«Братья» и «сестры»
А теперь, коллеги, давайте отойдем от сказочной тематики и рассмотрим другие варианты и темы письменных заданий.
В один из дней работы Лагеря друзей мы отправились на совместную экскурсию в развлекательный городской центр вместе с нашим подшефным отрядом «Солнышко». Если в нашей «Звездочке» учатся дружить в ходе лагерной смены ребята в основном среднего школьного звена, то в «Солнышке» присутствуют «малыши» - дети из начальной школы.
Большая масса детей, собранная вместе – это всегда большое напряжение для воспитателей и вожатых, но в этот раз «разрядить» это напряжение помогло одно методическое новшество. Мы решили разделить всех детей на пары «братьев» и «сестер», в которых роль старших играли ребята из лагеря «Звездочка», а младшими соответственно стали «солнышки».
Перед началом процедуры «разделения» малыши были настроены таким образом: им говорилось, что каждый обретет себе старшего брата или сестричку, и задача каждого – познакомиться и подружиться со своим новым «родственником». Соответственно были проинструктированы и «звездочки». Их задача как старших – приложить все силы, чтобы понравиться своему младшему «брату» или «сестричке» и стать для него или нее настоящим другом и покровителем.
Процедура знакомства «родственников» была организована следующим образом. «Солнышки» и «звездочки» были разведены по разным помещениям, и по команде ведущего по одному выходили навстречу друг к другу. Таким случайным образом и были образованы пары «родственников». Чтобы самые проблемные малыши достались наиболее опытным лагерникам, в начале процедуры пришлось пойти на небольшую хитрость. Мы договорились, что первой и второй из помещения «солнышек» выйдут две самые проблемные девочки и определили, кто из «звездочек» выйдет им навстречу. Остальные пары уже были набраны случайным образом.
Итак, пары (было и несколько троек, так как «солнышек» оказалось в этот день чуть больше) определились. Им было дано время на первоначальное знакомство, когда «родственники» разбрелись в пределах ближайшей видимости, чтобы пообщаться друг с другом. Вот подошел автобус, все загрузились, рассевшись, разумеется, по новообразованным парам и – вперед…. До обеда все экскурсии, киносеансы, игры, передвижения только вместе со своим «братом» или «сестричкой».
А вот после обеда, когда и за столом все «родственники» сидели рядом, и старшие ухаживали за младшими, после того как малыши были сопровождены старшими друзьями на тихий час и последние вернулись обратно на «базу», в актовый зал, - ребятам и было предложено выполнить письменное задание, что называется «в тему» дня.
Им было предложено отразить свои впечатления о прошедшем дне в сочинении: «Как я был(а) старшим братом (старшей сестрой)?».
Малыши тоже не остались без задания. Им на «полутихом» часе было предложено написать мини-сочинение «Мой старший брат (моя старшая сестра)».
Давайте посмотрим на результаты.
Сначала сочинения старших:
«Быть старшей сестрой очень ответственно. Хоть я еще и ребенок, но все же старшая сестра. Надо быть и игривой, и серьезной. Быть такой в самый раз». Катя.
«Мне очень понравилось быть старшим братом. У меня оказалась замечательная сестренка. В общении с ней у меня открылись педагогические способности». Дима.
«Мне мой младший брат очень понравился. Мы быстро нашли общий язык и подружились. Во время мультика мы вообще не общались, а вот на нулевом этаже мой брат проявил азарт в играх. Он был послушным, но у меня сразу же появилось чувство ответственности за него. Быть его сестрой для меня было не трудно, и можно сказать, цель дня была выполнена». Таня.
«Сначала мы выстраивались в очередь в комнате. Если честно, я хотела быть в паре с девочкой, например с Аленой, но она ушла к Ксюше. Но когда я начала общаться с Васей, я поняла, что можно быть в паре и мальчиком, и что общаться с ними еще легче.
Он был послушным, никуда не отходил от меня. Когда мы ждали автобус, мы сильно разговорились. Таким образом, я узнала о нем еще больше. Я заметила, что Вася внимательный, рассудительный. Мне было с ним очень легко. Я думаю, что фильм ему понравился, потому что, выйдя из зала, он очень много говорил о нем. По пути на нулевой этаж у него нашлись вопросы, о чем спросить меня. Если бы у меня было какое-то другое «солнышко» или их бы было два, я думаю, что я бы справилась». Катя.
«Когда мы вышли из двух разных кабинетов, мое солнышко очень обрадовалось, подбежало и в восторге меня обняло. Когда мы вышли гулять, то сначала она хотела бегать, потом просто стоять. Ну, в общем, я узнала ее очень хорошо. В галерее она не отходила от меня ни на шаг. А когда пришло время расставаться, она этого очень не хотела.
Трудности я испытала только под конец. Она просто очень ждала тихого часа и хотела спать. Я думаю, что привязалась к этому ребенку и ощутила себя сестрой. Правда, у меня уже есть брат и сестра, и больше мне как-то не хочется». Люда.
«Я бала в паре с Ирой. Мне очень понравилось ходить с ней в галерею, смотреть мультик «Лесную братву», кататься на коньках, играть на автоматах. Особенно мне понравилось ходить вместе в столовую. Мы вместе сидели за столом, вместе выполняли грамматическое задание.
Я думаю, что каждая звездочка сблизилась с солнышком. Я бы хотела, чтобы солнышки хоть раз провели день с нами по нашим обычаям, потому что они все интересуются, что мы там делаем.
Попрошу выполнить мою просьбу». Аня.
Обратили внимание, коллеги, на весьма значительный педагогический потенциал старших друзей. Потенциал, который мы часто недооцениваем и достаточно редко используем. А зря. Об этом можно судить по сочинениям младших «братьев и сестер». Приведем некоторые из них и попробуем прокомментировать:
«Мою сестру зовут Вика. Она со мной дружит, хорошо со мной общается. Она классная сестра, просто супер. Вика моя лучшая сестра, прекрасная сестра».
«Моего старшего брата зовут Леша. Он из лагеря «Звездочка». Леша – серьезный, добрый и внимательный. Он лучший». Вика.
«Мне очень понравилась моя старшая сестра. Потому что она очень хорошая и красивая. Моя старшая сестра Ксюша!!! И еще она умная и интересная. Особенно мне понравилось на катке с ней». Алена.
Вот интересно: все дети пытаются дифференцировать положительные качества своих старших друзей. Откуда такая «характеристичность»? Это врожденное свойство человеческой натуры, проявляющееся даже у детей или воспитанная форма проявления ответной благодарности? Однако в любом случае это бессознательное психологическое «поглаживание-подкрепление» достойно удивления.
«Дорогая сестра, ты мне нравишься. Ты очень красивая и хорошая и чтоб ты никогда не болела». Вика.
А здесь необычна форма. Так сказать, обращение напрямую.
«Моя старшая сестра добрая ласковая и красивая. Мне кажется, что она любит детей. Она никогда не злится, особенно на детей. Мне хочется, чтобы она всегда была такой. Ей нравятся добрые дети. Вот такая у меня хорошая сестра Света». Лиза.
У Светы была еще одна младшая «сестра», которая также оставила о ней теплый отзыв:
«Мне очень нравится Света, потому что она добрая и хорошая. Мы с ней познакомились раньше, на танцах. Вчера, перед тем, как уехать в галерею, мы разговаривали о своих питомцах, но Света ни как не могла рассказать о своей собаке. Я не одна со Светой, еще есть Лиза. Мне кажется, что такой человек как Света не бросит в беде. И вообще-то Света очень, очень милая». Алина.
Обратите внимание, как выделена область совместных интересов о «питомцах». Видимо, через это поле сближение и происходит наиболее интенсивным образом.
«Мою старшую сестру зовут Катя. Она добрая, хорошая, умная. Мы с ней родились в один год. Она старше меня на десять месяцев. Почти на год. Мы всегда были вместе.
Когда мы ехали в «Галерею», мы все пели разные песни, а когда мы ехали назад, освободилось место. Она попросила, чтобы я сел. Я согласился. Когда троллейбус остановился, зашла бабушка, я уступил ей место.
Катя самая лучшая старшая сестра!
Ей повезло. У нее очень дружный лагерь. В будущем я тоже хочу пойти в лагерь «Звездочка». Василий.
Да, так получилось, что Катя оказалась в лагере после 5-го класса и в младшие «братья» ей достался погодок. Но это не помешало сближению, и, что удивительно, педагогическая «иерархия» при этом не оказалась утраченной.
А в следующем сочинении обратите внимание, как за незатейливыми строками описания совместной игры на «автоматах» скрывается открытие «родственности» и на этом драгоценном в духовном плане чувстве происходит сближение:
«У меня никогда не было сестры, я очень рада, что у меня есть она! Настя! Она самая лучшая и добрая!
Когда мы ходили в галерею, мы с Настей выбирали мне автомат для игры. Я выбрала игру, поиграла и пошла с Настей прогуляться. Мы пошли и увидели автомат с попрыгунчиками, и Настя захотела поиграть, то есть выиграть. Она всунула жетон, и ей выпал попрыгунчик и так еще три раза!
Она очень хорошая и веселая, какая мне нужна». Лиза.
Последнее признание очень характерно, и в следующем, последнем сочинении, достигает максимально возможной духовной глубины:
«Мне очень понравилась Лена, «старшая сестра». Она самая классная, лучшая, добрая, умная. Мне она очень нравится. Мы с ней катались на льду. Мне бы хотелось, чтобы Лена была моей сестрой по-настоящему». Настя.
Собственно, это и есть максимально возможный педагогический эффект от этого организационно-методического приема.
Журналисты
Еще один вариант работы с письменными заданиями можно предложить тогда, когда предстоит поход в какой-нибудь музей или на экскурсию. Как правило, сам по себе такой поход вызывает мало положительных ожиданий, но введением данного методического приема можно значительно повысить интерес, информационную значимость и последействие подобных мероприятий.
Ребятам предлагается погрузиться в журналистскую стихию, представить себя журналистами, собирающими информацию в соответствии с интересами представляемых их изданий, и отразить ее в последующей статье или заметке. Ограничив число участников каждой «редакции» работоспособным количеством (3-5 человек), можно предложить самостоятельно образовать редакционные коллективы, исходя из близости интересов и личностных предпочтений.
На следующем этапе каждой «редакции» предлагается выбрать или придумать себе название «издания», которое она будет представлять в виде практикующих журналистов. Можно взять как уже существующие издания, так и придумать свои.
В ходе самой экскурсии журналисты задают вопросы в соответствии с профилем своих изданий. Очень хорошо, если подобное мероприятие завершится итоговой «пресс-конференцией», где экскурсоводам и музейным работникам и будет задана основная масса вопросов.
И, наконец, на последнем этапе журналисты собираются в свои «редакционные коллегии» и обобщают полученный материал в виде письменной статьи или заметки. По итогам этой работы вполне возможен выбор лучшей заметки с последующим награждением редакционного коллектива.
Таков алгоритм. А конкретные результаты подобной работы хочу представить Вам на примере одного похода Лагеря друзей «Звездочка» в городской мемориальный музей Великой Отечественной войны. Этот поход был приурочен к 22 июня, очередной годовщине начала войны, которая каждый год приходится на время работы лагерной смены.
Итак, ребята проинструктированы о предстоящей работе и разделяются на журналистские коллективы тех или иных изданий. Они оказались следующими: «За рулем» (единственная чисто «мужская» редакция и взявшая к тому же название существующего издания), «Бабулон», «Обман зрения», «Твой день», «Общага».
После того как мы добрались до музея, и каждый коллектив представил свое издание, прошла собственно экскурсия, которая завершилась итоговой пресс-конференцией. Вопросы, правда, задавались и в ходе самой экскурсии, но там они были большей частью эмоционально-«последейственными», так сказать, по живым впечатлениям, а вот на самой пресс-конференции вопросы задавались после представления своего издания и в соответствии с его профилем. Впрочем, ярко выраженный профиль оказался только у корреспондентов журнала «За рулем», и они замучили экскурсовода вопросами о тактико-технических данных танка Т-34.
После возвращения «домой» группы журналистов-корреспондентов превратились в редакционные коллективы и разбрелись по укромным уголкам для подготовки редакционной статьи. Примерно через час этой работы эти статьи с соответствующими названиями были представлены, и общем решением была определена лучшая статья.
Разумеется, далеко не все заметки представляют собой вершины журналистского искусства. Я представлю только небольшие отрывки из них, чтобы было видно широту охваченного ими информационного и нравственного материала.
Бронетехника СССР
«Герой Великой Отечественной войны – танк Т-34. Он был одним из самых массовых машин времен ВОВ. Этот танк – потомок целой серии «тридцать четверок». Прототипом была малоизвестная А-34. Затем Т-34, Т-34/76, а последней была Т-34/85. Эта модернизация имела мощную 85-мм. пушку при запасе хода примерно 450 км. Броня, даже лобовая, у «тридцать четверки» была достаточно тонкой. Но благодаря большому ее наклону снаряды просто проскальзывали.
Главным соперником «34-ки» был немецкий танк «Тигр» с его сверхмощной 88 мм. пушкой и дальнобойностью около 2-х км. Он уничтожал любые танки, оставаясь вне зоны досягаемости их пушек. Но нашу «34-ку» не смущало и это. Ее небольшой вес позволял ей маневрировать между препятствиями с большой точностью и скоростью стрельбы. Разгонялась она до порядка 50 км/ч. Что очень прилично по тем меркам. Да и большинство схваток проходило на небольшом расстоянии и в условиях прямой видимости. Для полного разворота башни «Тигру» требовалось около 14 секунд, а нашей «34-ке» в два раза меньше. Орудие в 85 мм. не брало лобовую броню «Тигра», но его борта и моторный отсек были уязвимы. И советские танки заходили во фланги и без труда уничтожали противника. Этот танк выиграл войну и сохранил миллионы жизней. Салют «Т-34»!
Дима, Женя, Мурат, журнал «За рулем».
Ну, что ж, мальчишки оказались верными себе и подготовили действительно неплохую заметку. Последнее утверждение, конечно, редакционное преувеличение, но в целом информация преподнесена сжато и четко с использованием приема сопоставления и контраста. Это тем более похвально, так как в самой экскурсии этим техническим вопросам было уделено минимальное внимание. Мальчишкам самим пришлось задерживаться у соответствующих стендов и добирать информацию на пресс-конференции.
Во время войны
«…Больше всего от войны пострадал Ленинград, так как он был в блокаде с 27 июля 1941 по 1944 год. Жителям этого города было тяжелее всего. Одна история произошла с семьей Савичевых. Девочка 8-9-ти лет вела дневник. На ее глазах умирали родственники, и вот несколько страниц из ее дневника. Она пишет:
«Женя умерла 28 декабря в 12-00 утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 декабря в 3-00 1942 года».
«Лена умерла 17 марта в 5-00 утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2-00 ночи 1942 года».
«Мама умерла 13 мая в 7-30 утра 1942 года».
«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня…».
Нас ужаснула эта история, которую пережила Таня Савичева во время войны. После смерти родственников она осталась одна. Еще через год она тоже скончалась.
Море слез и горя принесла война, и самое страшное, что на ней погибли дети.
Мы считаем, что если бы мы были на месте Тани, то и года не продержались в такое время, без близких, а тем более без матери».
Лена, Ксюша, Вика, журнал «Бабулон».
Здесь ценна непосредственность чувств и личностное отношение. Это скорее даже не заметка, а затронутые трагической историей ленинградской девочки-блокадницы и выплеснутые наружу чувства.
Правда прошлого
«Выпускники школ в предвкушении новой взрослой жизни еще не знали, что эта жизнь будет омрачена ужасом, смертью, кровью и потерями. В 4 часа утра 22 июня 1941 года немцы преступили границу нашей Родины. Но вскоре Гитлер осознал, что СССР не намерен сдаваться. Из репродукторов прозвучала весть о начале войны и последние фразы стали девизом: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Боевой дух присутствовал не только у старшего поколения, но и у молодежи. Солдаты проявляли героизм на фронтах, среди них были даже девушки. Например, наших летчиц, вылетавших на боевые задания на самолетах У-2, немцы называли «ночными ведьмами». Маленькие дети работали на фабриках, помогая матерям. Нельзя не сказать и о врачах, ведь они были как волшебники, вытаскивали даже с того света.
И вот 21 апреля 1945 года русские войска вошли в Берлин. Гитлеру в это время исполнилось 56 лет…».
Таня, Аня, Настя, журнал «Твой день».
Эскизно и схематично, но опять прием противопоставления, в котором пунктирное появление Гитлера придает динамизм и сквозное напряжение всей заметке.
И, наконец, заметка, которая по общему согласию всех «журналистов» была признана лучшей:
Смерть ради жизни
«В музее ВОВ было выставлено множество экспонатов и рассказано много историй. Но вопрос, который задел нас до глубины души – это вопрос концлагерей. Судьбы людей, которые попадали туда, были сломаны навечно.
В период войны в лагерях были уничтожены сотни тысяч людей. И только единицы выходили оттуда живыми, но и им зачастую не всегда было куда возвращаться.
Фашисты изощрялись, как могли над солдатами, женщинами и детьми. В каждом лагере была своя система пыток. Кто-то зарывал живых и мертвых в одну могилу, кто-то душил русских солдат ядовитыми газами, а кто-то выставлял человека как сырье для кожаных изделий. То, что делали фашисты, по нашему мнению, не только бесчеловечно и бессердечно, но и просто невыносимо скверно.
Те мучения, которые перенесли «герои», мы не забудем никогда. Это навсегда останется в наших сердцах. Ведь они боролись за нас, за нашу жизнь, за наше будущее. Тот, кто забыл о них, никогда не познает любовь. Тот, кто посмеялся над ними, не заслуживает прощенья. А тот, кто помнит и верит и любит их, никогда не будет отвергнут Богом.
Наши сердца не забудут ваши подвиги во имя нашей жизни.
Всем погибшим в Великой Отечественной Войне посвящается…
Давно
Давно уж на ваших могилах
Засохли цветы тех времен,
И клен, что стоял у дома солдата,
Забыл тот огонь автомата,
Который мгновенно жизни унес
Детей беззащитных до слез…
Слова благодарности нашей
Хотим Вам от сердца сказать
И все Ваши жуткие жертвы
Собою в веках оправдать».
Люда, Галя, Катя, журнал «Обман зрения».
Это опять тот случай, когда недостатки журналистского мастерства и техники стихосложения полностью искупаются силой и искренностью выраженных чувств.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь