Что я думаю об огоньке?
Сначала несколько слов о том, что такое «огонек».
На нем все ребята сидят в так называемом «орлятском кругу», и каждый должен высказаться о самом главном, что произошло для него в этом дне. Самый простой вариант огонька – это высказывание каждого участника лагеря на тему: «что мне понравилось, что не понравилось и почему». Это как бы завершающая итоговая «засветка чувств». Она представляет собой коллективный самоанализ дня, где общая картина складывается из личных оценок каждого участника.
По ходу огонька через определенное количество выступающих исполняются песни. Их могут предлагать любой участник, но «заказывают» ДК и его Помощник. Они и подводят итог дню своими выступлениями.
Чтобы Вы, коллеги, могли себе представить, с каким спектром проблем может столкнуться такая форма организационно-методической работы с детьми как огонек, представлю небольшую ретроспективу.
Итак, огонек должен подвести итог дню, систематизировать и обобщить полученный опыт, соотнести его с опытом других участников и психологически вывести из специфически игровой атмосферы лагерной жизни. Важность «огонька», думаю, не стоит доказывать, но очень редко мне удается провести огонек, которым я был бы удовлетворен. При всей его важности приходится признать, что пока «огонек» наиболее слабая в методическом плане традиционная процедура лагеря.
Типичная его схема такая. Перед началом «огонька» происходит ритуальная процедура его зажигания. По коробочке выбирается человек, который будет зажигать свечу. Она стоит на какой-то подставке в центре круга, и рядом лежат спички. У зажигающего задача зажечь огонек таким способом, каким еще никто это до него не делал. Первые находятся в наиболее выгодном положении, но всем последующим приходится все больше изощряться. Огонек зажигается и из положения лежа, и рукой, пропущенной под коленями и горящей спичкой в зубах.… В общем, это очередное поле действия закона творчества.
Вспыхнувшее пламя свечи тут же подхватывает коллективное исполнение песни «Огонек». Оно призвано привести ребят в необходимое эмоциональное состояние для коллективного анализа дня.
О Г О Н Е К
Коль без друга ты под вьюгой,
Если с ночи ветер в очи,
Или, может, жажда гложет, -
Ты припомни, что вдали,
На краю родной земли…
Припев:
Огонек колышется,
Огонек не спит,
Огонек твой слышится,
Огонек горит.
Ты не думай, что подумал,
Ты не ведай, что поведал.
Просто нужно верить в дружбу…
И прищурь глаза чуть-чуть-
Вон он, осветив твой путь…
Припев.
И как прежде ждет надежда,
И в ненастье светит счастье,
И с порога ждет дорога…
Ты по ней и идешь уже,
И теперь в твоей душе…
Припев.
Далее ведущий ставит вопросы к предстоящему круговому высказыванию. Это традиционное «Что понравилось?» и «Что не понравилось?» и дополнительный вопрос по теме дня, в котором ведущий возвращает ребят к исходному целеполаганию. Насколько удалось каждому достичь этой цели. Например, на том же «дне деревьев», который мы с Вами подробно рассматривали, ведущий предлагает задуматься, что общего между каждым участником и деревом, что каждому наиболее близко в дереве и его жизни.
«По коробочке» выбирается и первый выступающий. Он берет в руки «талисман откровения», символ искренности и откровенности, которыми должны сопровождаться выступления на «огоньке». В разное время ими были разные вещи. В последнее время им стал «Шурик» - маленькая куколка голенького ребенка.
Итак, первый выступающий начинает свою речь.… А вот дальше, как правило, и начинаются проблемы. Абсолютное большинство ребят, естественно, не обладает сколько-нибудь выдающимися ораторскими способностями. Выступления некоторых – это беспомощное «беканье-меканье». Другие наоборот «растекаются мыслями по древу» в попытке скрупулезно ответить на все поставленные вопросы. Их длинные монологи превращаются в нудные отчеты о проделанной работе. В таких условиях практически невозможно поддерживать необходимое внимание. Огонек разбивается на «группы по интересам», где идет обычное зубоскальство на фоне очередного выступающего. Чего я только не предпринимал, чтобы интенсифицировать работу огонька и повысить к нему интерес ребят.
Я перечислю принимаемые меры, хотя заранее скажу, что не один из них не стал «палочкой-выручалочкой».
Введение минутного лимита времени на выступление. ДК засекает время и останавливает оратора в случае «перебора времени». Это несколько динамизирует ход огонька, но негативная сторона заключается в том, что мысль «успеть сказать» сказывается на качестве выступлений, которые начинают походить на торопливые сбивчивые отчеты.
Парное обсуждение итогов дня, а затем выступление одного от пары с общими итогами. Тоже сокращает продолжительность огонька, но в таком варианте организатор лишает возможности выслушать каждого.
Невербальный анализ дня. Передать впечатления от дня мимикой и жестами. Понятно, что в таком варианте невозможен сколько-нибудь глубокий анализ, это больше комическая имитация собственных чувств и впечатлений, хотя время от времени это способно оживить эмоциональное восприятие процедуры огонька.
Избрание по итогам огонька лучшего оратора. Это стимулирует работу над качеством выступлений, но поскольку ораторские способности вещь довольно редкая, претендентами на награды, как правило, становится ограниченное количество лиц, а у остальных постепенно пропадает интерес к этому приему.
Выступления ребят прерываются через определенное время песнями. У нас постепенно выработалась система, что заказывать песни могут четыре человека – двое вожатых, вернувшихся из лагеря «Солнышко», а также ПДК и ДК, который заказывает последнюю песню. Четыре-пять песен за «огонек» - это в принципе достаточное количество, проблема, правда, в том, что эти песни не всегда соответствуют эмоциональной логике «огонька». Но тут уж ничего не поделаешь. Иногда сам предложишь спеть что-нибудь другое, иногда, когда предложенная песня, ну, совсем, что называется не в тему, сами ребята возмутятся и отменят выбор.
Итак, прозвучала последняя песня, но «огонек» еще не завершается, - нужно решить еще ряд организационных вопросов.
Относительно новая традиция – выборы «героя дня», или «звезды дня». Но, правда, если на это есть время, и ребята еще не сильно измучены затянувшимся вымученным «огоньком». «Герой дня» - это человек, проявивший себя в течение дня так, что его отсутствие значительно обеднило бы содержание жизни лагеря. Человек, повлиявший в наибольшей степени на успешность прошедшего дня. Сначала выслушиваются предложения ребят по кандидатурам, а затем проводится голосование.
Далее назначаются или выбираются новые ДК и ПДК. Как правило, ДК назначается организатором, а он уже сам выбирает себе своего Помощника. В последние годы установилось правило, что ПДК выбирается из первочков, чтобы помочь им почувствовать вкус организаторской работы, ответственности и дать возможность побывать в качестве вожатых в лагере Солнышко». Под аплодисменты присутствующих старые ДК и ПДК передают новым знаки власти – нарукавные повязки. На следующий день они отправляются вожатыми в лагерь «Солнышко».
И, наконец, последняя процедура «огонька» - запись домашнего задания. Однако о домашних заданиях мы будем говорить в следующей части книги, а пока вернемся к вопросу этой главы.
Однажды, когда я особенно мучался и страдал от неэффективности огонька, я и предложил ребятам ответить на вопрос «Что я думаю об огоньке?», дополнительно попросив задуматься, а нужен ли он вообще.
К моему удивлению абсолютное большинство ребят оценило огонек положительно, иногда даже с такими степенями, которых я совсем не мог предполагать.
«В первый день у нас был огонек. Я так не хотела ничего говорить. Но пришлось. Я сказала три-четыре слова и передала коробочку (один из ранних вариантов «талисмана откровения»). Но с каждым днем мне огонек все больше нравился. А сейчас от меня коробочку не оторвешь. Я говорю все, что думаю, и не боюсь, не стесняюсь.
Я думаю, что огонек – это, может быть, даже главная честь в лагере. Маленькая его частичка, но важная. Огонек нужен в лагере. Он учит говорить правду, то, что ты думаешь. Если понравилось, надо говорить, что понравилось. А если не понравилось, значит, надо говорить, что не понравилось.
Я считаю, что огонек нужен лагерю. Ведь в это время человек может высказаться и послушать мнение другого». Юля.
«На огоньке человек может сказать, что ему нравится и что не нравится. В общем, выложить душу. Я думаю, многим людям стоит вот так выкладывать душу». Надя.
«На мой взгляд, огонек – это самое главное в лагере актива. На огоньке мы говорит о прошедшем дне и о том, что каждый понял для себя за этот день. Огонек является показателем того, несколько мы научились доверять друг другу, помогать друзьям, если они в этом нуждаются». Юля.
В следующем отзыве, обратите внимание, как отразились выразительные и релаксационные функции огонька:
«Мне нравится огонек. Потому что после него (дня) хочется высказаться об этом дне, а не держать это в себе. На огоньке также мы поем песни. Посмеемся, как не всегда можно днем». Галя.
Но были и единичные критические замечания. К ним особо следует присмотреться, они очень точно дополняют негативную «копилку» огонька, четче проявляя оборотную сторону этой методической формы:
«… Думаю я об огоньке и не очень хорошо. Ведь когда день был скучным, и всем хочется домой, то люди думают плохо про огонек, и я иногда тоже». Денис.
«На огоньке все рассказывают о прошедшем дне. Но мне кажется, что на огоньке не все открывают свою душу. Они говорят красивые слова только за тем, чтобы отмазаться.
Но можно сказать не только это. Мне нравится, когда мы поем грустные и веселые песни. Мне нравится «орлятский круг», потому что там много смеха. То, что учителя ругают нас за то, что мы смеемся, мне кажется, не правильно. Пусть смеются!» Олеся.
Гениально, Олеся!.. Конечно, «пусть смеются»! Даже если смех разрушает деловую атмосферу огонька, даже если он смазывает анализ дневного целеполагания. Как ни хотелось бы побороться за педагогическую «чистоту» этой организационно-методической формы, хорошее настроение в конце дня все-таки важнее.
Лагерь в слове
В этом задании заключен творческий потенциал наиболее глубокого масштаба. Его следовало бы поместить в главку с творческими упражнениями и заданиями, но давайте его рассмотрим здесь, так как обобщающий потенциал у этого методического приема не менее велик.
В одной из смен еще на первоначальных этапах существования лагеря после создания словесного банка я предложил ребятам вытащить по слову и попытаться подвести итоги лагерной смены, выразив их через это слово. Так и назовем эту процедуру – «Лагерь в слове».
Вы только представьте, как это сложно. Преломить свой личностный опыт лагерной жизни через выпавшее тебе по жребию случайное слово…. Не скрою, учитывая сильный состав этой лагерной смены, я рассчитывал на какие-либо достижения, но результаты превзошли все мои ожидания.
Судите сами. Приведу несколько, на мой взгляд, лучших произведений. Их названиями являются слова, доставшиеся по жребию.
«Смешно»
«По-моему, одно из главнейших достижений нашего лагеря – в умении и желании смеяться. Смех спасает людей, помогает им выжить, лечит их и успокаивает. Без смеха жить невозможно. Наш лагерь тем и ценен, что в нем много смеха.
Смех вообще бывает разный; в частности, в лагере он полезный. Сравнивая этот лагерь с прошедшими, могу, однако, заметить, в этом году смеха искусственного, взращенного заботами А.И. было меньше. А.И. меньше обращал на нас внимание. С одной стороны, это, конечно, большой минус (растения, оставленные без воды и удобрений, растут плохо). С другой стороны, большой плюс (зато закаливаются). Оставленные А.И., мы поначалу чувствовали себя плохо, но постепенно стены недоверия и непонимания рушились, и в последнем походе мы прекрасно развлекали себя без помощи А.И.. Я прямо поражаюсь тому единению, той заинтересованности, с которой мы разгадывали логические загадки, слушали анекдоты и т.д. и т.п.… А бедный А.И., наверное, так скучал там с П.В.!!
Да и вообще, наш лагерь – это очень смешная затея. Но иногда становилось страшно за всех. Это когда было смешно, но не весело. А.И. снова пытался вызвать искусственный смех, как и в прошлые походы, снова заставлял смеяться ни над чем, просто так, потому что все смеются, потому что смеется А.И.. Может быть, другие не так это заметили, но для меня видеть эту работу А.И. было мучением.
Ну, ах, как тяжело А.И. с нами работать! Ну, ах, как он старается! Я не люблю фальши. Если скучно всем, то пусть будет скучно и мне. Если мне весело, то я не должна навязывать свою веселость другим. Я должна просто предложить ее в качестве варианта. Если же тебе скучно, а ты все равно пытаешься развеселить других, то это уже вообще просто преступление. Искренность, конечно, не всегда самое полезное качество человека, но когда ее не хватает, то все другие качества теряют свою естественность и превращаются в ложь, фальшь и лицемерие. Я не виню А.И.. Просто он очень старается.
Бывают, конечно, и другие разновидности смеха. Например, смех злобный, обидный, задевающий. Этот смех надо уметь выдержать, стерпеть, не заметить. Было в нашем лагере место и такому смеху. Тут, действительно, можно было научиться сдерживать свои эмоции. Раза два-три в течение лагеря меня вообще доводили до психического стресса. Удивительно, что другие это не очень заметили. Значит, постепенно приобретается умение возводить стены там, где нужно. Если такое происходит со мной, то не без оснований можно считать, что это происходит и с другими. Я считаю, это очень важное качество, присущее сильным натурам. То есть, даже как будто вредный и ненужный смех приносит пользу.
Людям, я считаю, очень повезло, что они попали в этот лагерь. Если они не получили из него ничего, то это их вина, значит, они и не хотели ничего из него взять». Олеся.
«Момент»
«Я не жалею о том, что ходила в лагерь. Может быть, именно здесь я узнала о том, что будет со мной всегда, что будет помогать мне во всем. Здесь в лагере у меня появились новые друзья, я узнала, что не все люди одинаковые, что не все думают, как я.
В лагере было все. Моменты, когда мне казалось, что все зря, были коротки. Были моменты, когда я была счастлива, вокруг меня были люди, которые, казалось, понимали меня и которые могли мне объяснить то, что не понимаю я. Я считаю, что ради таких моментов нужно жить на земле. Я счастлива и я считаю, что мне повезло. Этот лагерь дал мне очень много». Валерия.
«Олух»
«По моему мнению, это слово писали специально для меня, потому что я себя считаю идиотом. Я поняла весь смысл лагеря и почему А.И. так старался быть необычным два последних года. Мне сегодня (по моему мнению) стали понятны его рассуждения, но поздно. Да, как поздно человек осознает то, что ему надо было осмыслить тогда, когда ему это сказали. Так получилось и со мной. Я не смогла понять А.И., а когда до меня это дошло, уже стало поздно, так как лагерь подошел к концу.
Конечно, это мои личные суждения, даже можно сказать, душевные и глубокие, а сознание мое не хочет слушать душу, поэтому для меня они остаются непонятными. Как все странно в этой жизни. Человек не понимает сам себя даже в пустяках.
А насчет того, что мне понравилось, так это последний поход и вот это, как можно сказать, сочинение. А не понравились нудные и долгие походы. По мне лучше отойти подальше от людей, от машин, от заводов и поговорить немного по душам и поиграть в творческие игры. Вот мое мнение о лагере». Наташа.
И напоследок – поистине, шедевр. Его создала Оля со словом «любовь» за какие-то полчаса, отведенные на заключительное задание. Это стихотворение достойно завершает рассмотрение работы по закону творчества как одному из важнейших законов дружбы.
«Любовь»
Есть два брега – любовь и печаль.
Между ними – река безмолвия.
Строить мост начинать сначала –
Это дело души, не важны условия.
Строим мост, коротая деньки,
Между двух берегов бесконечных.
Мы как птицы просты и легки,
Жаль, что жизнь-то птичья не вечна.
Взмах крылом – и начало пути
Между вечностью и бесконечностью.
Закрываем глаза – все успеть бы пройти,
Не упасть, не сломать бы крылья…
Но любовь не обманешь, и с тоскою в груди
Рухнем в реку, устав от бессилья.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь