Найти в Дзене
Александр Дедушка

"Что написано пером?" - что такое "горячий стул"? Почему на нем реально горячо?

Письмо
Письмо

Обобщающие задания и упражнения

В последней главе первой части книги давайте, коллеги рассмотрим задания и упражнения, основная цель которых – в той или иной степени обобщить коллективную работу, выделить в ней главное, закрепить достигнутые результаты. Конечно, в этих заданиях мы не сможем обойтись без творчества, но оно все-таки будет здесь играть подчиненную роль.

Главным педагогическим основанием для целесообразности введения подобных заданий и упражнений является достаточно продолжительный опыт совместной коллективной работы, высокий уровень развития коллектива. Поле совместно пережитых и принятых ценностей должно быть достаточно широким, чтобы каждый участник был мотивирован для участия в этих заданиях, и они не показались ему слишком сложными.

«Что я думаю о…?» - этот методический прием можно использовать тогда, когда нужно незамедлительно выяснить отношение ребят к тому или иному вопросу. Ребятам раздаются листочки, и их просят написать свое мнение. Иногда такое задание можно дать в виде домашнего (о домашних заданиях речь пойдет во второй части книги), но если педагогическая целесообразность требует срочности, то можно провести это упражнение по горячим следам.

Чтобы не оставлять собранные листки с ответами ребят без коллективного осмысления, и время позволяет это сделать, очень хорошо бывает совмещать письменное задание с последующими устными выступлениями ребят. То есть они сначала пишут, а потом высказываются по предложенной теме. Тут «убивается» сразу несколько педагогических «зайцев». Необходимость письменного изложения мыслей способствует более глубокой проработки вопроса, устные высказывания позволяют актуализировать его педагогический потенциал, а сами письменные ответы – хороший материал для педагогического «последействия» организатора.

Главное условие успешности и эффективности приема – его актуальность для ребят. Вопрос должен действительно, что называется «брать за живое», иначе задание потребует включение волевых усилий и чрезмерного напряжения со стороны ребят, многие из которых ограничатся формальными отписками.

Мы уже с Вами в главке «Объяснительные» разбирали примеры подобных заданий – «Что я думаю об остракизме?», «Что я думаю о штрафных баллах?».

Приведем еще два примера.

Что я думаю о круге (палубе) общения?

Круг, или как позже он стал называться – палуба общения, это установившаяся форма коллективной психологической работы в нашем лагере. Почему «палуба»? Это связано с общей романтически-морской символикой лагеря и пространственно напоминает палубу корабля (сцена актового зала), на которую мы специально поднимаемся для общения. Можно назвать это и «кругом общения» - название не суть важно, важно содержание. А по сути происходящих на палубе общения процессов – это одна из форм работы психотренинговой группы с достаточно большим количеством участников (до 30-ти), группы, адаптированной к детско-подростковому составу.

Перед проведением самой первой палубы ребятам даются так называемые «правила палубы общения», почерпнутые из традиций работы все тех же тренинговых групп.

1) Правило открытости предусматривает готовность каждого участника общения к самораскрытию, к проявлению и вербализации своих чувств, внутренних ценностей и предоставлению полноценной «обратной связи». На понятном для детей языке это может звучать так: «Если ты предпочтешь остаться «улиткой в раковине», ты ничем не рискуешь, но и не приобретешь ничего нового. Твое пребывание на палубе будет малопродуктивным, ибо ты ничем не сможешь помочь ни себе, ни другим. Поэтому не бойся делиться своими мыслями и переживаниями. Откровенность всегда вознаграждается ответной откровенностью. Открываясь другим, ты побуждаешь других людей открываться тебе навстречу, ты получаешь право на уникальную возможность увидеть себя со стороны, увидеть себя глазами других людей. А это важно хотя бы потому, настоящая дружба может сформироваться только в атмосфере открытости, когда каждый готов поделиться с другом не только своим материальным имуществом, но и что не менее важно, своей душою, своими мыслями и чувствами».

2) Правило искренности как одно из следствий правила открытости предусматривает отсутствие на палубе всяких проявлений «не того, что думаешь на самом деле» - неискренности, лести, клеветы, угодничества, ложной скромности и т. п. Неискренность не может даже прикрываться благовидным предлогом «чтобы не обидеть». «Если не можешь сказать искренно, то так и скажи об этом, но никогда не пытайся завуалировать то, что ты думаешь. «Горькая правда» лучше, чем «сладкая ложь» не только потому, что этого требует правило палубы, но и потому, что всякая неискренность как незаметный яд, проникая в «поры дружбы» будет неизбежно отравлять ее. Кроме этого только атмосфера искренности сможет помочь каждому увидеть свой объективный образ в глазах других людей и побудить к самосовершенствованию».

3) Правило конфиденциальности вытекает из предыдущих двух. Все, что происходит на палубе общения, является исключительным и безусловным достоянием только ее участников, и никто не имеет права выносить что-то из этого круга без общего согласия его членов. «Нельзя обсуждать происходящее на палубе со своими друзьями и подружками на стороне. Каждый должен быть уверен, что, делясь своими переживаниями и открывая свою душу, он делает это перед теми, кого видит в данную минуту и к кому испытывает доверие». Это правило является необходимым условием, чтобы успешно заработали два предыдущие.

4) Правило взаимопомощи. Оно подчеркивает очень важную нравственную составляющую палубы общения. «Главная цель палубы – это помощь друзьям, помощь каждому человеку, сидящему в ее кругу. И каждый в любой момент должен быть готов оказать эту помощь. Может быть, ты единственный человек, который в данную минуту может помочь, и от твоего слова, твоей искренности, твоего заинтересованного участия зависит многое в чьей-то жизни. Будь готов всегда оказать эту помощь и протянуть руку каждому из друзей, сидящих в этом кругу».

5) Правило «мертвой зоны». Это правило призвано организовать и упорядочить техническое функционирование палубы общения и сформировать необходимую «напряженность» внутри круга общения. «Справа и слева от тебя – «мертвая зона». Нельзя делиться своими мыслями и переживаниями со своими соседями. Твои мысли и чувства – драгоценное достояние всего коллектива, твой вклад в «энергетическое поле» палубы. Отвлекаясь в сторону, ты отключаешь себя, своего соседа, а значит, уводишь из этого поля часть энергии и тем самым ослабляешь его возможности в оказании помощи другим людям, своим же друзьям. Если чувствуешь потребность что-либо сказать во время работы палубы – подними руку и дождись предоставления слова от ведущего».

Стоит еще раз напомнить, что работа зрелой палубы общения складывается из трех последовательных этапов:

- разминки;

- упражнений штурвальных;

- разбора проблем.

«Разминка» призвана настроить участников палубы на серьезное общение, провести для этого специальный эмоционально-психологический разогрев, внутренне развернуть от состояния экстравертированности к интровертной сосредоточенности на собственных чувствах и переживаниях в общем эмоциональном поле. Например, ребятам предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающим их звукам, отделяя одни от других. Или описать внешность и одежду одного из сидящих в кругу общения человека.

«Упражнения штурвальных» - это личностно ориентированные психотренинговые упражнения.

Название связано с тем, что человек, для которого и вокруг которого будет разворачиваться процедура, выходит и садится на специальное место, под висящим на сцене стилизованным штурвалом. Он как бы и становится «штурвальным», ибо от него зависит, как будет разворачиваться та или иная процедура, какой ход она приобретет, скольких людей затронет и какие плоды принесет.

Упражнения штурвальных прямо направлены на реализацию одной из целей Лагеря друзей – «Познай самого себя». Достижение этой цели непосредственно связано с тем, насколько успешно каждая личность реализует себя в дружбе. На этом нужно время от времени заострять внимание ребят: «Сколько недоразумений и разорванных дружеских связей возникают из-за того, что многие не дают себе труда задуматься, что в тебе может раздражать твоих близких и друзей. Знание особенностей своей личности, своих достоинств и недостатков является необходимым условием построение прочных дружеских связей».

«Горячий стул» - одно из главных упражнений палубы общения. Любой из участников лагеря по желанию садится на стул в центр круга общения, а остальные должны честно и откровенно сказать ему обо всех его положительных и отрицательных качествах, стараясь при этом не использовать однозначных оценок и клеймящих ярлыков.

И, наконец, мы с Вами подошли к третьей и главной части палубы общения разбору проблем, или, как мы коротко называем эту часть палубы – «Проблемы». Эта часть главная потому, что на ней в полную силу задействуется правило взаимопомощи как важнейшая установка закона общения. В конце Лагеря друзей именно разбор проблем на палубе общения занимает главное, а иногда даже единственное место.

Работа над проблемой организуется следующим образом.

Сначала все внимательно выслушивают объяснение «протагониста». После этого ведущий предлагает задать ему вопросы, если что-то осталось непонятным. Затем после размышления наступает период «советов». Все, желающие что-либо посоветовать, поднимают руки и по указанию ведущего высказывают свои предложения. Человек, вынесший свою проблему, их внимательно выслушивает и комментирует в конце то, что в нем как-то отпечаталось. В завершении процедуры ведущий спрашивает, насколько ему удалось помочь, интересуется его чувствами и тем, не сожалеет ли он, что вынес эту проблему на палубу.

Опыт показывает, что сожалеющих практически нет, несмотря на то, что реальную помощь «протагонист» чувствует далеко не всегда. Я уже говорил об этом феномене, когда помощи нет, а облегчение есть. Очень часто сами проблемы выходят далеко за рамки принципа «здесь и сейчас», которым обоснованно пытаются ограничить работу психотренинговых групп. В такой ситуации о реальной помощи говорить не приходится, а значимость советов осознается и переживается, как правило, уже «постфактум». Таким образом, эффект здесь большей частью психотерапевтический. Но и он бывает очень важным. Само подключение к «полю коллективной взаимопомощи» не проходит для человека бесследно. Оно всегда остается в душе теплым чувством ответной благодарности. Ценность дружбы в его глазах приобретает реальный вес и даже чувственную «осязательность».

Итак, после того, как Вы, друзья, получили уже достаточно представление о круге общения, самое время обратиться к мнениям самих его участников, которым я и предложил в одну из смен ответить на вопрос «Что я думаю о круге общения?»

Пойдем, так сказать, «по нарастающей».

«Я считаю нужным круг общения. Потому что там можно узнать все, что о тебе думают. Мне тоже хочется узнать о себе, но мне не везет. Сначала круг общения был не нужен, т.к. никто не хотел быть в центре внимания, но сейчас мы лучше узнали друг друга и больше доверяем, и круг общения стал интересным». Андрей.

«Я считаю, что круг общения очень нужен в лагере актива, ведь там можно полностью открыться людям, и никто тебя осуждать не будет за то, что правильно поступил или нет». Катя.

«Мне кажется, что круг общения в лагере должен существовать. Для того, чтобы люди, у которых на душе обида или их кто-то обидел, смогли поделиться с друзьями, чтобы снять камень с души. Но не только обидами можно делиться с нами, но и своей радостью, которая может переполнять твою душу». Катя.

«Мне кажется, этот круг общения очень хороший. В нем каждый человек узнает, что о нем (о ней) думает каждый. На круге общения можно узнавать про себя что-то хорошее, что-то плохое. Пусть будет приятно или неприятно, но все равно ты узнал, что о тебе думает твой друг.

Я думаю, что круг общения даже лучше игр. Вообще мне кажется, что кругу общения надо увеличивать время. Потому что каждый человек хочет узнать о себе хорошее и плохое, а он не успевает (времени не хватает). Круг общения – это очень хороший круг. Ему надо уделять больше времени». Кристина.

Это положительные отзывы о круге общения. Его познавательная, выразительная, подкрепляющая функции хорошо просматриваются в приведенных ответах.

«Когда в первые дни ввели «круг общения», мне не понравился он, но потом, когда уже была понятна суть круга, то он начал всем и мне нравиться. После того, как я побывала в кругу общения, мне он еще больше понравился.

Когда вначале я села на скамейку для людей, которые в кругу общения, я испытывала не совсем приятные чувства. Для меня было вначале страшно, что обо мне думают люди из лагеря, но когда я собралась с мыслями то решила, что буду слушать, какие у меня плохие черты. В конце, после того, как я услышала все мнения о себе, я, конечно, была рада, что все искренне сказали свои мысли обо мне». Женя.

«Садясь на горячий стул», мне было страшно. Я боялась, что меня не поймут и будут надо мной смеяться. И если честно, я не ожидала, что меня будут слушать с таким пониманием. Это здорово, когда ты видишь, что ты кому-то небезразлична, и кто-то хочет тебе помочь». Марина.

Здесь восприятия круга общения, так сказать, в последовательной динамике восприятия.

Следующие два отзыва показывают, что не все так гладко, как может показаться вначале.

«Говорить о чувствах «здесь и сейчас» очень трудно, так и вырвется что-нибудь. Говорить без оценок и ярлыков в первом круге общения было трудно. Сейчас мы как-то привыкли к этому.

Говорить искренно трудно очень многим. Я так говорю, потому что я это испытала. О «мертвой зоне» и говорить нечего. Как будто нельзя найти выход. У нас, я так думаю, ни у кого нет силы воли.

Открыться может каждый, и у всех это получается. Не путайте, пожалуйста, искренность с открытостью». Олеся.

Как Вам последняя ремарка? Олеся прошлась по всем правилам круга общения и показала, что любое сталкивается с достаточно серьезными трудностями.

И последнее мнение, которое тоже подтверждает существование «обратной стороны» круга общения:

«Я считаю, что на круге общения можно получше узнать людей, но так же можно своими словами обидеть. Человек рискует каждый раз, когда попадает в центр внимания людей. Никого по принуждению не заставляют выходить, это происходит по желанию». Саша.

Саша сам же смягчил свою оценку круга общения добровольностью участия в происходящих в нем процессах, но проблема, как Вы сами понимаете, до конца этим не снимается.

Вообще, это исследование мнений ребят о круге общения имело свое продолжение. Через год, уже в новой смене ребят, когда за кругом общения стало закрепляться название «палубы», я еще раз предложил ребятам подобное задание: «Что я думаю о палубе общения?».

На этот раз задание было четко связано с разбором проблемы, которую мы заслушивали и обсуждали на палубе. Обсуждение было настолько трудным и внешне безрезультатным, что я всерьез усомнился в педагогической оправданности и эффективности такой методической и организационной формы как палуба общения.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, сформулирую вкратце суть обсуждения.

Проблему вынесла Катя, которая попала в лагерь вместе со своей лучшей подругой Лианой. Лиана в полном соответствии с целями лагеря – найти себе новых друзей – быстро установила контакты, сблизилась с другими, открыла для себя новых подруг, а вот Кате этого сделать не удалось. Чувствуя возрастающую «оставленность» и забив тревогу, Катя вынесла свою проблему на палубу.

Как мы ей могли помочь? Мы, конечно, советовали и ей попытаться найти себе новых друзей, включаясь в более широкий спектр дружеских отношений, а Лиану призывали не оставлять свою старую подругу, находить время и для нее, хотя кардинальным образом, разумеется, повлиять на развитие межчеловеческих отношений не могли.

И вот, чувствуя этот тяжелый негативный опыт «безрезультатности», я и предлагаю ребятам высказать свое мнение о палубе общения. Вы сами увидите, что многие ответы несут на себе эмоциональный отпечаток нерешенной проблемы.

«До 16 июня я думала, что «палуба общения» помогает разобраться со своими проблемами. Но после я поняла, что все-таки «палуба общения» не решает толком проблем. После нее все уходят с плохим настроением и не радуясь тому, что открыли свою проблему. Хоть я не была штурвальным, я не хочу им быть». Женя.

«Я думаю, что палуба общения вообще не нужна, потому что у всех портится настроение и говорить свои проблемы как-то не очень. И были бы проблемы разные, а то и проблемы у всех однородные. И как сегодня получилось, что наша четверка осталась виноватой. Ведь мы не виноваты, что Лиане интересней с нами, а не с Катей, а по советам ребят получилось, что мы. Вот почему палуба общения не нужна». Наташа.

Я специально начал с однозначно отрицательных отзывов о палубе общения, чтобы оценить спектр проблем, которые она может вызвать. Обобщая, получаем в итоге следующий список «недостатков»:

- неспособность решить проблему;

- ухудшение настроения;

- появление чувства вины;

- однородность выносимых проблем.

Однако большинство ребят более «объективно» смотрят на палубу общения, видя в ней и достоинства и недостатки:

«Палуба общения делится на две категории: положительное и отрицательное.

Положительное. Друзьям можно рассказать свою проблему и вместе решить, как ее разрешить.

Отрицательное. Катя высказала проблему, тогда у 6-ти человек упало настроение. Они считают себя виноватыми». Коля.

«Палуба общения – это, конечно, хорошо. Можно высказать свою проблему, всегда становится легче на душе, когда выговоришься. Но на палубе общения есть и отрицательное, т.е. то, что мне в ней не нравится. Во-первых, палуба общения – это скучное дело. Во-вторых, все проблемы какие-то однородные, в них нет почти никаких различий. Может быть, поэтому мне и скучно.

Палуба общения, конечно, нужна, но на разные темы. Мне кажется, всем нам будет легче давать советы. Палуба общения нужна лагерю Друзей». Катя.

Самое ценное то, что некоторые ребята предлагают свое видение причин проблем палубы общения и путей их преодоления. Их особая ценность заключается в том, что это мнения не педагога, как ни крути, все-таки «возвышающегося» над палубой, а реальных участников палубы, полностью вовлеченных во все процессы, на ней происходящие. Давайте прислушаемся к их мнениям:

«Палуба общения мне нравится, ведь каждая проблема касается и тебя. Поэтому и стараешься всеми силами помочь. Но палуба общения не всегда решает поставленную проблему, ведь люди должны быть честны друг с другом, а иногда такое не случается, и ничего не получается. Такой случай у нас и случился. Но надеюсь, что все-таки мы будем честнее с друзьями. Ну а так, все нормально». Роза.

«Я думаю, что палуба общения нужна. Потому что на ней мы можем решить проблемы и не только свои личные, но и такие, которые касаются нашего лагеря.

Допустим, что палубы общения нет. Мы все ходит кучками, между которыми бури ненависти, непонимания, равнодушия. Все эти чувства пытается подавить в себе каждый, но в один из дней он все это выскажет, выплеснет. Такого в лагере допустить нельзя.

Все чувства, и хорошие, и плохие, нужно выносить на всеобщее обозрение. А звучащие проблемы разрешать и стараться не допускать ошибок (такие, которые были выслушаны). Весь этот процесс должен проходить в мире и согласии, без всяких обид.

Мне даже хочется, чтобы палуба общения длилась дольше. Это помогает лучше разобраться в проблеме, выслушать больше людей. Вот такое мнение у меня о палубе общения». Оля.

«Палуба общения все-таки нужна, даже несмотря на мелкие ссоры, какие произошли сегодня. Она нам помогает пронять проблемы других и попытаться помочь им всем, чем только сможем. Это иногда помогает узнать поближе человека, понять его душу, чувства. Без палубы мы бы не научились совместно помогать тем, кто просит о помощи, внимательно слушать других. Но и ссоры нам полезны. Без них мы бы не испытали настоящей дружбы на горьком опыте. И все-таки нужно стремиться к тому, чтобы как можно меньше подобных ситуаций возникало между нами». Саша.

Последний – тот самый Саша, который в прошлом году писал о возможности обид на круге общения и риске каждого, кто оказывается в центре внимания этого круга.

А что же думают сами Катя и Лиана.

Сначала Лиана, которую так боялась потерять как свою лучшую подругу Катя:

«Я считаю, что палуба общения – это нужно, так как там выясняются проблемы, но, с другой стороны, там не серьезно все воспринимают. Может быть, мы еще не доросли до того, как выяснять проблемы и помогать их решить.

Например, мне помогла палуба общения, я разобралась в своих чувствах. Просто нам нужно быть там посерьезнее, и все у нас получится. Вот что я думаю о палубе общения».

Итак, Лиана жалуется на несерьезность как на главную проблему палубы. А что думает главная «возмутительница спокойствия» Катя? Ее мнение в данном случае представляет главный интерес:

«Я думаю, что в общем-то палуба общения нужна, особенно если рассказываешь проблему. Некоторые советы помогают разобраться в себе, и это очень хорошо. Какая бы ни была проблема, нужно просто поделиться и станет легче на душе».

Вот, Катя указала на одну из главных «фасилитирующих» функций и палубы общения в целом и разбора проблем в частности. Сейчас, по прошествии времени, можно сказать, что эффект все-таки был. Катя почувствовала всеобщее сочувствие, и ей стало легче, тем более, что оказалось, не одна она переживает подобные чувства. А Лиана стала внимательнее относиться к чувствам Кати, и по завершению лагеря они остались лучшими подругами.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь