Другой военной школой Раннего Нового времени стала Чешская.
Ее постулатом были действия пехоты в подвижном полевом укреплении из сцепленных телег, оснащенных легкой артиллерией, — табора/табура/вагенбурга/гуляй-города.
Пехотный табор действовал на поле боя самостоятельно, как главная ударная сила армии.
Основным видом боя пехоты была оборона, но также она могла наступать, двигая табор и атакуя от табора — импульсами.
Конница, прежде всего средняя и легкая, действовала также из табора и от табора.
Ее функции были важнее, чем в Испанской школе.
К ним относились: контратаки, заманивание противника на табор под огонь пехоты и артиллерии, тактические засады.
Как правило, табор служил центром и якорем боевого порядка армии, но мог также находиться на флангах или быть растянутым вдоль всего фронта — сомкнутым либо разомкнутым.
Бой табором был производным не европейской боевой традиции — к Яну Жижке он пришел от Тимура, применявшего его против превосходящих числом татарских орд.
Существенной античной составляющей табор не имел — это стало одной из причин того, что в Центральной Европе он не прижился.
Сами чехи эту тактику забросят и станут в 16 веке армией имперского типа, то есть Испанской школы. Но табор нашел себе завидных последователей в лице Османов.
Табур, которым турки «заразились» от наемных чехов в армии венгерского полководца Яноша Хуньяди, стал главным боевым построением Османов на всю вторую половину 15 века, на весь 16 и 17 век.
В османской армии его внедрил самый «западнический» и «римско-ориентированный» из султанов — Мехмед II.
Через него и его полководцев (значительная их часть была византийскими выходцами) именно турки обогатили чешский табор античным наследием: своими заимствованиями от византийцев в устройстве и вооружении средней конницы тимариотов, в статусе и роли пехоты янычар.
Табур позволил раскрыть потенциал этих войск блестяще. Чешская военная школа стала Турецкой.
В Восточной Европе тактику табора активно пытались применять все: от тевтонов в Тринадцатилетней войне с Польшей 1454—1466 гг. — до гетмана Я. Тарновского под Обертыном 1531 (где из всех его новаторских приемов запомнился именно табор).
Но именно Османы возвели ее в абсолют.
Уже от Османов больше, чем от поляков — табор заимствовали и ситуационно применяли (как на Молодях 1572 и под Коломенским 1591) в русской армии, а также запорожские, донские, волжские, терские и прочие разного рода казаки.
Порой о нем вспоминали сами поляки (особенно в столкновениях с татарами и турками, как Н. Мелецкий под Хотином в 1572 г.) и ставшие хозяевами чехов Габсбурги.
Крепостная война для Чешско-Турецкой военной школы оставалась вторичной.
Благодаря табуру турецкая армия располагала собственными подвижными крепостями, а контроль над территорией туркам несла многочисленная конница.
Поэтому они считали крепости не столько тактическим звеном, как Испанская школа, сколько базами расквартирования и снабжения войск.
Турки были активно вовлечены в крепостную войну там, где им ее навязала Испанская школа — в Венгрии, но даже там они постоянно пытались вырваться в поле, где тактика табура, по их мнению, превосходила Испанскую тактику вооруженных пиками пехотных масс, которой придерживались Габсбурги.
Там, где турки были свободны выбирать тактику, прежде всего в Иране, они применяли табур, а их враги — кызылбаши, напротив, пытались их из той тактики вытащить, лишив боевого превосходства.
_______________________________
Первая статья из цикла⬇️
Три военные школы 16-го века. Часть 1. ИСПАНСКИЕ ТЕРЦИИ
_______________________________
Основной источник для статьи – моя книга