Российский КАМАЗ сильно сдал на домашнем рынке. Это случается не в первый раз в его постсоветской истории. По итогам первого полугодия текущего года доля камских автомобилей на российском рынке грузовой техники составила всего каких-то 24,6%. Годом ранее этот показатель был на уровне практически 40%. На наших глазах произошла беспрецедентная сдача домашнего рынка.
Причина такого глубокого падения хорошо известна – это и санкции, под которыми сегодня находится компания, и уход ключевого партнера – немецкого Daimler. Впрочем, такого глубокого падения с КАМАЗом не случалось никогда, разве что после пожара на заводе двигателей в 1993 году.
Но даже в тучные годы первого десятилетия XXI века, самый низкий показатель доли камского автогиганта был отмечен в 2008 году. Тогда сложилась уникальная ситуация на российском рынке грузовиков. В РФ хлынул поток б/у грузовиков из США и Европы. Большая европейская семерка осваивала необъятный российский рынок. С 2004 года началась беспрецедентный ввоз китайской грузовой техники, прежде всего, самосвалов. Тогда доля КАМАЗа снизилась и составила всего 28% на рынке новых грузовиков. Даже президенту Владимиру Путину, который совершал автопробег на Lada Kalina по маршруту Хабаровск – Чита в те годы, встретившиеся в пути на одной из стоянок дальнобойщики пожаловались на качество и технологическую отсталость камских грузовиков, отметив, что ни о каком сравнении даже с американскими б/у тягачами речи нет. И их выбор очевиден.
Из той непростой ситуации первых тучных лет КАМАЗ все же выбрался. Помогло то, что РФ стремилась к интеграции в мировую экономику. Как-то на нашем канале мы ссылались на одно давнее интервью генерального директора камского автогиганта Сергея Когогина. Его заголовок прямо бил не в бровь, а в глаз. Этот материал в журнале «Эксперт» от 2011 года так и назывался: «Хочешь стать сильным будь глобальным».
КАМАЗ выбрал этот путь и достиг весомых результатов. Но обратной стороной этого процесса стало то, что в условиях санкций сильно ударило по предприятию. Завод оказался подвешен на крючок глобализма.
Сегодня КАМАЗ вытягивают грузовики поколения К3. А вот новейшее поколение конкурентоспособных автомобилей К5 весь год проходит «реанимацию» импортозамещением. Пока, судя по продажам, до полного восстановления позиции К5 далеко. Суперсовременный тягач КАМАЗ-54901 лишь замыкает топовую российскую десятку (см.табл №2). Да и объем продаж совсем невелик, лидер сегмента китайский Sitrak C7H продается в 14,5 раз (!) лучше.
Рынок не терпит пустоты. И пока КАМАЗ занимается важным делом, слезая с крючка глобализма, российский рынок заполнили китайские автопроизводители грузовиков. Их не так много, и они хорошо у нас известны – Sitrak, Shacman, FAW, Howo, Foton, Dongfeng и т.д. Все эти китайские марки из представленного ТОП-10 занимают 53% российского рынка образца первой половины 2023.
В двух таблицах в конце этого материала, перечислены и расставлены в ТОП-10 самые популярные китайские марки и модели грузовиков на российском рынке образца 2023 года.
Но вернемся к российскому КАМАЗу. Если в первые тучные годы перед отечественным автогигантом стояла архисложная задача создать современный модельный ряд и камский завод в течение второго десятилетия ее выполнил, в том числе с помощью создания совместных предприятий с ведущими западными производителями, о чем подробно рассказал Сергей Когогин в вышеупомянутом интервью. То к концу второго десятилетия в модельном ряде КАМАЗа «правила бал» линейка автомобилей К4 и вовсю шли работы по созданию перспективной линейки К5. Теперь для последней наступает «момент истины».
После того, как в 2022/2023 гг российский рынок заполнили многочисленные представители китайского автопрома именно с ними КАМАЗу со своим локализованным семейством автомобилей К5 придется отвоевывать домашний рынок. Насколько эта линейка конкурентна с китайскими моделями? Этот вопрос сегодня задают многие. Как будет КАМАЗ на этом трудном отрезке пути увеличивать свою долю на российском рынке. В общем, инструменты для этого хорошо известны. В том числе и помощь со стороны государства. Но пока мы только констатируем ситуацию - КАМАЗ оказался в самой низкой точке и с нее и должен начаться поступательный рост.
Табл.1
Табл.2
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz
Уважаемые читатели! Как вы думаете, сможет КАМАЗ отвоевать существенную долю рынка грузовиков, занятую ныне китайскими автомобилями? Пишите в комментариях