Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

История Николая Рериха. Художник: сцены из жизни древних славян

Николай Рерих за свою жизнь, по подсчетам искусствоведов, написал от пяти до семи тысяч полотен. А помимо живописи, он занимался археологией, собирал фольклор в разных странах мира, изучал историю, создавал театральные декорации, писал статьи и работал над книгами. За свою деятельность по охране памятников культуры художник был дважды номинирован на Нобелевскую премию мира. Рассказываем, как художник нашел себя в разных сферах и остался в истории.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (ФРАГМЕНТ). 1910. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (ФРАГМЕНТ). 1910. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Рерих увлекался славянской историей и работал над циклом «Начало Руси. Славяне». Если современники мастера изображали на исторических картинах известных людей и знаковые для страны события, то полотна Рериха населяли безымянные герои древности — воины, строители городов, мудрые старцы. Художник изучал архивные источники, но при этом стремился не только документально и точно передать детали, но и соединить на полотне историзм с фантазийными представлениями. Такой подход позволял ярко и образно передать атмосферу народной жизни на Руси еще во времена язычества, что ярко проявилось на картинах «Идолы», «Сходятся старцы», «Иноземные гости».

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ЗМИЕВНА (ФРАГМЕНТ). 1906. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ЗМИЕВНА (ФРАГМЕНТ). 1906. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В 1906 году Рерих начал работать в технике темперы и пастели — до этого он писал масляными красками. Художник говорил, что «масло вообще скоро надоело своей плотностью и темнотой». Темпера не меняла цвет со временем и помогала создать ровную поверхность, поэтому работы — «Змиевна», «Илья Муромец» — получались красочными и декоративными.

НИКОЛАЙ РЕРИХ. ИНОЗЕМНЫЕ ГОСТИ (ФРАГМЕНТ). 1901. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НИКОЛАЙ РЕРИХ. ИНОЗЕМНЫЕ ГОСТИ (ФРАГМЕНТ). 1901. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Рерих часто рассказывал о своих произведениях в статьях или в литературных эссе. Сюжет одной из самых известных его картин «Заморские гости» родился во время путешествия в Новгород, о полотне художник писал: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного, весеннего неба; ветер рябит по ней… Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-драконом…»

Автор: Маргарита Ковынева