Почти десять лет я проработала в рекламном агентстве. Начинала с младшего сотрудника творческой группы, а в конечно итоге пришла к должности начальника отдела. Мой отдел специализировался в основном на детской тематике. Как только поступал заказ на рекламу продукции или каких-то услуг для мам и детишек, его сразу отдавали нам. Возможно, такая узкая специализация сыграла свою негативную роль, и, когда наступили сложные времена, именно наш отдел прикрыли первым. Впрочем, следом обанкротилось и все агентство. В 45 лет я осталась безработной.
Пару недель передохнула, уделила время, которого вечно не хватало из-за работы, мужу и детям. И с новыми силами взялась за собственное трудоустройство — разослала резюме в рекламные компании.
Сразу посыпались звонки. Не так чтобы очень много, но по два в неделю было. Я исправно ходила на собеседования. Но вот досада — выслушав вдохновенный рассказ о моих достижениях, мне почему-то говорили туманно: «Спасибо, мы вам перезвоним». На этом все заканчивалось.
— В чем дело? — недоумевала я. — Почему, несмотря на весь мой богатейший опыт, меня никуда не берут?
— Может, они ищут специалиста ниже уровнем и дешевле, — успокаивал муж.
Выйдя на улицу после очередного собеседования, на котором снова получила туманное обещание, что мне непременно когда-нибудь перезвонят, я расстроилась и решила с горя чуть подсластить жизнь в кафе-кондитерской неподалёку.
Взяла пирожное, чай и предалась размышлениям о том, почему работодатели не выстроились в очередь за таким ценным сотрудником, как я. Ответ никак не находился.
Спустя время я вдруг увидела, что в кондитерскую зашла девушка, которая вот только что проводила со мной собеседование. Она сделала заказ и примостилась за столиком в углу, уткнувшись в свой гаджет. «Обеденный перерыв», — догадалась я. Не знаю, что меня подтолкнуло к ней подойти. Наверное, чёткое понимание, что второго шанса узнать в неофициальной обстановке причину завуалированного отказа не будет.
— Извините, если помешала. — Я набралась наглости и пересела за её столик. — Я была сегодня у вас на собеседовании.
— Да, помню, — кивнула она.
— Прошу прощения, что мешаю вам обедать... — Я покраснела от смущения и неловкой ситуации. — Мне очень важно знать, почему мне отказали.
— Мы не отказали, — торопливо возразила девушка.
— Да ладно, — протянула я скептически. — Мы же взрослые люди и понимаем, что к чему. «Спасибо, до свидания» — это непрямой отказ. Но я уже не у вас в офисе. И здесь, в неофициальной обстановке, не могли бы вы объяснить причину отказа. Обещаю, это останется между нами.
Очевидно, я выглядела жалкой просительницей. Наверное, она меня таки пожалела. Или совесть проснулась. Хоть и без энтузиазма, но выдавила из себя:
— У вас возраст...
«Вот оно что!» — охнула я мысленно.
— Да? Ну и что же? — парировала с достоинством. — Опыт, между прочим, накапливается вместе с возрастом.
— Каким бы вы ни были отличным специалистом, при прочих равных условиях на работу возьмут не вас, а тридцатилетнего, — произнесла она.
— Почему? — Я старалась сохранять спокойствие внешне, но внутри меня все бушевало. Если бы причина была в моем неправильном поведении на собеседовании, я бы его изменила и решила проблему. А с возрастом ничего не поделаешь, его не уменьшить. — Чем он лучше меня?
— Вы не сможете работать у начальника значительно моложе себя. Вернее, это он не сможет. Ему будет некомфортно.
«Она права, — затосковала я. — Нынче ведь начальники в основном молодые и амбициозные».
Вечером я со скорбным лицом сообщила мужу, что я, оказывается, старая, теперь буду вечно сидеть в четырёх стенах и никогда не найду себе работу. Он задумчиво потёр подбородок:
— Я бы на твоём месте не опускал руки и продолжал искать. Но параллельно занялся бы ещё чем-то, допустим, посмотрел предложения по фрилансу.
— Точно! И не надо будет в офисе сидеть, — обрадовалась я.
К сожалению, с фрилансом тоже все оказалось не так радужно, как хотелось бы. Я брала заказы в Интернете, честно и с душой их выполняла, но получала за это сущие копейки. И то весьма и весьма нерегулярно.
Так прошло два года.
Целых два! Даже не верилось, что я за это время не смогла трудоустроиться. Виной всему — возраст. Я продолжала по инерции и на всякий случай делать рассылку резюме. Но звонки теперь случались крайне редко.
И вот однажды меня вдруг позвали на собеседование в небольшое рекламное агентство, название которого я раньше даже не слышала.
Собралась и пошла, хотя ни на что уже и не рассчитывала. Предложили весьма невысокую должность в творческой группе и такую же невысокую зарплату. Я была согласна на все, на любые варианты.
— Нам срочно нужен человек на детский проект, — сказала собеседующая меня девица, — а это, насколько я понимаю, ваш прямой профиль.
— Да! Моя специализация! Умею! Могу! Сделаю! — Я была так рада и полна энтузиазма, что вполне могла бы предложить им поработать на них бесплатно. Вовремя прикусила язык, и то хорошо.
Очевидно, человек требовался действительно очень срочно. Потому что я сразу же попала на второй этап собеседования — с непосредственным руководителем, и на следующее утро вышла на работу.
Моей шефиней была 25-летняя девушка по имени Людмила. Со мной она с первого дня держалась высокомерно и заносчиво. Этакая юная и современная бизнесвумен, которая ездит на работу на престижном авто и с подчинёнными разговаривает через губу. Я для неё была старой кошёлкой и догадывалась, что, будь её воля, она бы ни за что не взяла меня на работу, но, по всей видимости, сложилась патовая ситуация, а я просто подвернулась под руку.
— Скорее всего, меня уволят, как только мы сдадим проект, — озвучила я мужу свои опасения. — Скажут, что не прошла испытательный срок.
— Ты ещё утрёшь этой девице нос, — сказал он мне ободряюще.
— Даже не собираюсь, — честно ответила я. — Зачем мне это?
Но оказалось, что муж угадал. Вникнув в суть проекта, я чётко увидела, что мы движемся не туда, не в ту сторону.
— Нужно все сделать иначе, — разложила я бумаги на столе перед шефиней. Она не удостоила меня репликой. Но я не отступила. Тыкая карандашом в наброски, схемы и буковки, принялась объяснять. — Продукция рассчитана на детишек от 0 до 3. То есть, по сути, на их мамочек. Такие малявки сами ещё не будут клянчить «купи», не умеют они, к решению о покупке должен прийти родитель. То есть, если выделить целевую аудиторию рекламной компании, то её ядро составят женщины от 20 до 30. Значит, на них она и должна быть рассчитана!
Начальница и бровью не повела.
— А у нас главные герои — жуткие монстры и какие-то страшные инопланетные существа, — продолжила я. — Они могут быть с успехом использованы в рекламе для детей среднего и старшего школьного возраста, но не для малышей!
Наконец шефиня соизволила открыть рот. С недовольной гримасой отчеканила:
— Подобные вопросы не в вашей компетенции. Вернитесь к выполнению своих непосредственных обязанностей. Напомните, что вы сейчас должны делать?
— Разрабатывать диалог между монстром и инопланетянином.
— Вот и разрабатывайте.
— Но это глупо, заказчик будет недоволен... — попыталась возразить я.
— Общение с заказчиком не имеет к вам ровным счётом никакого отношения. Разговор окончен! — оборвала она меня.
Я выскочила за дверь, оставив у неё на столе все бумаги. А сразу за мной в кабинет начальницы зашёл директор этого рекламного агентства, по каким-то своим вопросам. Увидел наброски, которые шефиня собиралась сгрести в мусорник. Заинтересовался. И спросил у неё, почему она не прислушалась к голосу разума.
Её неожиданно уволили, а меня повысили до начальника отдела. Когда я искала человека к себе в отдел, особое внимание обращала на кандидатов постарше. Взяла женщину с большим профессиональным опытом. Ей далеко за сорок.