Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История Николая Рериха. Путешественник: 40 старинных городов России

Николай Рерих за свою жизнь, по подсчетам искусствоведов, написал от пяти до семи тысяч полотен. А помимо живописи, он занимался археологией, собирал фольклор в разных странах мира, изучал историю, создавал театральные декорации, писал статьи и работал над книгами. За свою деятельность по охране памятников культуры художник был дважды номинирован на Нобелевскую премию мира. Рассказываем, как художник нашел себя в разных сферах и остался в истории.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ (ФРАГМЕНТ). 1903. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА
НИКОЛАЙ РЕРИХ. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ (ФРАГМЕНТ). 1903. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА

Художник вместе с женой Еленой в 1903–1904 годах много путешествовал по городам страны. Он изучал древние памятники русской культуры, архитектуру разных эпох, живопись и народное искусство. Из «поездки по старине», или «паломничества», как художник называл свой вояж, Рерих привез фотографии монастырей и больше 90 этюдов с изображением старинной архитектуры. По его задумке, новые полотна должны были стать «каменной летописью страны» — он стремился передать мощь сооружений, которые пережили века, осады, войны и пожары.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ ИЗБОРСКА (ФРАГМЕНТ). 1903. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ ИЗБОРСКА (ФРАГМЕНТ). 1903. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Во время поездки Рерих писал статьи. Он одним из первых в стране стал говорить о величайшей ценности древнерусской архитектуры и иконописи. Во время путешествия Рерих был поражен плачевным состоянием старинных памятников, которые разрушались от небрежного отношения и неумелой реставрации.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. СУЗДАЛЬ. СТЕНЫ И БАШНИ СПАСО-ЕВФИМИЕВА МОНАСТЫРЯ (ФРАГМЕНТ). 1903. МУЗЕЙ РЕРИХОВ, МОСКВА
НИКОЛАЙ РЕРИХ. СУЗДАЛЬ. СТЕНЫ И БАШНИ СПАСО-ЕВФИМИЕВА МОНАСТЫРЯ (ФРАГМЕНТ). 1903. МУЗЕЙ РЕРИХОВ, МОСКВА
Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что, может быть, большей части его уже не существует.

Николай Рерих

Автор: Маргарита Ковынева