Система прослеживаемости продукции является неотъемлемой частью современного пищевого производства. Она играет важную роль в обеспечении качества и безопасности продуктов!
Система прослеживаемости позволяет отследить путь продукта от момента его производства до момента, когда он попадает к потребителю. А это значит, что можно узнать, где были выращены или произведены те или иные продукты, какая компания их перерабатывала, кто проводил упаковку и сколько продукции попало в реализацию.
В странах Таможенного союза основным документом, регулирующим систему прослеживаемости на пищевых предприятиях, является технический регламент ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". Этот документ устанавливает требования, правила и процедуры ее внедрения.
Система прослеживаемости на пищевых предприятиях включает в себя несколько этапов.
✔ Идентификация
Каждая партия продукции должна быть помечена уникальным идентификатором, который содержит информацию о производителе, дате изготовления, сроке годности и других важных опознавательных данных. Это может быть штрих-код, QR-код или что-то иное.
✔ Регистрация данных
На любом этапе выработки продукции необходимо вести детальный учет сведений о происхождении сырья, используемых ингредиентах. Осуществляется это с помощью регистрации данных в таких системах прослеживаемости как “Меркурий”, “Зерно”, “Честный знак” и прочих.
✔ Маркировка и упаковка
Готовая продукция должна иметь маркировочный ярлык, содержащий информацию о производителе, составе, сроке годности и условиях хранения. Также продукцию необходимо обеспечить надежной упаковкой, чтобы не допустить подмены или загрязнения.
✔ Система контроля качества.
На пищевых предприятиях должны быть организованы процедуры контроля качества. Это проведение лабораторных исследований на соответствие продукции установленным требованиям, проверка условий хранения и транспортировки, а также надзор за соблюдением технологических процессов.
✔ Обучение персонала
Всех работников предприятий пищевой промышленности нужно учить правилам гигиены, санитарии, в том числе и прослеживаемости. Сотрудники должны понимать, как обращаться с продуктами, какие у них сроки годности и условия хранения, а также когда и кому нужно сообщать о нарушениях в технологических процессах.
Однако, во время работы с системой прослеживания иногда возникают некоторые трудности.
Во-первых, это могут быть технические проблемы. Потому что программное обеспечение и оборудование различных систем, как правило, дорогостоящее и непростое в применении.
Во-вторых, сложности при взаимодействии с поставщиками. Для того чтобы система прослеживаемости была эффективной, необходимо сотрудничать с производителями материалов и сырья. Это позволяет иметь достоверные сведения о происхождении товара. Кроме того, нужно организовать совместные тренировки по изъятию продукции из оборота в случае необходимости.
В-третьих, недостаточная квалификация персонала. Неправильный подход к системе прослеживаемости может повлечь за собой ошибки и грубые нарушения. Поэтому очень важно своевременно и качественно обучать сотрудников.
Помните! Система прослеживаемости дает нам возможность контролировать риски. Она позволяет быстро и оперативно реагировать на возникшие проблемы, например, отзыв или изъятие из обращения продукции, или четко сработать в случае аварийной ситуации. Система прослеживаемости помогает установить ответственность за допущенные ошибки и предотвратить их повторение в будущем.
И не забывайте про доверие! Когда потребители знают, что продукцию, которую они потребляют, можно проследить от поставщика до тарелки, это укрепляет авторитет предприятия, а также может стать эффективным инструментом для привлечения и удержания клиентов!
А из следующей статьи вы узнаете, как можно выявить целый ряд нарушений в ресторане по одной лишь фотографии.
Система прослеживаемости пищевой продукции. Что это и для чего она нужна?
3 минуты
74 прочтения
12 июля 2023