Найти в Дзене

Переменный штрих

Штрихом называется способ извлечения звуков. Применительно к медиаторной технике штрихом называется то, или иное направление движения медиатора. Всего их два: удар вниз, который также часто называют английским термином - «даунстроук» (downstroke), и удар вверх или «апстроук» (upstroke).

Переменным штрихом (alternate picking, ПШ) называется строгое чередование ударов медиатора вниз-вверх и т.д., либо вверх-вниз и т.д. Важно именно постоянное чередование ударов на каждую ноту. Пример 1a: 4 ноты на одной струне (в примере использовать 2 одинаковых ноты), Пример 1b: 4 ноты на 2 смежных струнах, Пример 1c: 4 ноты на 3 разных струнах. Это всё переменный штрих. Думаю, логика понятна: просто чередуем удары на каждую ноту, где бы она ни находилась.

Существует и другой вид строго медиаторного штриха - «свип» (sweep) и его разновидность - «экономичный штрих» или «экономи-пикин» (economy picking). Об этих разновидностях мы поговорим в других статьях.

Выбор штриха всегда обусловлен технической задачей и требуемым звучанием. Например, одна и та же фигура, сыгранная свипом и ПШ, будет звучать по-разному. Бывают ситуации, когда фигура может быть сыграна лишь определённым видом штриха, либо применение этого штриха является более эффективным. При этом, решение по выбору штриха не всегда очевидно, и часто бывает сложным для новичка. Каждый гитарист со временем приобретает привычки использования того или иного штриха в разных ситуациях. У разных гитаристов эти технические привычки могут отличаться. Например, техника игры Malmsteen отличается от техники Gilbert или Gambale.

ПШ является самым базовым, и в то же время самым трудным для исполнения. При хорошо развитом ПШ вы сможете сыграть почти всё, но он требует постоянной практики и развития. Можно сказать, что всю свою «гитарную» жизнь вы будете поддерживать и развивать этот вид штриха.

Сложность ПШ заключается в переходах между струнами. Попробуйте сыграть фигуры из примеров, и вы поймёте о чём я. Уверен, Пример 1a дался вам легче всего. А теперь представьте что мы играем их в очень быстром темпе!

Именно проблемы перехода между струнами породили свип и экономи, а также разнообразие траекторий движения медиатора при ПШ, о которых мы будем говорить далее.

Для начала попробуйте поиграть на одной струне используя ПШ, прижав левой рукой одну ноту. Важно чтобы звуки были одинаковыми по громкости и были чистыми. Вслушивайтесь в каждую ноту.