Найти в Дзене
Kalacheva School

Выставка в Третьяковской галерее. Продолжение.

Оглавление

Преподаватель рисунка в Kalacheva School, художник Дарья Остапенко продолжает свой рассказ про необычную выставку «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала ХХ века» в Третьяковской галерее.

Знакомство с экспозицией началось здесь>>

Клодт М. П. Спящая женщина. 1858-1859 годы
Клодт М. П. Спящая женщина. 1858-1859 годы

Часть 3. Система образования

Наши живописцы и графики 18-19 вв. всегда были сильнее за счет постоянной работой с натурой! На западе эта традиция в какой-то момент была утрачена. В эпоху Возрождения, когда было еще нормальное, светское восприятие искусств, художник был творцом, творцом изучающим, был инженером и мог выстроить фигуру в любом ракурсе, например, для свода какого-нибудь собора! Вы когда-нибудь пробовали рисовать фигуру? А фигуру в ракурсе снизу вверх? А снизу вверх на круглом своде? Для этого требуется по-настоящему серьезное образование.

Нужно знать и перспективу, и анатомию и уметь связать все это в единую цельную композицию, а еще предугадать искажение с учетом свода.

И для нас важна эта система обучения рисованию, которая взращивала таких мастеров. За 1.5 века в методике Академии художеств было много изменений и реформ.

Берсенев И. Вид на Академию художеств с Невы Бумага,  тушь, бистр, кисть, перо 17,1 х 21,3
Дар в 1969 А.А.Сидорова, Москва
Берсенев И. Вид на Академию художеств с Невы Бумага, тушь, бистр, кисть, перо 17,1 х 21,3 Дар в 1969 А.А.Сидорова, Москва

XVIII в. Идеальная схема

Брали 5-6 летних детей. В течение 9 лет они получали среднее образование: закон Божий, русский язык, чтение, иностранный язык, арифметика и т.д. В это же время дети начинали рисовать элементарные вещи, учились штриховать, по книжкам-образцам делали копии, давались специальные гравюры «разукрашки», которые специально изготавливали для деток, чтобы те учились по ним класть штрихи по форме. Например, такие разукрашки имитировали рисунок сангиной (наш любимый рыженький материал для рисования тела человека). Так дети учились основам рисунка! Эти разукрашки изображали какие-то основные части тела: голову, фигуру в разных ракурсах, лицо. Это была первая стадия - первые 3 года (6,7,8, лет).

Потом ребятам давались гипсовые головы и орнаменты, руки, ноги, - изучалась светотень и объем. Гипс был первой важной вехой в обучении, т.к. он неподвижен и его можно долго изучать, исследовать и рисовать.

К этому времени уже становилось понятно, что из себя представлял ребенок - будет ли он Брюлловым или Айвазовским, или пойдет в ремесленные мастерские (по золочению, литейные, столярные), которые были тут же и будет, например, краскотёром. Детей разделяли по степени дарования и распределяли.

Далее в самой Академии художеств предстояло учиться еще 6 лет. В ней детей ориентировали на классы скульптуры, живописи или архитектуры. На живописи была своя иерархия: самых даровитых определяли на исторический факультет, так как все массовые сцены требовали максимальной подготовки и были самыми сложными. Также были и жанристы, и пейзажисты, и баталисты. Мы будем говорить в основном об историческом направлении класса живописи.

Утро учеников начиналось с общеобразовательных предметов. Далее шли этюды в мастерских, а с 17:00 до 19:00 все перемещались в натурные классы и рисовали натуру. И так 6 лет!

Рерих Н.К. 1874-1947 "Экорше". Анатомический рисунок. Конец XIX-начало XX века Бумага,  черный карандаш 70,5 х 50
Рерих Н.К. 1874-1947 "Экорше". Анатомический рисунок. Конец XIX-начало XX века Бумага, черный карандаш 70,5 х 50

Параллельно был предмет композиция, где давалась тема, которую ученики разрабатывали. Потом проводился экзамен, на котором давали медали. Медалей было 4 вида: малая и большая серебряная, малая и большая золотая. Серебряные медали давали на начальных этапах, а ближе к окончанию академии давали задания уже на золотые медали. Но на золотую медаль мог претендовать ученик, который набрал необходимое количество серебряных медалей и “оброс” опытом и мастерством.

Получить золотую медаль было целой эпопеей. Каждому ученику на экзамене давалось определенное задание. Пока ученик не закончит эскиз, его не отпускали. Сел - нарисовал - иди спи. Не нарисовал - сиди до утра. Экзамен шел 24 часа. Конечно, ученикам ставился самовар, им позволялось выйти в туалет, но беседовать между собой не разрешалось - никакой взаимопомощи.

По утру эскизы проверялись и отбирались те, по которым давалась возможность написать целую картину. Картина - это уже большая золотая медаль.

И тут учеников уже разводили по отдельным мастерским, приводили натурщиков для позирования, и ребята работали.

Скотти М.И. 1814-1861. Натурщики Академии художеств – Никита, Ефрем, Мартьян, Тарас. 1836 г. Лист наклеен на оборот листа № 128
Бумага коричневая,  итальянский карандаш, мел 20 х 28
Скотти М.И. 1814-1861. Натурщики Академии художеств – Никита, Ефрем, Мартьян, Тарас. 1836 г. Лист наклеен на оборот листа № 128 Бумага коричневая, итальянский карандаш, мел 20 х 28

По итогам отбора картин вручалась большая золотая медаль, которая давала возможность поехать за счет академии в большую пенсионерскую поездку на несколько лет (3-6 лет в зависимости от финансов академии) В основном в Италию. Чуть позже стали отправлять в Париж.

Из поездки студенты-пенсионеры присылали эскизы и отчеты.

Подчеркну, с первых штрихов до подготовки к картине на большую золотую медаль был рисунок!

Идеальная схема часто менялась.

Реформа 1802 года - сокращают возраст пребывания - берут детей 8-9 лет вместо 5-6-летних.

Потом случился финансовый кризис, началась война с Наполеоном и об Академии забыли. Много талантливых людей не поехали в пенсионерскую поездку. Целое поколение. Их попросили освободить помещение после окончания Академии.

В 1840 году все учащиеся стали вольноприходящими. Но впускали их все равно через экзамены.

Реформой 1893 года было отменено распределение живописи на иерархии (историческая, батальная и так далее). Группы стали формироваться вокруг преподавателей. Особым успехом пользовался Репин - все хотели попасть именно к нему. То есть эта реформа уничтожила систем жанров живописи, как специализацию. Теперь ученики писали в классах того же Репина и пейзаж и историческую картинку и батальные сцены - важна была индивидуальность преподавателя и ученики шли за ней.

Ступени мастерства

Выставка называется «По ступеням мастерства. Русский академический рисунок XVIII – начала ХХ века», поскольку все эти ступени образования четко прослеживаются на протяжении полутора столетий.

Для тех, кто хочет почувствовать себя студентом Академии художеств и научиться рисовать человека по-взрослому: со знанием геометрии, анатомии и на профессиональном уровне, Дарья Остапенко подготовила грандиозный сборник «Рисуем человека», в который вошли 12 курсов Дарьи, в которых досконально и системно разбирается весь процесс рисования человека. Подробное описание сборника и его преимуществ здесь>>