Иду по шоссейке. Быстро перебираю ножками. Вообще-то не стоило бы это делать столь шустро: ведь рекомендовал же врач отказаться от ранее практиковавшихся скоростных "заходов". Однако сегодняшняя спешка вызвана необходимостью успеть как раз ко врачу, но уже другой специальности. Что поделаешь: если в младенчестве медицина помогает человеку выжить и иметь шанс познать этот мир, то в старости она ему, познавшему, тоже помогает сохранить эту жизнь , но уже при условии тесного - теснее родственного - союза с нею.
Вышел я с положенным ефрейторским временнЫм запасом, но по врожденной безголовости сам же у себя этот запас съел. На втором километре пути я вспомнил, что оставил на даче направление на процедуру. В итоге электричка от меня не убежала лишь потому, что дочь пробежалась с этой бумажкой навстречу мне, вынужденному возвращаться к дому. Насколько же проще делает нашу жизнь мобильная связь!
Тем не менее, меня впереди ждали шесть километров до железнодорожной платформы, откуда я собирался ехать на электричке в город. И успеть мне надо было обязательно на ближайший поезд.
Итак, двигаюсь я бодренько по шоссе, наблюдая с одной стороны лесок, а с другой - поле. По асфальту мне идти четыре километра, а дальше – напрямки по тропинке через заброшенный луг. Так заметно короче.
На асфальтовом отрезке маршрута меня обгоняют не менее полутора десятков машин разных садоводов и огородников, коллег-грядковладельцев из нашего дачного массива.
Я не пытаюсь кого-то из них остановить, надеюсь на собственные ноги и дыхалку. Но это никак не мешает мне думать: «А что же тебе, дружок, самому не остановиться, не спросить, нуждается ли человек в том, чтобы его подвезли? Вон, видишь, старикан знай себе машет по безлюдью, ясно же, что на платформу спешит».
И не в том дело, что в ситуации сегодняшней спешки я бы от такого предложения не отказался. Мне кажется, что остановиться и спросить ну никак не может затруднить водителя. Будучи известным лентяем, я всегда так поступаю именно из-за того, что это не трудно. Останавливаюсь всегда, кроме тех случаев, когда в автомобиле все сиденья или пол перед ними заняты людьми и вещами. Однако подобная загруженность чаще бывает по дороге «туда», чем, как сейчас едут эти люди, - «обратно».
А подвезти человека, действительно, не трудно. Так еще и сам после этого остаешься доволен: тебе удалось помочь человеку. Или, получается, вот этот, проехавший, так не считает? А может быть, он и не испытывал никогда подобного чувства от помощи чужому человеку? Возможно, он даже не подозревает о таковом, потому что никогда просто так никому не помогал?
Мысль о нечеловеколюбивом поведении наших водителей для меня не нова. Не скажу, что часто, но периодически я езжу на дачу и с дачи не на автомобиле, а на электричке. И всегда наблюдаю именно такое отношение людей за рулем к идущему по шоссе пешком.
Я готов был понять подобное во времена разгула ковида. В те дни человек мог или бояться чужой заразы, или опасаться, что сам заразит другого. Но ладно, может быть, сейчас они боятся, что, возьми они на борт этого на вид еще крепкого старика, а тот по дороге начнет их истязать самым изощренным образом, как в том американском триллере? А то, глядишь, они опасаются, что я испачкаю в салоне пол. Нет, вроде, не должны: асфальт сух и чист…
Однажды все же случилось, что водитель остановился. Остановился и предложил подвезти. Я в тот раз не спешил и от поездки отказался. Зачем в погожий день отказывать себе в возможности прогуляться на природе? Но водителю сказал: «Ага, вот уже нас двое - таких, как Вы и я. Езжайте и знайте: на ближайшие два дня я даю установку, и они окажутся для Вас очень удачными. За третий не ручаюсь». Не знаю, каким получился у него третий, но в двух первых я уверен. А насчет третьего, надеюсь, он сам постарался. Приятно, что не приходится разочаровываться во всех людях поголовно.
Есть ещё и такая догадка, что виной всему в этих случаях въевшийся городской стереотип. Однако тут же вспоминаю, что, когда я на скользкой дороге зимой глубоко занырнул в снежный кювет, на том месте почти сразу остановились два внедорожника, а потом, сформировав подобие поезда из двух тягачей, вытащили меня на дорогу. От денег отказались.
Я попробовал мысленно сравнить поведение наших людей в описанных ситуациях с тем, что наблюдал в Европе. Не претендуя на точность выводов, придерживаюсь мнения, что в отношении готовности помочь чужому человеку европейцы заметно нас превосходят. Готов услышать традиционное «русофоб!». Нет, не соглашусь: как я могу не любить русских, если прекрасно знаю, что нигде не буду ощущать себя столь органично, как в России? Но любить можно слепо, а я так не умею. По-моему, трезвый взгляд на изъяны не мешает, а помогает лучше ценить всё положительное. Если кто-то за мое отношение обзовет меня более нестандартно – "ксенофилом", тоже не соглашусь. Хотя такой ярлык был бы менее неприятен. Все же в его основе положительное начало.
Думаю, вам тоже доводилось задумываться и сравнивать. А к каким выводам приходили в своих размышлениях вы?
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2365 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА").