Во времена Классического Средневековья пехота оставалась неотъемлемой частью европейских армий, но играла в бою, в большинстве случаев, оборонительную роль.
Она была щитом того кавалерийского меча рыцарей, который один мог разбить неприятеля.
Массивные построения пехотинцев, защищенные частоколами и пиками, были необходимы как прикрытие для смены рыцарями походных коней на боевых, для отхода из атаки.
В рамках средневековой тактики пехота могла сдерживать врага, но наступать и нанести ему поражение — нет.
Первая военная организация, использующая принципиально иные, чем привычные армии Средневековья принципы комплектования, боевые приемы, мотивацию бойцов, появилась в начале 15-го века в Центральной Европе.
Сам того не ведая, толчок к ее появлению одним из своих вероисповедных решений дал Константский собор. Когда на заседаниях 1415 году был признан еретиком и приговорен к сожжению на столбе ректор Пражского университета Ян Гус, нельзя было предположить, что обличение теолога приведет к перелому в военном деле, который впервые сделает ничтожными рыцарские армии Европы.
Один из ярых последователей Гуса — Ян Жижка служил капитаном чешских наемников в польско-литовской армии при победном для нее Грюнвальде 1410. От немногих выживших ветеранов битвы на Ворскле 1399 Жижка узнал об особой тактике подвижного вагенбурга, которую пытался применить там великий Литовский князь Витовт.
_____________________________________
Статью, о битве на реке Ворскле, можно прочесть тут ☞︎︎︎ «Битва на Ворскле»
Само по себе применение сцепленных повозок — вагенбурга не было чем-то неведомым для европейских военных. Напротив, оно было затасканным. Укрепления из сцепленных повозок применялись армиями для защиты своего лагеря с древних времен, не были они редкостью и в Средние века.
Но была и иная тактика — в ней повозки маневрировали на поле боя, усиливая строй конницы.
Её применяли печенеги для прикрытия своих всадников-лучников от удара тяжелой византийской конницы. Император Алексей I Комнин и его сын Иоанн II (как в 1192 г. при Верройи) успешно штурмовали укрепленный повозками строй печенегов своей пехотой. Но переняли этот прием и сами стали использовать его в Малой Азии, для защиты пехоты от конницы тюрок-сельджуков.Там же они научили ему крестоносцев.
В Европе эта тактика не прижилась: упор на рыцарскую конницу исключал её. Здесь продолжали применять сцепленные повозки — вагенбург статично, для защиты лагеря, в качестве временной позиции.
У кочевников тактика применения сцепленных повозок в бою как компонента подвижного конного строя продолжала жить. Эмир Тимур развил ее и возвел в абсолют, добившись с ней своих невероятных побед.
С подачи Тимура эту тактику восприняли татарские орды, от них — перенимали русские и литовцы. Именно ее использовал великий Литовский князь Витовт в своих грандиозных походах в степи. Он применил вагенбург не как лагерь, а как собственно боевой порядок армии на марше и в сражении. Но Витовт оказался непоследователен в своей идее — и был разбит эмиром Едигеем на Ворскле 1399.
Ян Жижка сумел воспроизвести ее в восставшей Богемии и выжать из нее максимум. Он так понял вагенбург, как не понимали его ни Витовт, ни разбившие Витовта татары, ни разбитые Витовтом рыцари — как боевой порядок пехоты, усиленной огнестрельным оружием, как средство наступления пехоты, как опору ее новой агрессивной тактики.
Жижка вырос в Богемии, где было множество городов и городков, которые освоили огнестрельное оружие уже на самых ранних этапах его развития. Его оборонительная мощь была очевидной, но столь же очевидной была беспомощность вооруженной им пехоты, едва она оказывалась вне стен городов, против рыцарских армий с их ударной конницей.
Пушки начала XV в. были слишком громоздкими, их транспортировка — делом чрезвычайно трудным, их применение в полевых сражениях — казалось бы невозможным.
Когда Жижка в 1420 г. возглавил таборитов — радикальное крыло гуситского религиозного движения (Табором в честь библейской горы Преображения Господня — Фавор, был переименован городок Градиште), именно крестьянские и городские ополчения оказались в его руках. Из примкнувших к гуситам рыцарей он смог составить подразделения ударной конницы, но очень небольшие.
Между тем отсидеться в обороне за укреплениями городов таборитам не позволяли ни военно-политические обстоятельства, ни цели движения, ни их собственный идейный накал.
После смерти короля Вацлава IV на чешский престол претендовал император Сигизмунд, а гуситы были резко против как императора, так и поддерживающей его католической церкви. Вдобавок гуситы были чешскими патриотами, выступавшими против экспансии в Богемии германских общин, немецкого языка и культуры.
У Жижки не было иного выхода, как перенести на поле боя те оборонительные преимущества, которыми располагали имеющиеся у него войска, и использовать их наступательно. Созданная им подвижная крепость — «табор», в которой они действовали, явилась удивительно эффективной импровизацией.
Сцепленные между собою возы были укреплены толстыми деревянными щитами, такими же щитами защищали везущих их животных. Расположенные внутри пехотинцы были вооружены арбалетами и алебардами, а часто крестьянскими цепами и дубинами.
На возы были установлены пушки. По фронту такого построения достигалась довольно высокая плотность огня: одно орудие побольше и 4—6 малых на каждые 6 метров. Она была выше, чем на укреплениях даже таких богатых городов, как Кельн.
Большое значение имела дисциплина «таборитов», их упорство поддерживать плотный правильный порядок в любых перипетиях боя — под атакой, под огнем, в преследовании противника.
Способность табора пусть неуклюже и медленно, но передвигаться обеспечила им не только оборонительные, но и наступательные возможности. В таких битвах, как при Кутне Горе 1421 г. и Немецком Броде 1422 г., они проявились наиболее ярко — и гибельно для противников таборитов.
C 1420 г. по 1431 г. Империя и католическая церковь предприняли пять крестовых походов против гуситов. И все они, несмотря на явный перевес сил крестоносцев и тщательную подготовку, закончились их сокрушительными поражениями.
Самим крестоносцам не удалось воспроизвести в своих рядах ни тактику подвижных таборов Жижки, ни сплоченность и дисциплину его войск.
Та религиозная идея, что вдохновила братство таборитов, оказалась в военном плане много более плодотворной, чем католический порыв крестоносцев. И еще много сильнее, чем рыхлая крестоносная солидарность, служили сплочению их армий патриотические призывы Жижки, его напоминания о национальной чешской традиции войны за свободу.
Две эти идеи смыкались: Родина была для чехов-гуситов Божьей державой, сами они — богоизбранным для ее защиты народом. Государство, Родина, народ, вера сомкнулись в мощную революционную идею, которая вместе с новаторской тактикой и военной организацией Жижки обеспечила непобедимость гуситских армий.
Современников поражала их способность раз за разом громить более многочисленные, лучше вооруженные и лучше подготовленные войска. Противникам таборитов не помогало ни собственное огнестрельное оружие, ни попытка перенять тактику вагенбурга. Пока таборитов возглавлял Жижка, они оставались непобедимыми.
Но и после его смерти разбить радикальных таборитов смогли только гуситы умеренного крыла, с которыми пришлось договариваться императору и Римским папам. После гуситских войн вагенбург прочно вошел в тактический обиход центральноевропейских, а затем турецкой армий.
Но суть боевых инноваций Жижки заключается не в применении вагенбурга как такового. Еще на самой ранней стадии развития огнестрельного оружия он понял, что эффективно использовать его в полевом сражении можно лишь в оборонительной позиции.
Для этого вооруженная огнестрельным оружием пехота должна иметь, что оборонять. Иметь укрепление, которым стал табор. С другой стороны, Жижка понял, что наступательный потенциал вооруженной огнестрельным оружием пехоты зависит от способности организатора боя «двигать» защитную позицию на противника. Отсюда его стремление маневрировать табором по полю боя, даже в неблагоприятных условиях местности, даже в плотном окружении, как это было при Немецком Броде в 1442 г.
И наконец, Жижка как никто отдавал себе отчёт, что для того, чтобы эффективно сражаться, выведенной им против рыцарских и наемных армий городской и сельской пехоте требуется сохранять сплочённость строя и слаженность, вопреки всем действиям врагов, несмотря на любые потери.
Для этого она должна обладать строгой дисциплиной и высокой моральной устойчивостью. Радикально настроенные гуситы-табориты были именно такими солдатами. Они сражались не за деньги, как наемники, и не в силу феодальных связей, как рыцари, а за религиозные, социальные и национальные идеи Яна Гуса, то есть были много более мотивированными бойцами, даже чем «благословлённые» против «еретиков» Римской курией «крестоносцы».
Организация и дисциплина армии таборитов служили справедливой войне как Божьему делу. Тогда Господь пребудет с армией в ее победах. М. Лютер, Т. Мюнстер, М. Гофман и прочие проповедники протестантизма, умеренные и радикальные, видели в войнах гуситов пример того, как группа избранных Богом претворяет его волю вооруженным путем.
На их примере они указывали, что победа в войне, несмотря на всё неравенство сил, достанется правому делу. Они называли Жижку примером тех военных вождей, которые нужны последователям истинной веры.
Глядя на таборитов, Мартин Лютер, выступавший резко против католической доктрины спасения через дела, настаивал на спасении через участие в справедливой войне.
Жижка первым увидел, что подлинно устойчивую и эффективную пехоту могут дать народные национальные религиозные движения. И следом за его таборитами такую пехоту воспитали швейцарские цвинглиане, французские и голландские кальвинисты, германские и шведские лютеране, английские и шотландские протестанты, а вся остальная Европа, католическая, православная, мусульманская, — училась у них и нанимала их.
Так, с самых первых сражений вооруженной огнестрельным оружием пехоты вопрос «кого поставить в ряды бойцов?» стал не менее важен, чем «как их применить?».
Серии книг «Украинская война. Вооружённая борьба за восточную Европу» (из которой взят материал для статьи) можно купить тут : https://www.wildberries.ru/catalog/94227209/detail.aspx?targetUrl=EX
Или в книжном магазине лабиринт.ру используя промокод 4BA9 4234 AA0F на скидку в 30 %
_____________________________________
#жижка #гуситскиевойны #гуситы #история #военнаяистория #рыцари #огнестрельноеоружие #пехота #military #владимирширогоров