
Наличие медкнижки и актуальность данных в ней могут проверять сотрудники Роспотребнадзора или трудовой инспектор.
За ее отсутствие предусмотрены штрафы как для сотрудников, так и для работодателей.
С сентября 2023 года медкнижки станут электронными. Это предусмотрено новым порядком их оформления. Однако он не требует переоформления ныне действующих документов, которые продолжат действовать до окончания свободных страниц. В электронном виде медкнижки станут оформлять для сотрудников, которые получают их впервые.