Особенностью и парадоксальностью квантовой механики, можно назвать то, что она не особо-то и укладывается в один ряд с остальными науками.
Наука - это когда всё определено, запротоколировано и подшито дыроколом.
Квантмех - может только предположить вероятность, если получится (опять же) - запротоколировать, и вывести резюме: дырокол конечно существует, но доказать это, не представляется возможным.
Квантмех перевернул моё представление о науке, дал подтверждение моим догадкам и помог систематизировать мои знания.
Мой путь в квантмехе, начался со знакомства с двухщелевым экспериментом. Когда я увидел данные о нём, я не то чтобы обалдел - это была эйфория, те кванты счастья, о которых я говорю! Я радовался и плясал на месте. Ибо, когда ты находишь научное подтверждение своим догадкам, предположениям и личной статистике - это не может не приводить в восторг!
Я подумал, что наткнулся на суперсовременные исследования, но оказалось, что ещё в 1801 г., Томас Юнг, провёл первый эксперимент с двумя щелями, доказав интерференцию (волнообразность) света. А в 1803 г., он представил результаты эксперимента на заседании Лондонского королевского общества.
Юнг первым внёс гибкость в окаменелое здание Ньютонвской физики.
Именно после Юнга, эксперимент с двумя щелями, стали проводить не только для фотонов (кванты света), но и для других частиц, что привело к доказательству корпускулярное-волнового дуализма (помнишь, я всё время говорю о дуалистичности мира?).
Корпускулярно-волновой дуализм - это когда айфон в твоей руке, материален и твёрд, но, при этом, он потенциально находится в состоянии волны и когда ты спишь, возможно туда и переходит.
Всё, что ты видишь и можешь потрогать, конечно принадлежит макромиру, с его классической парадигмой, но ДОКАЗАТЬ, что вещи вокруг тебя, да и ты сам, не переходишь в состояние волны, когда никто не смотрит - НЕВОЗМОЖНО!
Да, микро- и макромир обладают взаимоисключающими законами. Не существует чёткой границы между ними.
Но НИКТО НЕ МОЖЕТ, с уверенностью утверждать, где заканчиваются законы квантовой механики и начинаются законы классической.
Даже Эйнштейн (являющийся для большинства мерилом), обалдевал от результатов квантмеха.
Далее я дам короткое описание двухщелевого эксперимента. Если тебе интересно - прочти.
Яркий свет солнечных лучей направляют на первый непрозрачный экран с небольшой прорезью, чтобы создать источник монохроматического свет, то есть пучок света с небольшим разбросом частот. Затем полученный пучок падает на второй экран, на котором были проделаны две узкие щели на небольшом расстоянии друг от друга. При этом размер каждой щели примерно соответствует длине волны излучаемого первой прорезью света. В результате этого образуются два когерентных источника света с одинаковой частотой и общей разностью фаз колебания. Волны из этих источников начинают накладываться друг на друга, что ведет к их взаимному усилению или ослаблению на разных участках, то есть образуется устойчивая картина максимумов и минимумов амплитуды колебаний. Это явление получило название интерференции. В результате на третьем экране можно наблюдать череду светлых и темных полос. Темные полосы будут возникать там, где волны от двух щелей загасили друг друга, светлые — там, где они усилились.
Опыт Юнга является классической иллюстрацией ошибочности теорий, рассматривающих свет исключительно как поток частиц. Если бы фотоны проявляли исключительно корпускулярные свойства, то на экране были бы два ярко освещенных участка позади щелей и темный участок между ними. Благодаря эксперименту Юнга физики стали обязаны учитывать волновые свойства света.
Впоследствии опыты с двумя щелями совершенствовались технически, и с их помощью удалось продемонстрировать, что корпускулярно-волновой дуализм характерен не только для фотонов света. Интерференция наблюдалась при бомбардировании экрана потоками электронов, протонов, атомов и молекул.