Найти тему
Sunny Blues

Лучшие прог-рок песни

Оглавление

Прочитав заголовок, можно сразу понять, что версий может быть очень много. Предложу свою.

Стиль определяет. Эти песни - одни из самых сложных из всех, когда-либо придуманных.

Если даже только заглянуть в эту тему, можно сразу заметить, что в признанных канонах прог-рока есть всё. Если говорить о текстах, то лирика простирается от духовных путешествий и вечной любви до гоночных автомобилей и даже совета избегать желтого снега.

Прог
Прог

Можно даже не говорить о бессмертных гитарных и синтезаторных соло, и бесчисленных сменах тактовых размеров. Этого здесь в изобилии. На этом держится прог. Кроме того, жанр несомненно тяготеет к удлинению композиций, выходя за любые рамки того, что кажется разумным обывателю, так что в списке есть несколько довольно-таки длинных треков, а также несколько не менее эпичных четырех- и пятиминутных. Для разнообразия ни одна группа не упомянута дважды. Так что включайте усилители или надевайте наушники и отправимся в космос.

20. FOCUS - Hocus Pocus

По сути своей прогрессивная рок-группа FOCUS состоит из серьезных исполнителей, тяготеющих к классике и джазу. Другая особенность - довольно-таки эксцентричное чувство юмора, которое они выражали в своих редких вокальных треках. Hocus Pocus начинался как шутка на репетиции, когда Ян Аккерман сыграл рифф, а органист Тийс ван Леер ответил своими йодлями. Барабанщик Пьер ван дер Линден солирует тут везде, где это только возможно.

До сих пор остается любимым фанами треком, даже несмотря на то, что все, кто купил альбом Moving Waves из-за этого сингла, возможно, были шокированы тем, насколько отличались остальные темы.

19. DREAM THEATER - Octavarium

Бесспорные мастера прог-метала приземлили этот 24-минутный опус на прог-стороне.

Если кто-то думал, что они всегда увлекались шредом, послушайте, с каким вкусом и мелодичностью сделаны первые двенадцать минут этой прог-роковой песни. Но не бойтесь, в следующие двенадцать начнется шред, и это будет совершенно захватывающе. Можно потратить недели, чтобы расшифровать все отсылки в этом опусе, но видимо это единственная прог-песня, текст которой отсылает не только к PINK FLOYD, но и к RAMONES.

18. CARAVAN - Nine Feet Underground

Отличная восьмичастная композиция Каравана. Для своих 23 минут удивительно плотная и доступная, возможно за счет очень легкого ритма инструментальных частей и возвышенных мелодий двух вокальных партий. Вторая вокальная часть, спетая басистом Ричардом Синклером, особенно красиво демонстрирует явное влияние на группу английского фолка.

17. KANSAS - Miracles Out of Nowhere

Первую сторону четвертого альбома группы Leftoverture открывает их знаменитый хит Carry On Wayward Son, но завершается она менее попсовым, но более полно отражающим прогрессивную сторону KANSAS треком.

Miracles плавно переходят от пасторальных стихов к сложной инструментальной обработке, и как и большинство песен KANSAS, это все о духовных поисках и наградах, которые могут ждать на этом пути. Отлично использовано секретное оружие KANSAS - вокальный дуэт фронтмена Стива Уолша и скрипача Робби Стейнхардта.

16. Питер Гэбриэл - Lay Your Hands On Me

Security - по видимому самый прогрессивный альбом Питера Гэбриэла. Расширив музыкальные возможности с помощью приобретенного незадолго до этого цифрового сэмплера Fairlight, и заглянув в текстах в исследование какой-то абсолютно эмоционально запутанной территории, Гэбриэл посвятил центральную часть альбома потребности в повседневном контакте человека с другими людьми. И во время последующего тура Габриэл постарался на каждом концерте поддержать текст соответствующим общением с публикой во время последнего припева.

15. UTOPIA - The Seven Rays

В лучших своих проявлениях оригинальным UTOPIA удалось соединить квалификацию группы с поп-волшебством Тодда Рандгрена. Seven Rays -космическая, но грубая, с ритм-секцией, намекающей на фанк, и текстом Рандгрена, демонстрирующим что-то вроде уличной духовности, включая отрывки из евангелия. И во главе бэк-хора - тогда еще никому неизвестный будущий лауреат восьми премий Грэмми Лютер Вандросс.

14. GENTLE GIANT - Free Hand

Несмотря на все свои амбиции и сложность, GENTLE GIANT иногда были одной из самых энергичных рок-групп. Заглавный трек их, возможно, лучшего альбома объединяет все эти три качества.

Клавишник Керри Минниар разыгрывает успокаивающее вступление, прежде чем перейти к основному риффу.

Текст предположительно адресован бывшему деловому партнеру, и Дерек Шульман выдает потрясающий вокал. Видимо, он не случайно откроет BON JOVI в своей последующей карьере в качестве руководителя лейбла.

13. Кейт Буш - Suspended in Gaffa

Кейт очень театральна в своем ярком и запутанном шедевре с пластинки The Dreaming. Раньше она так не пела, как собственно и никто другой. Эти восклицания «I want it all!» (Я хочу все!) в припеве.

12. PROCOL HARUM - A Salty Dog

Одна из величайших прог-роковых песен PROCOL, которую они исполняли вживую на протяжении всей своей карьеры. Идеальна для благородного голоса Гэри Брокера и роскошной игры на барабанах Би Джей Уилсона. Автор текста Кейт Рид, как обычно, оставляет историю открытой для интерпретации, можно предположить, что это изложение рассказчиком своих пиратских подвигов.

11. THE MOODY BLUES – Legend of a Mind

Песня посвящена американскому писателю и психологу Тимоти Лири, участнику кампании по исследованиям психоделических препаратов.

Написанный и спетый флейтистом Рэем Томасом, шестиминутный прог-рок трек стал ключевым для альбома In Search of the Lost Chord, в котором MOODY BLUES размышляли о различных путях к просветлению, включая медитацию и романтическую любовь. Томас исполняет хорошо запоминающееся соло на флейте, а несколько неземной меллотрон Майка Пиндера уносит в космос, MOODIES здесь невероятно мелодичны.

10. Фрэнк Заппа - Don’t Eat the Yellow Snow (suite)

Кандидатом на это место могла бы быть Inca Roads, но эта прог-роковая песня дает возможность подчеркнуть, насколько весёлым может быть этот жанр, если предоставить ему такую возможность.

В этой мини-сюите с пластинки Apostrophe Фрэнк Заппа положил эскимосскую историю о лохматой собаке на басовый рифф в размере 7/4. Как история, так и её сопровождение становятся все более диковинными по ходу сюиты. Стоит обязательно послушать этот второй сингл альбома 1974 года во всей его красе.

9. VAN DER GRAAF GENERATOR – Man-Erg

Питер Хэммилл - мастер экзистенциальных трактатов в текстах песен.

В этом ключевом треке альбома Pawn Hearts он раскрывает негодяя, ангела, беглеца и обычного человека, живущих внутри одного индивидуума, и музыка переходит от первоначального спокойствия к полному хаосу. Ревущий вокал Хэммилла находит себе помощника в лице саксофониста Дэвида Джексона, волшебника своего инструмента, который сделал соло-гитару в этой группе почти что ненужной.

8. ASIA – Sole Survivor

Чистая правда, что у ASIA было очень много поп-музыки в крови, и за это их любило MTV. Но в этой песне они - супергруппа, на которую уповали фанаты.

Стив Хау и Карл Палмер однозначно проявлены в песне, а Джон Уэттон красиво преподносит историю о победе над обстоятельствами. Трек, который делает их доступность достоинством.

7. JETHRO TULL – Heavy Horses

Возможно, кто-то ждёт Thick as a Brick? Но я всё-таки предложу Лошадей.

У Иэна Андерсона были непостоянные отношения с прогом, но судя по тому, с каким удовольствием он поет, Иэн явно в восторге от этого заглавного трека альбома, который на всём своем протяжении скорее более окрашен в фолк.

Девятиминутная прог-роковая песня начинается с классического риффа гитариста Мартина Барре, передав поводья Иэну, рассказывающему о рабочих лошадях, которых человечество вновь призовет на помощь, «в тот день, когда нефтяные бароны выльют всё до последней капли».

Приглашенный скрипач Дэрил Уэй из прог-группы CURVED AIR добавил легкости песне, а барабанщик Бэрримор Барлоу привнес ощущение скачущих копыт.

6. EMERSON, LAKE & PALMER – Karn Evil 9: First Impression

Довольно-таки тяжелая и прямолинейная для ELP, несмотря на громоздкое название. Изначально две ее части связывали две стороны пластинки Brain Salad Surgery.

Начинается как философский взгляд в будущее, движимый тяжелым органным риффом Кита Эмерсона и энергичным вокалом Грега Лейка. Во второй части мы попадаем в некий сюрреалистический цирк со знаменитым «welcome back, my friends» (с возвращением, друзья мои).

Основная тема - мир, в котором массовые развлечения отвлекают людей от проблем разрушения природы и нарушения прав человека.

5. RUSH – Red Barchett

На это место могла бы претендовать и очень популярная среди поклонников группы Cygnus X-1 Book II: Hemispheres, но всё-таки пусть будет Red Barchett, песня Rush на самую рок-н-ролльную тему - захватывающую поездку на скоростной машине.

Текст Нила Пирта представляет собой сложную метафору на тему свободы, и группа отвечает тем же. Алекс Лайфсон легко переключает передачи, придумывая новый гитарный рифф для каждого нового этапа истории. Гедди Ли по-настоящему развернул свои вокальные данные, будучи еще достаточно молодым, чтобы искренне изложить тему от лица рассказчика-подростка.

4. GENESIS – Unquiet Slumbers for the Sleepers….In That Quiet Earth/Afterglow

Прог не ушел от GENESIS после ухода Питера Гэбриэла и эпохи The Lamb Lies Down on Broadway/Supper’s Ready. Яркий запоминающийся инструментал в этом попурри - одно из мастерских проявлений гитариста Стива Хакетта, который взял свое фантастическое призрачное настроение из строчки английской писательницы Эмили Бронте, процитированной в названии.

В нем много драматических поворотов и меняющихся риффов, и все завершается самой впечатляющей песней о любви в каталоге GENESIS. Один из первых треков, который реально показал высоты, которых Фил Коллинз может достичь как вокалист.

3. KING CRIMSON - 21st Century Schizoid Man

Да, сейчас это классика, но попробуйте представить, как она била по ушам в 1969 году.

Никто, кроме Роберта Фриппа и ко, не устраивал доселе столь шокирующего шума, который можно услышать между гитарой и саксофоном.

Искаженный вокал Грега Лейка был настолько неожиданно угрожающим для конца 60-х, что вряд ли бы кто-то догадался, что подобный стиль скоро станет его торговой маркой. Каждое воплощение CRIMSON играло эту классику из альбома In the Court of the Crimson King, и истинные любители прога с огромным удовольствием слушают ее в 21 веке.

2. PINK FLOYD - Shine On You Crazy Diamond

Возможно, лучшая песня PINK FLOYD, очень запоминающаяся, дань уважения их основателю Сиду Барретту. От прозрачного воздушного вступительного соло Дэвида Гилмора до энергичного припева Роджера Уотерса - все очень эмоционально и создает впечатление единой песни, хотя две ее части разнесены как начало и финал LP Wish You Were Here. Последний проблеск старого FLOYD, создавшего классику Dark Side of the Moon, после чего они (во многом благодаря Уотерсу) практически полностью посвятили себя саркастическим социальным высказываниям.

1. YES - Close to the Edge

Если кто-то читал о методах работы YES в студии, то механизм состоял в том, чтобы просмотреть множество абсолютно разных идей, а затем сшить их вместе. Так что это сродни чуду, когда вдруг они придумали настолько красивую и целостную тему. При том, что 18-ти с половиной минутная Close to the Edge структурирована как поп-песня: три куплета, бридж, соло на клавишных и финальный припев.

Космические гармонии Close to the Edge прочным якорем удерживает на земле игра Билла Бруфорда на барабанах, а соло на органе Hammond Рика Уэйкмана, возможно, самое торжествующее во всем проге.

Читать также: