Мистика, пронизывавшая русскую, белорусскую и украинскую мифологию, охватывает не только домашний мир духов, но и многочисленных природных существ. Среди них особое место занимают русалки - таинственные и причудливые существа, воплощающие сущность могущественной и капризной природы.
Русалки
Восточнославянская мифология обращает особое внимание на русалок, считая их одними из ключевых персонажей. Однако привычный образ девы с рыбьим хвостом вместо ног появился в Российской империи только в XIX веке под влиянием западных художественных произведений.
С XVI века восточнославянские народы изображали русалок как фараонок, египтян, которые утонули в Чёрном море во время погони фараона за пророком Моисеем, а затем превратились в полулюдей-полурыб. Они ожидали конца света, чтобы вернуться к человеческому облику, и топили корабли тех, кто утверждал, что апокалипсис ещё не близок.
Следует отметить, что представление о русалках как о водяных нимфах, скорее всего, возникло в эпоху романтизма XVIII и XIX веков.
На Севере русалок обычно не называли русалками, они были известны как водяницы, купалки, чертовки или шутовки. Украинцы чаще именовали их мавками, а в некоторых южных областях они получили название лобасты, на тюркский манер. Во многих историях русалок очень сложно отличить от жён водяных, леших и других духов.
Что следует знать о русалках? Во-первых, русалки у славян считались покойницами. В них превращались умершие незамужние девушки (чаще всего погибавшие насильственной смертью) и некрещёные дети. Во многих преданиях русалками становились все, кто погибал в Русальную неделю, предшествующую Троицкой неделе. Кое-где называли русалками всех, кто утонул или умер до вступления в брак.
Как и все нечистые существа, русалки могли превращаться в животных или предметы. Они обитали на высоких дубах или липах, а в Полесье их местом обитания считалось кладбище.
Встречать русалок обычно удавалось на полях и у берегов рек, хотя было множество историй о том, как русалки в обличьях молодых девушек приманивали путников в реки и топили их. Частенько они просили путников на дорогах развязать им завязанные на похоронах ноги. Они запросто появлялись перед родственниками, просили поминальную пищу, крали одежду, нитки, холсты и полотна, выбирали себе любовников. В некоторых историях красавицы-русалки выходили из воды по ночам и расчёсывали свои волосы гребешками из рыбьих костей.
Русалки обычно встречались только в Русальную неделю, реже — весь летний период. Зимой они либо возвращались обратно в могилы, либо уходили под воду.
Русалки следили за поступками людей и часто наказывали их за нарушение обычаев. Они были практически единственными персонажами славянского фольклора, которые напрямую произносили нравоучительные речи.
Обычно русалок изображали безвредными. В некоторых поверьях они способствовали росту злаковых, помогали с ткацкими работами, защищали людей в Русальную неделю и спасали детей. Однако в других быличках они губили урожаи, портили пряжу, нападали на людей в Русальную неделю и похищали детей.
Во многих легендах русалок изображали злобными созданиями. Они кидали камни в людей, щекотали их до смерти и топили. Однако достаточно было иметь при себе нательный крест или булавку, чтобы отогнать нечисть.
В белорусском фольклоре русалки создавали пущевиков - подменышей из поленьев или выструганных кукол, чтобы заменить украденных детей. Затем сами пущевики превращались в русалок.
Большинство изображений русалок представляют их в виде девушек или детей во влажных рубахах и рваных сарафанах. Мавки считались лишенными спины, так что сзади можно было видеть все их внутренние органы.
На Севере и в некоторых южных районах образ русалок был особенно экстремальным. Они представали в виде уродливых горбатых старух с когтями и огромными железными грудями, символами хтонической силы. Они забивали людей до смерти, и под Брянском их даже называли "бабами с железной грудью".
В западной части Полесья ходили легенды о цыцохах - полуженщинах-полужабах с "железными цыцками". Они похищали детей и заставляли их сосать свою железную грудь. Непослушных детей они душили этой же грудью.
Водяной
Другой известной нечистой силой, связанной с водоемами, являлся водяной. Его также называли водяником, водяным хозяином, водяным чертом, дедушкой водяным, топельником, волосатиком и водяным шутом. В Белоруссии его называли омутником, если он жил в омуте, вирником, если в водовороте, или тихонеем, если в стоячей воде.
Как и в случае с другими нечистыми существами, не существовал один общий образ водяного для всей России, Украины и Белоруссии. Общим у них было лишь то, что они обитали в водоемах и контролировали их.
Водяные представлялись либо посиневшими стариками-утопленниками, покрытыми водорослями, либо нагими горбатыми толстяками с длинной седой бородой. Иногда они изображались как чудовища с острыми головами, кожей налима, рогом, гусиными ногами и рыбьим хвостом. Водяные также могли явится как черти с густой чёрной шерстью, копытами и хвостом коровы, некоторые из них ездили на огромных сомах.
Водяные обычно враждебно относились к людям. Они приманивали их в реки и топили, переворачивали лодки. Любой предмет, попавший в воду, считался во власти водяного, поэтому люди часто не спешили спасать утонувших, чтобы не разрушить отношения с этим существом. Рыбаки и мельники зависели от благосклонности водяного, поэтому обычно одаривали его.
В больших водоемах могли обитать несколько водяных, и у них был свой царь. Водяных изображали либо как холостяков, жаждущих русалок, либо как семейных существ, состоящих в браке с водяницей.